Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
материал
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Актуальность определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия
исторической характеристики родного края.
Отличительные особенности программы состоит в еѐ практической значимости:
вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Адресат программы–дети дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует
детям подготовительной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МАДОУ детский сад «Планета детства» Протокол № 1 от « 30» августа 2019г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ детский сад «Планета детства» ___________/Е.А. Павлова/ Приказ № 116 /од от « 30» августа 2019г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок обучения: 1 года
Авторы составители: М.Н. Мунтян, воспитатель р.п. Новая Ляда, 2019 г. |
Оглавление
Информационная карта | 3 |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» | 4 |
| 4-6 |
| 6-7 |
| 7-8 |
| 9 |
| 9-10 |
| 11-13 |
| 13 |
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы» | 14 |
2.1. Календарный учебный график | 14 |
2.2. Условия реализации программы | 14 |
2.3. Формы аттестации | 14-15 |
2.4. Оценочные материалы | 15-16 |
2.5. Список литературы | 17 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.Учреждение | МАДОУ детский сад «Планета детства» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед» |
3. Сведения о составителе 3.1.Ф.И.О., должность | Мунтян Марина Николаевна, воспитатель |
4. Сведения о программе 4.1.Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устав МАДОУ детский сад «Планета детства» |
4.2 Тип | Модифицированная |
4.3. Вид | Модульная |
4.4. Направленность | Туристско-краеведческая |
4.5. Уровень содержания | Базовый |
4.6. Область применения | Дополнительное образование |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
4.8. Год разработки программы | 2019 |
4.9. Возрастная категория обучающихся | 6-7 лет |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»
- Пояснительная записка
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Актуальность определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия
исторической характеристики родного края.
Отличительные особенности программы состоит в еѐ практической значимости:
вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Адресат программы–дети дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует
детям подготовительной группы. Наполняемость групп-10-12 человек.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Объем и срок освоения программы:
Общее количество часов – 36 часов.
Количество месяцев - 8 месяцев
Срок реализации – один год.
Режим ООД - 1 раза в неделю по 30 минут.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 6-7 лет, являющиеся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Юный краевед» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД. В объединении занимаются дети 6-7 лет.
Режим, периодичность и продолжительность ООД:
Возрастная группа | Количество занятий | Длительность занятий | Форма организации | Срок реализации | ||
в год | в месяц | в неделю | ||||
Для 6-7 лет | 36 | 4 | 1 | 30 мин. | групповая, подгрупповая |
|
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности организации образовательного процесса – очно
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Формы организации образовательного процесса:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
- фестиваль
Формы организации учебного ООД:
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая,
- групповая.
Педагогические технологии:
- индивидуальная работа с ребенком
- коллективные работы
- совместные работы 2 – 3 детей
- тематические занятия
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Алгоритм ООД:
- организационный момент
- основная часть
- динамическая пауза
- дыхательная гимнастика
- подведение итогов ООД
Дидактические материалы:
1. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.
Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь, 2003
1.3. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Формирование целостных представлений об окружающей природе, социальной
среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства,
гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи
программы:
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного
края;
• Развитие личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
• Прививать навыки здорового образа жизни;
• Воспитывать устойчивый интерес к родному краю;
Развивающие:
• Формирование знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных
народов, их культуре, хозяйственной деятельности;
• Прививать навыки познавательной самостоятельной творческой деятельности;
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания
сохранять и приумножать богатства города, края.
Обучающие:
• Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;
• Обогащение знаний учащихся о городе Тамбове, его истории,
достопримечательностях.
• Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.4. Содержание программы
- Учебный план
№ пп | Название модуля | Общее количество часов |
1 | Ведение. Бабушкин сундучок. | 1 |
2 | Я и моя семья. | 2 |
3 | Моя малая Родина. | 10 |
4 | Защитники земли Русской. | 4 |
5 | Я – гражданин России. | 11 |
6 | Природа вокруг нас. | 7 |
7 | Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» | 1 |
ИТОГО: | 36 |
Содержание образовательных модулей.
.
1. Модуль Введение (1ч.)
Основная цель раздела–формирование у обучающихся мотивации к познанию
окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.
2. Модуль Я и моя семья (2ч.).
Цель – упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций. При изучении темы «Моя семья – моя радость» необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений.
3. Модуль Моя малая Родина (10ч.)
Главной целью данного раздела является –формирование компетенций в познании своей Родины – России истории возникновения и физико-географический характеристики, а так же своей малой родины города Тамбова и рабочего поселка Новая Ляда, знакомство с символами государства, сохранение культурных традиций.
4. Модуль Защитники земли русской (4ч).
