Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Инновационная деятельность.
Активная среда.
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;
2. Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;
3. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду в музыкальном зале, детском саду в целом, в соответствии с современным государственным стандартом.
Используемая литература:
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смыкина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
3.Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» /С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
4.Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
5. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
6.Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова //Дошкольное воспитание. — 1997. — №
7. Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды/ Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.
8.Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.
9.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
10.Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
11. Электронные образовательные ресурсы.
На основе изученного материала можно сделать такие выводы как:
- Образовательную среду детского дошкольного учреждения в условиях ФГОС необходимо направить на:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Статья В.Л. Петровского, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смыкиной и др. посвящена освещению вопроса проблемы концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка.
- Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
- Петровский В. А., в своем пособии « Построение развивающей среды в ДОУ» раскрывает педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие сред, их рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования:
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей (автор проектов Астахова Мария Георгиевна) разработана мною и создается с 2012 года и по сей день в пространстве детского сада
Образовательная среда музыкального зала, использование на праздниках разной тематики.
Использование сцены для общих декораций гораздо выгоднее для объема спектакля, чем декорации на одной плоскости с ребенком
Использование дерева на разных праздниках, например осенний праздник
Использование стены с Замком на осенних праздниках
Новогоднее использование пространства небольшого музыкального зала
Тот же Замок в новогоднем празднике
Дерево в новогоднем празднике
Дерево на празднике-викторине
Замок в спектакле «Три поросенка» выполняет роль каменной крепости Наф-Нафа
Использование стен для оформления других праздников
Использование сцены для хоровой студии «Фа-Соль»
Авторское проектирование и создание развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении (автор Астахова Мария Георгиевна)
Оформление уголка «Дополнительное образование»
Оформление лестничных пролетов
Оформление холла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...
Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
Создание коррекционно-развивающей среды для детей дошкольного возраста.
В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется много времени и внимания, т.к. это позволяет научить детей адекватно воспринимать...
Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"
У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...