Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
рабочая программа (подготовительная группа)
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Нефтяников,10. Тел.: (834394)9-24-58, e –mail: madou52@mail.ru
СОГЛАСОВАНА: МАДОУ ЦРР – детский сад Протокол №__ от __________2020г. | УТВЕРЖДЕНА: Заведующим МАДОУ ЦРР –детский сад ________________ Т.М. Медведева Приказ №____ от_________ 2020г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Юные исследователи»
Возраст обучающихся: 5 - 7лет
Срок реализации - 2 года
Составитель: Курбанова Лилия Рашитовна воспитатель, ВКК |
Красноуфимск
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи реализации программы | 5 |
1.3. | Содержание программы | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 14 |
2. | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | 15 |
2.1. | Календарный учебный график | 15 |
2.2. | Условия реализации программы | 21 |
2.3 | Формы аттестации | 21 |
2.4. | Оценочные материалы | 21 |
2.5 | Методические материалы | 24 |
2.6 | Список литературы | 25 |
Аннотация | 26 | |
Сведения о разработчике | 26 |
Раздел №1. «Комплекс основных характеристикПрограммы»
- Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи» (далее Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад» (далее МАДОУ ЦРР – детский сад).
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?»
Н.Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования.
Актуальность Программы.На сегодняшний день особую популярность приобретает детскоеэкспериментирование. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Направленность–естественно-научная.
Педагогическая целесообразностьсостоит в том, что в процессе реализации Программы на основании предложенного материала, позволит детям, давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей,основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, организовать посильную, интересную и адекватную возрасту экспериментально-исследовательской деятельность для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Отличительные особенности. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Новизна Программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной развивающей предметно- пространственной среды.Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Сроки освоения Программы.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7лет. Общее количество академических часов в год – 36. Срок реализации два года - 72 часа.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 для учреждений дошкольного образования.
Образовательная деятельность | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) |
Длительность | 25 мин. | 30 |
Количество в неделю | 1 | 1 |
Объем Программы | 36часов | 36часов |
- Цель и задачи Программы
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
- развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
- развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Формировать познавательные действия, становление сознания.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому( схематизация, символизация)
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
- самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
- принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
- принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
- принципрефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
- Содержание Программы
Учебно-тематический план 1 год обучения (5-6 лет)
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации занятия | Форма аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 блок «Природа» | ||||||
Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений. | ||||||
1 | «Что такое опыт?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа «Знакомство с понятием опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление карты-схемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с карточками –символами. Знакомство детей с приборами.. Закрепление правил безопасности при работе с оборудованием. | Диалог по содержанию занятия. |
2 | «Вода и ее свойства» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт | Оформление картотеки опытов |
3 | «Три состояния воды» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа. | Оформление картотеки опытов |
4 | Путешествие капельки | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассматривание глобуса, наблюдение, психогимнастика, опыты с водой. | Выставка рисунков |
Воздух – невидимка, свойства воздуха | ||||||
5 | «Воздух» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок | Оформление книги опытов |
6 | Опыт «Воздух всегда в движении» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. | Оформление картотеки опытов |
7 | Опыт «Сколько весит воздух?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками. | Оформление картотеки опытов |
8 | Опыт «Сухой из воды» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок. | Оформление фотовыставки опытов |
Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой | ||||||