Цель данного раздела – воспитание чувства патриотизма, посредствам
исторических примеров героического прошлого русского народа, отваге русских людей различных времен.
5. Модуль Я - гражданин России.(11ч.)
Цель раздела - сформировать представление детей о государственном устройстве
России, о месте каждого человека государстве, об основных правилах жизни в
гражданском обществе.
6. Модуль Природа вокруг нас. (7ч.)
Основная цель раздела – сформировать представление об особенностях природы России, края, местного ландшафта, географического положения; элементарные знания экологической культуры.
Для реализации цели данного раздел рекомендовано использование наглядно –
демонстрационного и иллюстративного метода обучения, метод наблюдения,
использование на занятиях активных средств познавательной деятельности.
7. Модуль Итоговое занятие (1ч.).
Цель – обобщение интеллектуальных и навыковых составляющих,
полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.
Итоговое занятие провести в форме фестиваля творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь».
- Содержание учебного плана
Дата | Модули | Программные задачи | Формы ООД | Формы подведения итогов | |
Месяц | Неделя | Тема ООД | |||
сентябрь | 1 | Модуль. Ведение. Бабушкин сундучок. | -познакомить детей с краеведением, рассказать о его необходимости, роли, целях, задачах | групповая | Консультация для родителей «Зачем ребенку краеведение», выставка детских работ и фотографий |
2 | Модуль. Я и моя семья. Моя семья – моя радость. | - рассказать детям что такое семья, о том как возникла первая семья | |||
3 | Творческая работа «Загляните в семейный альбом». | -собрать материал и оформить выставку работ «Моя семья» | |||
4 | Модуль. Моя малая Родина. С чего начинается Родина? | -рассказать детям о том что такое родина, что мы называем малой родиной | |||
октябрь | 1 | Символы моей Родины. | -рассказать о символах нашей страны: герб, флаг, гимн | групповая | Выставка поделок и работ с символикой нашего государства |
2 | Мой край и мой город на карте России. | - рассказать детям о символах нашего города: герб, флаг | |||
3 | Тамбов – столица края. | - познакомить детей с историей возникновения города Тамбова и тамбовского края | |||
4 | История возникновения рабочего поселка Новая Ляда. | - рассказать детям об истории возникновения рабочего поселка Новая Ляда и о его жителях | |||
ноябрь | 1 | Рождение города Тамбова. | - рассказать как появилось название города Тамбов, что оно означает | групповая | Экскурсия к памятнику «Дети войны» |
2. | Вот она какая моя Родина большая. | - познакомить детей с картой России, рассказать какая она большая и многообразная | |||
3 | Памятные места города. | - рассказать о достопримечательностях нашего города и поселка | |||
4 | Экскурсия: «Земли тамбовской светлый город». | -экскурсия по памятным местам Земли тамбовской | |||
декабрь | 1 | Дидактическая игра: «Географическая матрешка» | - рассказать о матрешке Тамбовского края, какая она, в чем её отличительная особенность | групповая | Игра-соревнование: «Богатыри земли русской» Встреча с участниками военных действий в Афганистане и Чечне |
2 | Модуль. Защитники земли Русской. Богатыри земли русской | - рассказать о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях. Элементов костюма русского богатыря. Название оружия русского воина. | |||
3 | Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны. | - рассказать о Вечном огне нашей памяти о подвигах наших земляков – Героев Советского союза. Памятник Вечный огонь – благодарность потомков. | |||
4 | «Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов. | -рассказать об участниках современных боевых действий, Афганистан, Чечня | |||
январь | 1 | Экскурсия: «Островки памяти» | - рассказать о мемориалах «Вечный огонь», для чего их делают | групповая | |
2 | Модуль. Я – гражданин России. Я – Россиянин. | - рассказать, что такое понятие "гражданство". Крупные российские города и реки. Москва – столица – моей Родины. Народы, населяющих РФ. Знаменитые россияне - деятели культуры, искусства, военачальниках и др. | |||
3 | Что значит любить Родину. | - провести дидактическую игру «Что значит Родину любить?» | |||
4 | Можно ли меня назвать гражданином России. | - рассказать о том, кто может быть гражданином России | |||
февраль | 1 | По каким правилам мы живем. | - познакомить детей с Конституцией РФ. Законом образования. Законом о медицинском обслуживании. | групповая | Игра «Могу ли я быть президентом?» |
2 | Мои права и обязанности. | - познакомить детей с Гражданскими правами и обязанностями. Конвенция о правах ребенка. Телефон доверия. | |||
3 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью. | - ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||
4 | Кто управляет страной. | - рассказать детям о том кто такой президент, как его выбирают и т.д. | |||
март | 1 | Что такое выборы. | - рассказать детям о выборах, зачем они нужны, кого мы на них выбираем | групповая | Выпуск листовок «Все профессии важны» Конкурс рисунков «Мое Отечество» |
2 | Кум я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить. | - рассказать о Профессиях: врач, учитель, военный, депутат... Их важность. | |||
3 | Народ и я – единая семья. | - рассказать, что такое День народного единства России. Памятник Минину и Пожарскому. Мы такие разные, но мы граждане одной страны. | |||
4 | Конкурс рисунков «Мое Отечество» | - обобщить материал о нашем Отечестве | |||
апрель | 1 | Модуль. Природа вокруг нас. Красота русской природы. | - рассказать о разнообразии и уникальности русской природы: озеро Байкал, горы Кавказа… | групповая | Собрать гербарий «Растения Тамбовской области» |
2 | Зеленые ладошки Земли. | - рассказать детям о том, что такое зеленые ладошки Земли, почему так называют деревья, деревья - символы | |||
3 | В мире животных. | - познакомить детей с животными Тамбовского края | |||
4 | День воды. Акция «Голубая лента». Озеро Чистое – озеро здоровья. | - рассказать об озере Чистое, почему оно так называется | |||
май | 1 | Тайные тропы тамбовских лесов. | -познакомить детей с деревьями и кустарниками Тамбовских лесов | групповая | Фестиваль творчества: «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь». |
