Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»
материал (старшая группа) на тему
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет в рамках ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»
Образовательные области | Виды деятельности | Центры, уголки, мастерские и др. | Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы |
Речевое развитие | Игровая | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Развивающая предметно-игровая среда. | Создавать условия для речевого развития детей путем вовлечения детей в игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные игры). Способствовать диалогическому общению детей, через создание игровых ситуаций (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации). Пополнить картотеку речевых, подвижных, дидактических игр. |
Коммуникационная | Обеспечить необходимым оборудованием для театрализованных игр, способствовать развитию коммуникативных навыков у детей по развитию всех компонентов устной речи. Создавать в группе условия для коммуникативной деятельности детей, для речевого развития детей. Обогащать содержание общения детей с взрослыми и сверстниками. Вовлекать детей в игры, путем создания игровой ситуации. Обеспечить дидактическими пособиями для проведения упражнений с целью формирования коммуникативной функции. Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого. | ||
Конструктивная | Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности. Разнообразные строи- тельные наборы. Библиотека. | Создавать условия для практического экспериментирования поискового характера с новыми деталями конструктора с целью обнаружения самими детьми их свойств. Способствовать конструктивной деятельности детей. Путем вовлечения в игры-театрализации, что способствует речевому творчеству детей. Обогащать и активизировать лексический запас детей путем создания практических заданий. | |
Познавательная | Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности. Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия). Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки. Библиотека. | Способствовать познавательно-речевому развитию детей через расположение в группе оборудования для экспериментирования, игр для сенсорного развития, предметных картинок, карт, энциклопедий и т. д. Создавать в группе ситуацию для познавательного интереса, путем обогащения предметно-развивающей среды. Способствовать активизации познавательной деятельности детей. | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Создавать условия для трудовой деятельности детей. Способствовать речевому общению детей в процессе трудовой деятельности. Пополнять словарь детей новыми терминами и выражениями. Формировать способность к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности. Создавать условия для совершенствования у детей навыков самостоятельности и навыков общения. | ||
Изобразительная | Развивающая среда творческих видов деятельности. Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, аппликация), в т.ч. природные материалы. Библиотека. | Обеспечить необходимым оборудованием (коллекции народных игрушек, наборы художественных открыток, репродукции художественных произведений) для развития художественно-эстетических способностей у детей. Обеспечить детей наглядным материалом для уточнения понимания названий предметов изобразительного искусства, для обогащения активного словаря детей. | |
Музыкальная | Развивающая среда творческих видов деятельности. Музыкальные игрушки и оборудование. Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности (все виды театрализованных игрушек), элементы костюмов и т.д. | Обеспечить детей дидактическим и игровым материалом (муз. инструменты, предметные картинки, дидактические игры и т.д.) способствующих развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального); формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной). | |
Двигательная | Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья. Библиотека. | Обеспечить детей дидактическим материалом (гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров) для развития речи в игровой деятельности. Способствовать развитию и обогащению словарного запаса детей через использование игр с речевым сопровождением. | |
Познавательное развитие | Игровая | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия). Конструкторы. Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки. Библиотека. | Обеспечить необходимое оборудование (дид. игры, пособия, конструкторы, оборудование для экспериментирования) для развития внимания, памяти, мышления. Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую познавательную активность (разместить дидактические игры и игрушки, природный материал и др.), создавать ситуации для проведения самостоятельной игровой деятельности детей. |
Коммуникативная | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия). Конструкторы. Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки. Библиотека. | Обеспечить необходимым оборудованием (дидактические игры математического содержания, экологического содержания и т.д.) способствующих познавательному развитию и коммуникативной деятельности детей. | |
Познавательно-исследовательская | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия). Конструкторы. Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки. Библиотека. Средства ИКТ: интерактивные игрушки. | Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую исследовательскую активность (разместить дид. игры и игрушки, природный материал, специальный материал для экспериментирования, предметы взрослого быта и др.), создавать ситуации для проведения самостоятельных опытов детей (внесение иллюстрация, атрибутов, художественной литературы, энциклопедий и т.д.). Поддерживать инициативу детей в исследовательской деятельности путем поощрения. | |
