Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.
консультация (подготовительная группа) на тему
.Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства,уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности построения развивающей среды в контексте работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях перехода на ФГОС.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачёв.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Но не просто человека, а человека любящего свою страну, трепетно относящегося к своей малой родине, гордясь своей историей.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования по ФГОС. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
У ребёнка чувство патриотизма начинает проявляться с тёплым отношением в семье, к своим близким и родным людям – маме, папе, дедушке, бабушке. Подрастая, ребёнок расширяет свой кругозор и ему становится интересно, что же находится там за пределами его семьи. Так постепенно он узнаёт свой родной посёлок, город, область, страну. Начинает интересоваться историей своего родного края, страны. И чтобы у ребёнка не пропал интерес к изучению своей Родины, взрослые должны помочь поддержать и даже разжечь этот интерес. И у коллектива нашего детского сада встал вопрос, как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации гражданственности, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для успешной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста были разработаны тематические планы, которые учитывают свои особенности в каждой возрастной группе. На основе этих планов был подобран материал, который был оформлен в уголки по патриотическому воспитанию.
Так в младшей группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию «Что мы Родиной зовём?». Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детского сада, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок. И хотя многие его впечатления ещё им не осознаны, всё начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек.
В средней группе – уголок «С чего начинается Родина» - здесь более подробно рассматривается родной поселок, город. Дети получают краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, поселковых зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
В старшей группе оформлен уголок «Наша Родина Россия». В этом возрасте расширяется кругозор детей и рассматривается область, как часть большой страны, изучаются понятия «гимн», «герб».
В подготовительной группе оформлен патриотический уголок «Наш дом Россия». Идёт знакомство детей с нашей страной в целом, с её символикой. Формируется представление о Москве, как о столице нашей Родины, в которой работает правительство и народами, которые населяют Россию. Уделяется внимание истории и традиции нашей необъятной страны.
Полученные знания закрепляются в повседневной жизни детского сада – это:
оформление уголков для родителей, где совместно с детьми подбирается материал для размещения на стенде, и каждый ребёнок может рассказать родителям, чему посвящена данная выставка;
проведение государственных и народных праздников;
проведение сюжетно-ролевых игр, например «Армия», «Пограничники», где дети старших групп с удовольствием применяют на практике, полученные знания о военных профессиях;
работа с родителями. Родители главные наши помощники, поэтому только в полном сотрудничестве с ними, мы можем гармонично развивать и воспитывать ребёнка. Родителей мы приглашаем на праздники, проводим совместно с детьми родительские собрания, приглашаем на день открытых дверей.
В заключение хочется отметить, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Всё в наших руках!!!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.
Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....
Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...
ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...
Консультация для педагогов Тема: " Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода на ФГОС"
Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития. В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает...
«Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях перехода на ФГОС »
Нашей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разн...
Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...