Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
статья (средняя группа) на тему
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметно - развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение развивающей среды в соответствий с требованиями ФГОС дошкольного образования
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.
Выявив недостатки при построении развивающей среды в группе, мы поставили перед собой цель: Создать ППРС в ДОУ в условиях группы способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и доведением до соответствия требованиям ФГОС, через реализацию основных принципов ФГОС.
Прежде чем приступить к созданию предметно-развивающей среды в группе, нами были изучены основополагающие документы:
-Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10. 2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
- образовательная программа.
ФГОС дают нам основное понятие ППРС:
«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мы понимаем, что понятие и значение ППРС не является новым, а основывается на фундаментальных трудах таких ученых как В. А. Петровского, М. Н. Клариной, Л. А. Смыгиной, Л. П. Стрелковой, С. Л. Новосёловой и др.
В соответствии с ФГОС ООП ДОУ ППРС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. ППРС должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому мы стали работать над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1.Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда
В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими мы руководствовались при реализаций поставленной перед нам цели.
• Принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Реализация принципа информативности была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности. Принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Наш детский сад работает по программе «Радуга» автор Т. Н. Доронова, которая предлагает при ознакомлении с основными цветами проводить цветовые тематические недели. Вот так проходила наша неделя: «Жёлтый цвет», дети играли жёлтыми игрушками, на НОД при лепке дорожки и строительстве воротиков использовали жёлтый цвет, всю неделю дети ходили в жёлтой одежде. Родители были активными участниками: одевали детей в одежду жёлтого цвета, приносили игрушки, картинки. Из картинок мы с детьми сделали коллаж, который долго рассматривали, обсуждали и разместили в уголке творчества. Также мы используем такой приём как, чудесный мешочек в который дети складывают любимые игрушки взятые в собой из дома, подарки воспитателей, интересные находки. Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС. По ФГОС с целью полифункциональности использования группого помещения, оно должно быть разделено на три части. Рабочая зона – в нашей группе она используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности ей отводиться 30% от общей площади. Зону для спокойной деятельности занимает 20% площади – здесь мы читаем художественную литературу, есть уютное место для отдыха - уголок уединения, мягкой игрушки. Зону для деятельности связанной с интенсивным использованием пространства 50% в нашей группе есть место для катания на машинах, для возведения крупных игровых построек, место для двигательной активности. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Также в играх с детьми используем предметы-заместители, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности. Принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений ППРС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашей группе для изменения пространства мы используем подвески, для снятия эмоционального напряжения, для двигательной активности детей. При входе в группу детей встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для поддержания интереса к детской деятельности. Активно используем мебель, куски ткани, в зависимости от того какие образовательные задачи мы решаем. Принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Центр любимой книги и развития речи объединили с музыкально-театральным центром. Потому что мы сначала с детьми читаем сказки, стишки, рассматриваем иллюстрации в книгах, потом мы для детей и вместе с детьми используя разные виды театра показываем сказки, обыгрываем потешки, для этого используем музыкальные инструменты. В центре конструирования проинтегрировали такие ОО как, «Познание» и «Социализация». Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке творчества есть маркеры для рисования на доске, ручки, фломастеры, цветные карандаши. Есть красивые игрушки для любования, цветные пирамидки для знакомства и повторения цвета. В познавательно-исследовательском центре мы интегрируем такие ОО как, «Познание», «Социализация», «Труд». Принцип учёта полоролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. Содержание в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины для мальчиков, коляски и куклы для девочек, есть и общий материал который интересен и девочкам и мальчикам: парикмахерская, кукольный уголок. Принцип учёта зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. Этот принцип решается нами через использование игрового оборудования в разных вариантах. Играя в дидактическое упражнение «Цветные пробки» мы не только учимся раскладывать по цветам, но и выкладываем из пробок разные фигурки. Используем детские сакровишницы для дальнейшей работы с личными детскими коллекциями.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми мы делаем выводы, что наша ППРС несёт в себе деятельностный характер - это видно потому как наши дети могут самостоятельно учитывая свои желания и интересы действовать во всех центрах развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и ин...
СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Представлены подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду...
Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ
Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.Требования к организации предметно – пространственной среды группы.Нормативные требования по организации развивающ...
построение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС
Предметно-развивающая среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно-насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познании, труде, физичес...
Реферат на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Рефератна тему:«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»...