2 | Красная книга – что это? | - рассказать о растениях и животных Тамбовского края занесенных в красную книгу | |||
3 | Природоохранная акция: «Спешите делать добро!" | - разработать экологические знаки | |||
4 | Модуль. Итоговое занятие. Фестиваль творчества: «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь» | -подведение итогов работы за год |
- Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику России, Тамбовского края и города Тамбова;
• Основы туристических навыков в походе;
• Основы государственного устройства (государство, президент, выборы, права и обязанности граждан России).
учащиеся должны уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять полученный знания о истории игрушек и вещей для организации собственного досуга.
• Применять полученные знания, в добрых делах и поступках на благо родного города.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года:1 сентября | Режим работы объединения по расписанию. |
Окончание учебного года:31 мая | Продолжительность занятий: 30 минут Продолжительность перемен: 10 минут |
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель | Занятия проходят в 1 смену |
Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1.Материально-техническое обеспечение: Групповая, столы - 6 шт., стулья,
соответствующие возрасту детей - 6 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер.
2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
-психологом и педагогом-организатором;
-родителями и родственниками учащихся;
- воспитателем.
3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, курсы «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», сетевое взаимодействие со специалистами детского сада.
2.3. Формы аттестации
1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления.
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения
достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.
Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале
посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.
Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», «экознайка»
и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
В конце изучения программы, на последнем занятии проводится фестиваль творчества в форме конкурсно-игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) по темам раздела программы, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов.
2.4. Оценочные материалы.
При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.
Результаты эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления
результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня
обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностик (май).
Результаты осуществляется по 5-ти бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не
принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной
помощью взрослого;
5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):
Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)
Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%)
Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)
№пп | ФИО ребенка | Критерии оценки | Итого: | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||
12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3.. | |||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Высокий уровень (детей / %) | |||||||||||||
Средний уровень (детей / %) | |||||||||||||
Низкий уровень (детей / %) |
Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май
Критерии оценки:
1. Владение элементарными понятиями и знаниями.
Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой
полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы
страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
2. Владение элементарными умениями и навыками.
Знает: небольшое количество растений и животных, их характерные признаки; свой
полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; некоторые символы
страны, края, города; некоторые обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
3. Развитие навыков работы и поведения в природе.
Знает: несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки; более трех природных особенностях малой родины; что такое Красная книга; какие растения и животные Тамбовского края занесены в нее; понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц; достопримечательности города Тамбова; знает основные правила юных туристов.
4. Развитие познавательно-творческой деятельности
Знает: достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки; свой полный адрес, памятные места и историю города Тамбова; символы страны, края, города; обычаи, традиции русского народа, других народов Тамбовского края.
Умеет: давать определение понятиям - государство, президент, выборы, права и
обязанности граждан России.
5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.
Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать
природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном
обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения.
Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, аппликаций.
2.5. Список литературы
Литература для педагогов.
1. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н.
Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Москва –Ставрополь,
2003
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое
общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.
Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6,
2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.-
2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в
образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
Литература для детей:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Литературное чтение. М.;-2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313463-1612874051.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-752267-1475420475.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/04/picture-1382436-1643989453.jpg)
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративные растения естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаДекоративные растенияестественнонаучной направленностидля обучающихся 6-7 лет ...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-49701-1675699996.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...