ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шатько Наталия Вячеславовна

перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Приобщение детей к  истокам русской народной культуры в старшей группе № 11 на

учебный год

Тема, содержание

Март

«Нет милее  дружка, чем родимая матушка» - Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. (стр.79)

«Мудреному и счастье к лицу» - Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.(стр.80)

«Гуляй, да присматривайся» - Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» (стр.80)

«Весна, весна, поди сюда!» - Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (стр.81)

                                           

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить» - Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.(стр.82)

«Небылица в лицах, небывальщина» - Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.(стр.83)

«Красная горка» - Знакомство с  традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.(стр.84)

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» -Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.(стр.84)

                                   

Май

«Весна красна цветами» - Повторение закличек, песенок пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» (стр.85)

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается» - Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «каша из топора» (стр.85)

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» - Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. (стр.86)

«Кошкин дом » - Инсценировка знакомых сказок, слушание русских народных песен.

Приобщение  детей к  истокам русской народной культуры

в старшей группе учебный год  

Тема, содержание

Сентябрь

«Что летом родиться, - зимой пригодиться» - Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. (стр.66)

«Гуляй, да присматривай» - Рассказ о первом осеннее  месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого  дерева детки?»(плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень».(стр.67)

«Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая  игра «вершки и корешки» Загадывание детьми загадок.(стр.68)

«Хлеб – всему голова» - Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда –цепком и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.(стр.68)

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой» - Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» (стр.69)

«Зайчишка-трусишка»- Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» (стр.70)

«У страха глаза велики» - Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страза глаза велики» (стр.70)

«Друг за дружку держаться–ничего не бояться» - Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке» (стр.70)

Ноябрь

«Знаешь ли ты сказки?» - Литературная викторина по сказкам «Заяц –хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» (стр.71)

Гончарные мастеровые - Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» (стр.71)

«Дикие животные» - Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. (стр.72)

«Что нам осень принесла?» - Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. (стр.73)

           

 

   Приобщение детей к  истокам русской народной культуры

в старшей группе учебный год                                              

Тема, содержание

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!» - Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».(стр.73)

«Проказы старухи зимы» - Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» (стр.74)

«Лиса-обманщица» - викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (стр.74)

«Пришла коляда-отворяй ворота» - Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. (стр.75)

                             

Январь

«С Новым годом со всем родом!» - Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок. (стр.75)

«Гуляй, да присматривайся» - Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» (стр.76)

«Хороший город Городец» - Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. (стр.76)

«Городецкая роспись» - Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. (стр.77)

                                   

Февраль

«Гуляй, да присматривайся» - Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» (стр.77)

«Сказка для Кузи» - Самостоятельное рассказывание  детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» (стр.78)

«Письмо Нафане» - Составление детьми письма Нафане –другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. (стр.78)

«Ой ты, Масленица!» - Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.(стр.79)

                     

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе по приобщению воспитанников к русской народной культуре в старшей группе

Большинство современных людей поверхностно знакомо с русской культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и родителей связь времен, утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями....

Посиделки «Приобщение детей к русской народной культуры» в подготовительной группе

Данное мероприятие направлено на развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами...

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группеТема: «Весёлая карусель»Цель: продолжат...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в старшей группе

Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.Воспитывать чувство любви и гордости к Род...