Реализация педагогического потенциала народной культуры в воспитательном процессе.
статья на тему
В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются «китайской стеной» от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_legchakova.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация педагогического потенциала народной культуры в воспитательном процессе.
Легчакова О.А.
В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются «китайской стеной» от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями.
В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием, как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры.
Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к хозяйственно-практической деятельности. Взгляды русского народа на разнообразные педагогические проблемы нашли отражение во многих произведениях древнерусской литературы.
Русские прогрессивные деятели, писатели и педагоги (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Ильминский, М.В. Ломоносов и др.) за основу воспитания подрастающего поколения брали идею народности, историю и географию народа, мораль и его духовное творчество.
В период развития советской школы многие теоретики и практики в своих исследованиях и опыте обращались к истокам народной педагогики (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.).
Во второй половине ХХ – начале ХХI века изучению роли традиционной русской культуры в воспитании подрастающего поколения, идеям педагогической регионологии, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и школы в формировании национальной культуры посвящены исследования К.Ш. Ахиярова, Г.И. Батуриной, Д.С. Лихачёва, И.В. Павлова и др. «Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные всходы: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа». «Именно сейчас в тяжёлых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура народов России должна стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед».
Традиционная народная культура на рубеже ХХ-ХХI вв. стала важным объектом государственной культурной и образовательной политики в нашей стране. Об этом свидетельствуют: Решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (принято в 2006г.); Федеральная целевая программа «Культура России (2005-2011гг)» (утверждена в 2005г.); разработанная Министерством регионального развития РФ Концепция федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы» и другие государственные документы. Так и в нашем Белгородском крае созданы программы, которые предусматривают:
– создание культурной среды в каждом городе, райцентре, селе и в области в целом;
– формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей;
– сохранение культурного наследия;
– художественно-эстетическое образование детей и молодежи;
– развитие профессионального музыкального, театрального, изобразительного искусства и литературы;
– стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности;
– выявление и поддержку молодых дарований.
Поэтому одним из важнейших направлений работы образовательных учреждений является приобщение детей к российским национально-культурным ценностям и лучшим традициям, развитие коммуникативных навыков и освоение русского языка, ознакомление детей с культурным разнообразием традиционного жизненного уклада, воспитание толерантности, любознательности, формирование различных форм сотрудничества и коммуникации. Для эффективного решения этой задачи необходимо повышение профессиональных и культурных компетенций педагогов и педагогической культуры родителей.
Одной из мировых тенденций современного этапа развития общего и среднего образования является воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу. В многонациональной России в качестве важнейшей ценности особо выделяется активно-деятельностное отношение к народной культуре, включающей историю, традиции, обычаи, язык, религию и так далее. Актуальность проблемы формирования активно-деятельностного отношения к народной культуре очевидна, но ее эффективное решение зависит от ряда факторов, среди которых влияние педагогического потенциала региональной культуры имеет очень важное значение.
Под педагогическим потенциалом региональной традиционной культуры понимаем совокупность инвариантных компонентов региональной культуры, имеющих ценностную и этническую направленность, отражённую в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Инвариантными компонентами региональной традиционной культуры являются:
• народный идеал человека. Народный идеал человека, в связи с особенностями традиционной культуры региона, как правило, связан с такими чертами личности, как трудолюбие, ответственность, терпеливость, человечность, толерантность, самостоятельность, ум, здоровье, любовь к Родине и др.
• средства обучения и воспитания: язык, фольклор, народные промыслы, обычаи, традиции и др.
Областью народной культуры, своеобразным инструментом социализации ребёнка является фольклор. Каждый жанр фольклора по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.
Традиционно воспроизводимые элементы культуры составляют обычаи. Обычаи – древнейшая форма хранения и передачи социального опыта (культуры) от поколения к поколению, от общества к личности. Обычаи бережно сохраняются и воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного исторического периода.
• факторы обучения и воспитания: природа, игра и др.
«Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком». Природа России не пестрит яркими красками, не привлекает неожиданными образами. Она тихая и спокойная, суровая и экстремальная, но всегда притягивающая к себе взоры её обитателей, очаровывающая своей красотой и гармоничностью.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Она связана с песней, танцем, сказкой, загадками, скороговорками и другими видами народного творчества. Игры учат ребёнка общению с другими людьми, заставляют играть различные социальные роли, переживать различные чувства.
Традиционная культура региона представляет собой продукт коллективной жизнедеятельности людей, но её практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Поэтому личность выступает по отношению к региональной традиционной культуре одновременно в нескольких ипостасях. Во-первых, как «продукт» региональной традиционной культуры, введённый в её нормы и ценности, обученный в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьёй, друзьями и др.). Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им региональной традиционной культуры в своей социальной практике и, особенно, во взаимодействии с другими людьми. В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий традиционные культурные формы. И, в-четвёртых, как «транслятор» региональной традиционной культуры, так как, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек сам передаёт информацию о них другим людям.
Таким образом, педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, экологического воспитания и свидетельствует о богатстве истории и культуры нашей страны. В новых условиях развития российской системы образования на передний план выдвигается личность человека – носителя ценностей и традиций региональной культуры. Региональная традиционная культура ориентирует образование не столько на традиционные знания, умения и навыки, сколько на базовые культурные ценности, выступающие в качестве целей образования (обучения и воспитания). Дети в образовательных учреждениях присваивают общечеловеческие культурные ценности и идентифицируют себя с определенной региональной культурой на основе культурного самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...
Конспект деловой игры с педагогами на тему: "Роль передового педагогического опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в ДОУ... интересный, творческий и познавательный"
Практическое применение в педагогической работе интегрированного подхода к воспитательно-образовательной деятельности....
Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства
Представленная работа раскрывает содержание педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства (с учетом связей с природой, трудом, бытом, историей, праздниками, с другими видами н...
Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»
Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Сегодня можно признать, что процесс демократизации социальной политики, проходящей в России, постепенно изменяет отношения общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более ш...
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие....
Статья "Педагогический потенциал народной игрушки в цифровую эпоху".
В статье раскрываются проблемы педагогического потенциала народной игрушки и её влияния на формирование картины мира ребенка в традиционном и современном обществе. ...