Конструирование | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Конструкторы. | Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии конструктивной деятельности. Способствовать активизации познавательной деятельности детей путем вовлечения в конструктивные игры. Поощрять конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и коллективному) на основе самостоятельного экспериментирования; создавать условия для практического экспериментирования поискового характера с новыми деталями конструктора с целью обнаружения самими детьми их свойств. | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Создавать условия способствующие изготовлению атрибутов для игр и дидактических игр путем привлечения детей к трудовой деятельности. | |
Изобразительная деятельность | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. Развивающая среда творческих видов деятельности. | Создать необходимую среду (разнообразные изобразительные материалы, материалы для нетрадиционной техники рисования). Способствовать самостоятельной декоративно-оформительской деятельности детей (изготовление атрибутов для кукольной комнаты, настольного театра). | |
Художественно-эстетическое развитие | Игровая | Развивающая среда творческих видов деятельности. Развивающая предметно-игровая среда. | Обеспечить необходимое оборудование (музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки). Создавать условия и помогать организовать сюжетно-ролевую игру (художественно-эстетической направленности), вовлекая детей в игру, изготавливать атрибуты для игры привлекая детей. |
Коммуникация | Развивающая предметно-игровая среда. Развивающая среда творческих видов деятельности. | Поддерживать детей в стремлении совместно действовать путем нахождения общих интересов. Организовать совместную с детьми изобразительную деятельность (рисование, лепка, игры с музыкальными инструментами) помогая детям находить товарища про интересам. | |
Познавательно-исследовательская | Развивающая среда творческих видов деятельности. | Способствовать художественно-эстетическому развитию детей через расположение в группе репродукций, картин, иллюстраций, дид. игр и т.д. Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки (незаконченные фигуры, предметы быта и т.д.) Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски). | |
Художественная литература | Библиотека. Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Организовать создание детьми (совместно со взрослыми) «книг» — сборников сочиненных детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками; комиксов; пополнять и обновлять библиотеку новой литературой, для формирование у детей запаса литературных впечатлений. | |
Художественный труд | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски, ткань, нитки, подходящая литература и т.д.). | |
Конструирование | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности (конструктивно-модельной), снабжая детей разными видами конструктора. Побуждать детей играть в конструктивные игры, через создание игровой ситуации. Помогать детям, реализовывать собственный замысел в развитии конструктивной деятельности. Обеспечивать связь конструирования с другими видами детской деятельности — рисованием, игрой. | |
Изобразительная | Развивающая среда творческих видов деятельности. Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, а ппликация), в т.ч. природные материалы | Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски, ткань, нитки, подходящая литература и т.д.). Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки сказочных сюжетов, схем для конструирования. Создавать условия для восприятия и созерцания красоты природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, путем размещения в группе книжных иллюстраций, журналов, картин, игрушек народного творчества и детских рисунков. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа. Создать условия для самостоятельного выбора приемов декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу). | |
Музыкальная | Развивающая среда творческих видов деятельности. Музыкальные игрушки и оборудование. Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности. | Поощрять желание детей свободно, выразительно двигаться под музыку, через создание условий по звучанию музыки, игре на муз инструментах (металлофонах, маракасах, колокольчиках, ложках и т.д.). Поощрять инициативу и творческие проявления детей в инструментальной импровизации (например, в озвучивании музыкальных характеристик персонажей в играх- драматизациях и пр.) и подборе мелодий по слуху. Вовлекать детей в игры-драматизации со многими и разнохарактерными персонажами, с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности. Развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры. | |
Двигательная | Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности. Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья. | Поощрять желание детей двигаться под музыку, через создание условий по звучанию музыки. Создавать условия для двигательной активности, с помощью музыкальных инструментов, применяя их во время утренней гимнастики. | |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности. | Обеспечить необходимое оборудование (картотека игр и упражнений для развития социально-коммуникативных навыков, художественная литература, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.д.). Создавать условия и способствовать организации сюжетно-ролевой игры, путем вовлечения детей в игру, создания проблемной ситуации, пополнения атрибутики, использование предметов-заместителей. Поощрять инициативность игрового поведения детей, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх, используя традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию детей. |