9 | Опыт«Растения пьют воду» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, рассматривание картин, загадки, опыты, Моделирование | Оформление книги опытов |
10 | Нужен ли корням воздух? Опыт «Разноцветный сельдерей» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога. | Выставка рисунков |
11 | Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Оформление книги опытов |
12 | Опыт «Сделать радугу дома» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование | Оформление фотовыставки опытов |
2 блок «Физика» | ||||||
«Магнетизм» | ||||||
13 | «Испытание Магнита» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, составление схемы, обобщение. | Оформление картотеки опытов |
14 | Магнит и разные материалы | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыт, игры на магнитной доске. | Оформление картотеки опытов |
15 | Компас – прибор для определения сторон света | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассматривание фотографий, опыты, обобщение опыты с компасом | Оформление картотеки опытов |
16 | Опыт «Магнит-проводник» | 1 | 0.5 | 0.5 | Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа | Фотоотчет |
«Волшебные превращения» | ||||||
17 | «Невидимые чернила» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками. | Выставка рисунков |
18 | Вырастить драгоценность | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Выставка кристаллов |
19 | Вырастить драгоценность | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Выставка кристаллов |
20 | Пизанская башня | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Оформление картотеки опытов |
«Электричество» | ||||||
21 | «Помоги Золушке» | 1 | 0.5 | 0.5 | Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра. | Оформление картотеки опытов |
22 | «Волшебная расческа» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование | Оформление картотеки опытов |
23 | «Почему лампочка светит?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент | Фотоотчет |
24 | «Как увидеть молнию?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий | Оформление картотеки опытов |
3 блок «Астрономия» | ||||||
Космос | ||||||
25 | «В гостях у гнома астронома» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты с компасом, подведение итога. | Оформление картотеки опытов |
26 | Опыт «Космос в стакане» | 1 | 0.5 | 0.5 | Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты | Оформление картотеки опытов |
27 | Реактивный воздушный шарик | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Оформление картотеки опытов |
28 | Опыт «Работа в космосе» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога | Фотоотчет |
«Неизведанная вселенная» | ||||||
29 | «Созвездия» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты | Оформление картотеки опытов |
30 | Опыт «Делаем облако» | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Оформление картотеки опытов |
31 | Опыт «Дневные звезды» | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Оформление картотеки опытов |
32 | Космические загадки ученым | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Выставка рисунков |
«Солнечная система» | ||||||
33 | «Как Солнце по небу путешествует». | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг | Оформление картотеки опытов |
34 | «Солнце: хорошо-плохо»; | 1 | 0.5 | 0.5 | Опыт Просмотр обучающих презентаций | Оформление картотеки опытов |
35 | Игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»; | 1 | 0.5 | 0.5 | Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций , беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Выставка рисунков |
36 | «Солнечная система» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Оформление картотеки опытов |
Итого часов | 36 | 18 | 18 |
Учебно-тематический план 2 год обучения (6-7 лет)
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации занятия | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 блок «Природа» | |||||||
Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений. | |||||||
1 | «Что такое опыт?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа « Понятие опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление карты-схемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с приборами. Повторение правил безопасности при работе с оборудованием. | Диалог по содержанию занятия. Составление схем. | |
2 | «Профессор Почемучкин» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт | Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме. | |
3 | «Круговорот воды в природе» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа. | Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе» | |
4 | Опыт «Дождик» «Размер капли» | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдение, психогимнастика, опыты с водой. | Выставка рисунков | |
Научные открытия | |||||||
5 | Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок | Пополнение и оформление групповой лаборатории. | |
6 | Художественная литература «Непоседа ветерок» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. «Дидактические сказки о безопасности» Лыкова И.А., Шипунова В.А. | Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию | |
