Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Инновационная деятельность.

Активная среда.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС.

Цель:  повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи: 

1. Изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;

2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;

3. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду в музыкальном зале, детском саду в целом, в соответствии с современным государственным стандартом.

Используемая литература:

1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смыкина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

3.Новоселова,  С.  Развивающая  предметно-игровая  среда  детства  :  мир  «Квадро»  /С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.

4.Артамонова,  О.  Предметно-пространственная  среда:  ее  роль  в  развитии

личности / О. Артамонова  // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

5. Петровский,  В.  А.  Построение  развивающей  среды  в  ДОУ  /  В.  А.  Петровский  [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.

6.Толстикова,  О.  Создаем  развивающую  среду  своими  руками  /  О.  Толстикова  //Дошкольное воспитание. — 1997. — №

7. Седова,  Л.  Н.  Становление  творческой  личности  в  условиях  развивающей  среды/ Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.

8.Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.

9.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

10.Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.

11. Электронные образовательные ресурсы.

На основе изученного материала можно сделать такие выводы как:

  • Образовательную среду детского дошкольного учреждения в условиях ФГОС необходимо направить на:
  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

  • Статья В.Л. Петровского, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смыкиной и др. посвящена освещению вопроса проблемы концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

 Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка.

  • Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

  • Петровский  В.  А., в своем пособии « Построение  развивающей  среды  в  ДОУ» раскрывает педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
  •  комфортность   и   безопасность   обстановки,    выполнение   санитарно-гигиенических норм;
  • соответствие развивающей среды той образовательной  программе, по которой работает детский сад;
  • учет всех направлений развития ребенка;
  • разнообразие сред, их рациональное расположение;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
  • обеспечение возможности   для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования:
  • доступное   расположение   предметов    и    пособий    в   соответствии   с возрастом детей;
  • создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей (автор проектов Астахова Мария Георгиевна) разработана мною и создается с 2012 года и по сей день в пространстве детского сада

Образовательная среда музыкального зала, использование на праздниках разной тематики.

Использование сцены для общих декораций гораздо выгоднее для объема спектакля, чем декорации на одной плоскости с ребенком

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1150994.JPG

Использование дерева на разных праздниках, например осенний праздник

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1150991.JPG

Использование стены с Замком на осенних праздниках

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1150999.JPG

Новогоднее использование пространства небольшого музыкального зала

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1170897.JPG

Тот же Замок в новогоднем празднике

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1170904.JPG

Дерево в новогоднем празднике

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1170908.JPG

Дерево на празднике-викторине

E:\Оформление детского сада Астахова\мой музыкальный зал в процессе моего оформления\P1170930.JPG

Замок в спектакле «Три поросенка» выполняет роль каменной крепости Наф-Нафа

E:\Оформление детского сада Астахова\музыкальный зал 2682 к праздникам\P1190445.JPG

Использование стен для оформления других праздников

E:\Оформление детского сада Астахова\выпускной 2016 3 группа резникова и попова, 5 группа маркина и савина\P1180603.JPG

E:\МОИ ДОПЫ\ФОТО допов\Отчетный концерт хоровой студии 2017 год\P1190653.JPG

Использование сцены для хоровой студии «Фа-Соль»

E:\МОИ ДОПЫ\ФОТО допов\Отчетный концерт хоровой студии 2017 год\P1190672.JPG

Авторское проектирование и создание развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении (автор Астахова Мария Георгиевна)

Оформление уголка «Дополнительное образование»

E:\Оформление детского сада Астахова\1 этаж дополнительное образование\P1190693.JPG

Оформление лестничных пролетов

E:\Оформление детского сада Астахова\летничный пролет 2 этаж главный вход\P1190374.JPG

E:\Оформление детского сада Астахова\лестничный пролет 1 этаж главный\P1190696.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\121_PANA\P1210028.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\121_PANA\P1210030.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\121_PANA\P1210027.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\121_PANA\P1210037.JPG

Оформление холла

E:\Оформление детского сада Астахова\холл на 3 этаже патриотическое воспитание\так стало моя страна.JPG

E:\Оформление детского сада Астахова\холл 2 этаж солнечная система\P1180635.JPG

E:\Оформление детского сада Астахова\холл на 3 этаже наше творчество\так стало.JPG

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка\121_PANA\P1210036.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Создание коррекционно-развивающей среды для детей дошкольного возраста.

            В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется много времени и внимания, т.к. это позволяет научить детей адекватно воспринимать...

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...