Познавательно-исследовательская | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности с помощью игрушек и оборудования для экспериментирования с водой, снегом, песком, специальные игрушки и оборудование для детского экспериментирования. Создавать исследовательскую ситуацию для понимания ребенком признаков и свойств предметов. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через создание ситуации для манипулирования, экспериментирования. Наблюдение за работой взрослых для обогащения представлений у детей о пользе труда. | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Создавать в группе ситуацию для развития навыков самообслуживания путем размещения иллюстраций, художественной литературы, видеотеки по теме. Способствовать формированию представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, через расположение в группе литературы, иллюстраций, журналов, картин, материалов взрослого быта и т.д. Создавать условия для элементарного бытового труда, путем организации дежурства детей, формируя у детей бережное отношение к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе (пополнение библиотеки подходящей литературой, иллюстрациями; создание проблемных ситуаций). Способствовать включению детей в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания. | |
Конструирование | Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности. | Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, подбор по форме деталей конструктора. Создавать условия для совместной деятельности детей путем объединения общих интересов. Обеспечить возможность для свободного и доступного пользования материалами; наличие образцов различных поделок и конструкций. | |
Изобразительная | Развивающая среда творческих видов деятельности. | Способствовать самостоятельной изобразительной деятельности детей, направленной на развитие творческих способностей, активизацию детей. Обеспечить детей игровым, дидактическим материалом для развития художественных способностей. Способствовать обмену впечатлениями, свободному и деловому общению детей путем объединения по интересам. Поддерживать детей в совместной художественной деятельности путем привлечения к работе в коллективе. | |
Музыкальная | Развивающая среда творческих видов деятельности. | Создавать условия для коммуникативных музыкальных игр путем создания положительного эмоционального настроя, пополнение картотеки музыкальных игр. | |
Двигательная | Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности. Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья. | Обеспечить необходимое оборудование (атрибуты для подвижных игр, спортивный инвентарь) для развития двигательной активности детей. Побуждать детей играть в подвижные игры, через создание игровой ситуации. Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку способствующую двигательной активности детей. Способствовать формированию привычки к ЗОЖ, желанию заниматься физическими упражнениями. | |
Физическое развитие | Игровая | Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья. | Осуществить подбор необходимого физкультурно-игрового оборудования. Учитывая основные виды движений, обеспечить необходимое оборудование (атрибуты для подвижных игр, развивающие игры, иллюстрации, литература и т.д.). Создавать условия формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом. |
Изобразительная | Развивающая среда творческих видов деятельности. | Создавать условия для изобразительной деятельности, путем создания альбомов с иллюстрациями о видах спорта. Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии изобразительной деятельности. | |
Музыкальная | Развивающая среда творческих видов деятельности. | Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе ситуацию использования музыкальных инструментов, игрушек, аудиотеки, путем использования их во время утренней гимнастики и физминуток. | |
Двигательная | Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья. | Поддерживать детей в стремлении использовать атрибуты для подвижных игр, путем вовлечения детей в игру. Создавать условия и помогать организовывать подвижные игры, путем совместного изготовления атрибутики. Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку способствующую двигательной активности детей. Создавать условия для освоения элементов спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол. Использовать подвижные игры как важное средство повышения двигательной активности, активизации имеющегося опыта в движении и формирования двигательных качеств детей. Создавать условия для удовлетворения потребности детей в самостоятельной деятельности и активности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете
ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности....
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и д...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.
Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС. В...
Проектирование образовательной предметно- пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей 2- 3 лет.
Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и др.Организация образовательной предметно-пространственной развивающей средыдля поддержки детской инициативыРечевое развитиеДетская ...
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....