7 | Опыт «Парашют» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками. | Оформление картотеки опытов | |
8 | Просмотр презентации «Научные достижения человечества». | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок. | Оформление фотовыставки | |
Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой | |||||||
9 | «Любознайка»- как растут растения в ускоренной сьемке | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, просмотр познавательного фильма, загадки, опыты, | Вставка продуктов детского творчества | |
10 | Опыт «Испарение растений» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога. | Изготовление схем-карточек | |
11 | Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка» | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Выставка работ | |
12 | «Волшебные стеклышки»- работа с микроскопам | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Расширить знания со строением микроскопа | Оформление результата исследования | |
2 блок «Физика» | |||||||
«Магнетизм» | |||||||
13 | Просмотр презентации «Научные достижения человечества» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, просмотр презентации, обобщение. | Беседа о науке | |
14 | «Парящий самолет» опыт | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыт, игры на магнитной доске. | Оформление результата работы | |
15 | Компас – прибор для определения сторон света | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассматривание фотографий, опыты, Работа с компасом на участке | Решение проблемной ситуации | |
16 | Опыт «Магнит рисует» | 0.5 | 0.5 | Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа | Фотоотчет | ||
«Волшебные превращения» | |||||||
17 | «Пузырьки -спасатели» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, экспериментирование, работа со схемами-памятками. | Рисование карточек- схем | |
18 | «Шар – ракета» | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Ответы на вопросы | |
19 | Профессор Почемучкин | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Выводы | |
20 | «Как проткнуть шарик без вреда для него» | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Оформление результата работы | |
«Научные открытия» | |||||||
21 | «Мыльные пузыри» | 1 | 0.5 | 0.5 | Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра. | Решение проблемных ситуаций | |
22 | «Извержение» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, опыты, дидактическое упражнение. Моделирование | Выставка изделия | |
23 | «Пена» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент | Фотоотчет | |
24 | «Разноцветные ручейки с маслом» | 1 | 0.5 | 0.5 | Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий | Результат проделанной работы | |
3 блок «Астрономия» | |||||||
Космос | |||||||
25 | «В гостях у гнома астронома» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассматривание карты звездного неба, беседа, подведение итога. | Просмотр презентации | |
26 | Опыт «Далеко-близко» | 1 | 0.5 | 0.5 | Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты | Оформление результата опыта | |
27 | «Голубое небо» | 1 | 0.5 | 0.5 | Имитация научной лаборатории | Оформление картотеки опытов | |
28 | Опыт «По кривой» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога | Фотоотчет | |
«Неизведанная вселенная» | |||||||
29 | «За горизонтом» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание карты, беседа, опыты | Анализирует, делает умозаключение | |
30 | Опыт «Разноцветные огоньки» | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Оформление рисунков | |
31 | Опыт «Полярное сияние» | 1 | 0.5 | 0.5 | Экспериментирование, работа со схемами-памятками | Составляет план действий | |
32 | Космические загадки ученым | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Выставка рисунков | |
«Солнечная система» | |||||||
33 | Профессор Почемучкин | 1 | 0.5 | 0.5 | Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг | Просмотр познавательного мультфильма | |
34 | «Полярное сияние» | 1 | 0.5 | 0.5 | Опыт Просмотр обучающих презентаций | Оформление карты- схемы | |
35 | «Сигнал со спутника» | 1 | 0.5 | 0.5 | Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций , беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Выставка рисунков | |
36 | «Солнечная» лаборатория» | 1 | 0.5 | 0.5 | Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. | Фотоотчет | |
Итого часов | 36 | 18 | 18 |
- Планируемые результатыосвоения Программы
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)
- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;
-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативук детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания;
- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;
- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов;
- сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 6-7лет (2-й год обучения)
- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.
- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Раздел №2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения (5-6лет)
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Что такое опыт?» | Групповое помещение | Диалог по содержанию занятия. |
2 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | «Вода и ее свойства» | Кабинет педагога-психолога | Оформление картотеки опытов | |
3 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Три состояния воды. | Музыкально-спортивный зал | Оформление картотеки опытов | |
4 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | Путешествие капельки | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
5 | Октябрь | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Воздух» | Групповое помещение | Оформление книги опытов |
6 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Воздух всегда в движении | Групповое помещение | Оформление книги опытов | |
7 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | «Сколько весит воздух?» | Групповое помещение | Оформление книги опытов | |
8 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | «Сухой из воды» | Музыкально-спортивный зал | Оформление книги опытов | |
9 | Ноябрь | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | Растения пьют воду | Групповое помещение | Оформление книги опытов |
10 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Нужен ли корням воздух? | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
11 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
12 | 4неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Сделать радугу дома» | Групповое помещение | Оформление фотовыставки опытов | |
13 | Декабрь | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Испытание магнита» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов |
14 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Магнит и разные материалы | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
15 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Магнит и разные материалы | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
16 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | Компас – прибор для определения сторон света | Групповое помещение | Фотоотчет | |
17 | Январь | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Невидимые чернила» | Групповое помещение | Выставка рисунков |
18 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Вырастить драгоценность | Групповое помещение | Выставка кристаллов | |
19 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Вырастить драгоценность | Групповое помещение | Выставка кристаллов | |
20 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | «Пизанская башня» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
21 | Февраль | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Помоги Золушке» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов |
22 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | «Волшебная расческа» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
23 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | «Почему лампочка светит?» | Групповое помещение | Фотоотчет | |
24 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | «Как увидеть молнию?» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
25 | Март | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «В гостях у гнома астронома» | Кабинет педагога-психолога | Оформление картотеки опытов |
26 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Космос в стакане» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
27 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Реактивный воздушный шарик | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
28 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Работа в космосе» | Музыкально-спортивный зал | Фотоотчет | |
29 | Апрель | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Созвездия» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов |
30 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Делаем облако». | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
31 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «Дневные звезды» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
32 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | Космические загадки ученым | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
33 | Май | 1 неделя | 25 | групповое | 1 | «Как Солнце по небу путешествует». | Музыкально-спортивный зал | Выставка рисунков |
34 | 2 неделя | 25 | групповое | 1 | Опыт «День-ночь» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
35 | 3 неделя | 25 | групповое | 1 | «Что мы знаем о Солнце?»; | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
36 | 4 неделя | 25 | групповое | 1 | Солнечная система» | Музыкально-спортивный зал | Оформление картотеки опытов |
2 год обучения (6-7 лет)
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «Что такое опыт?» | Групповое помещение | Диалог по содержанию занятия. Составление схем. |
2 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | Профессор Почемучкин | Кабинет педагога-психолога | Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме. | |
3 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Круговорот воды в природе | Музыкально-спортивный зал | Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе» | |
4 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Дождик» «Размер капли» | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
5 | Октябрь | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух» | Групповое помещение | Пополнение и оформление групповой лаборатории. |
6 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | Чтение художественной литературы «Непоседа ветерок» | Групповое помещение | Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию | |
7 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Парашют» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
8 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Просмотр презентации «Научные достижения человека» | Музыкально-спортивный зал | Оформление фотовыставки | |
9 | Ноябрь | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «Любознайка» - как растут растения в ускоренной сьемке | Групповое помещение | Вставка продуктов детского творчества |
10 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | «Испарение растений» | Групповое помещение | Изготовление схем-карточек | |
11 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка» | Групповое помещение | Выставка Изготовление схем-карточек работ | |
12 | 4неделя | 30 | групповое | 1 | «Волшебные стекляшки» - работа с микроскопом | Групповое помещение | Оформление результатов исследований | |
13 | Декабрь | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | Просмотр презентации «Научные достижения человечества» | Групповое помещение | Беседа о науке |
14 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | «Парящий самолет» опыт | Групповое помещение | Оформление результата работы | |
15 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Компас – прибор для определения сторон света | Групповое помещение | Решение проблемной ситуации | |
16 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Магнит рисует» | Групповое помещение | Фотоотчет | |
17 | Январь | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «Пузырьки-спасатели» | Групповое помещение | Рисование карточек- схем |
18 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | «Ракета-шар» | Групповое помещение | Ответы на вопросы | |
19 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Профессор Почемучкин | Групповое помещение | Выводы | |
20 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Как проткнуть шарик без вреда для него | Групповое помещение | Оформление результата работы | |
21 | Февраль | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «Мыльные пузыри» | Групповое помещение | Решение проблемной ситуации |
22 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | «Извержение» | Групповое помещение | Выставка изделий | |
23 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | «Пена» | Групповое помещение | Фотоотчет | |
24 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | «Разноцветные ручейки с маслом» | Групповое помещение | Результат проделанной работы | |
25 | Март | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «В гостях у гнома астронома» | Кабинет педагога-психолога | Просмотр презентации |
26 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Далеко-близко» | Групповое помещение | Оформление результата опыта | |
27 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | «Голубое небо» | Групповое помещение | Оформление картотеки опытов | |
28 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «По кривой» | Музыкально-спортивный зал | Фотоотчет | |
29 | Апрель | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | «За горизонтом» | Групповое помещение | Анализирует, делает умозаключение |
30 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Разноцветные огоньки». | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
31 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Полярное сияние» | Групповое помещение | Составляет план действий | |
32 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | Космические загадки ученым | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
33 | Май | 1 неделя | 30 | групповое | 1 | Профессор Почемучкин | Музыкально-спортивный зал | Просмотр познавательного мультфильма |
34 | 2 неделя | 30 | групповое | 1 | Опыт «Полярное сияние» | Групповое помещение | Оформление карты-схемы | |
35 | 3 неделя | 30 | групповое | 1 | «Сигнал со спутника» | Групповое помещение | Выставка рисунков | |
36 | 4 неделя | 30 | групповое | 1 | «Солнечная лаборатория» | Музыкально-спортивный зал | Фотоотчет |
2.2 Условия реализации Программы
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, музыкально спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы:
экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические методы:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей,
пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами
познавательной деятельности;
Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Программа состоит из 3 блоков:
1блок – «Природа»
2 блок «Физика»
3 блок – «Астрономия»
2.3. Формы аттестации
Аттестация проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год(декабрь. май). Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии | Показатели |
Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. | 0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. |
Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 5-6 |
Средний | 4-5 |
Низкий | 0-3 |
2.5. Методические материалы
1 | Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы |
2 | Пластмассовые трубочки |
3 | Пипетки,воронки,резиновые груши |
4 | Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики |
5 | Красители: пищевые и непищевые |
6 | Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д. |
7 | Воздушные шары, соль, сахар |
8 | Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы |
9 | Компас, магниты |
10 | Микроскоп |
11 | Фонарь, зеркало |
12 | Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца |
13 | Карточки - схемы проведения экспериментов Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки. Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников» Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты» |
14 | Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа |
15 | Глобус |
Технические средства обучения
1 | Мультимедийная система |
2 | Ноутбук |
3 | Монитор |
4 | Флешка |
2.6. Список литературы
- Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников,., изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012.
- Дженис Ван Клив., 200 экспериментов.-М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А., Игры- эксперименты с дошкольниками.,-М,: Центр педагогического образования, 2013.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.Сфера, 2019.
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2013 .
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
Интернет-ресурс
- http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
- http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8
- http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw
Аннотация Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования естественно-научной направленности «Юные исследователи» реализуется в МАДОУ ЦРР – детский сад для воспитанников 5-7 лет, срок реализации – 2года.
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Программа разработана с учетом специфики развития детей дошкольного возраста, определены целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка, содержание Программы направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Сведения о разработчике
ФИО | Курбанова Лилия Рашитовна |
Место работы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад» |
Занимаемая должность | Воспитатель |
Педагогический стаж | 22 года |
Стаж работы в данной ОО | 22 года |
Наличие квалификационной категории | Высшая квалификационная категория |
Сведения об образовании (какое ОУ окончил (а) и когда специальность, квалификация, ученая степень (звание) и т. п. | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимский педагогический колледж» город Красноуфимск Свердловской области, 2017г. Воспитатель детей дошкольного возраста |
Повышение квалификации | «Речевая деятельность детей раннего и дошкольного возраста: инновационные практики», ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», (16ч.), 2017. «Современные педагогические технологии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ГАОУ ДПО СО «ИРО», 24 ч., 2019г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»
Пояснительная записка Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых ...
Аналитический отчёт о работе с воспитанниками по дополнительной общеобразовательной программе социально-коммуникативной направленности «Юный пешеход»
20 мая 2017 годПодготовила:Давыденко Альбина Диасовна,воспитатель, МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» С 2014 года на основании приказа МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» №225 от 02.09.2014г ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...