Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_yunyy_patriot.docx | 53.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МКДОУ Протокол №1 « ЦРР - детский сад №22» « 30» августа 2021 г ____________ М.Ф.Швоева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
воспитателем
Бурьяновой В.А.
с. Левокумское
2021-2022уч. год
Ребёнок — удивительное чудо,
Которое не просто нам дано,
И миссия у нас, у педагогов, —
Любить, понять, посеять в нём зерно:
Зерно, где милосердие и вера,
Терпимость и сочувствие живут,
Где сострадание и преданность и честность
Друг с другом рука об руку идут.
Ю. С. Калинкина
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Юный патриот», составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ« Об образовании в Российской Федерации ».
- Приказ Министерства просвещения Росийской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений Порядок организации и осуществления общеобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196.
- Методическими рекомендациями к составлению программ дополнительного образования детей на основании письма Минобрнауки РФ от 11-12-2016 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Положением о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в МКДОУ «ЦРР- детский сад №22» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (Пр №80-од от 05.09.2019г.)
Также в основу содержания программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
- В соответствии с ФГОС ДО содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); режимных моментов; в рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Направленность ДООП- естественнонаучная.
Новизна программы- применение в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоритического и практического материала в игровой форме. Трудно
переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.
Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми. Игр существует множество. В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.
Актуальность программы.
Образовательная политика на современном этапе формирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным ужреждением.С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор , сотрудничать,проявлять толерантность, проявлять творчество,ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир ,как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека, т.е быть человеком, владеющим правовой культурой. С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельностьв соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Цели и задачи программы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Общие задачи программы
Обучающие:
· формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
· формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
· формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
· формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
· формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т. д.).
Развивающие:
· пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
· развивать любознательность и активность;
· развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
· развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
· развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
Воспитательные:
· вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
· формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
· воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
· прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.
Воспитание нравственных чувств.
Задачи
· Формировать знания об отечественной истории через знакомство с биографией известных земляков в разные временные эпохи.
· Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.
· Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
· Учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.
· Развивать эмоциональную произвольность.
· Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
· Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания,уважения.
Ценности
· нравственный выбор;
· справедливость;
· добродетель;
· эмоциональная отзывчивость;
· милосердие;
· честь;
· достоинство;
· уважение к старшим;
· ответственность и чувство долга;
· забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Воспитание гражданственности, патриотизма.
Задачи
· Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия и сострадания.
· Расширять знания детей о родном городе, районе, области. Знакомить с гербом, историей возникновения своего города и района, особенностями и достопримечательностями, историей и культурой.
Ценности:
· любовь к России, своему народу, своему краю, городу, району;
· служение Отечеству.
Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи
· Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.
· Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.
· Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.
Ценности:
· родная земля;
· природа;
· братья наши меньшие.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи
· Учить видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.
· Формировать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
· Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного состояния человека.
Ценности:
· красота;
· гармония;
· духовный мир человека.
Воспитание трудолюбия
Задачи
· Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
· Приобретать опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Ценности:
· уважение к труду;
· творчество и созидание;
· стремление к познанию;
· целеустремлённость и настойчивость;
· бережливость;
· трудолюбие.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей.
Возраст обучающихся: дети от 5 до 6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Режим занятий:занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. По 25 минут,всего 36 занятий в год
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Содержание программы ориентировано: на добровольную группу воспитанников. Прием детей в творческое объединение производится на основе письменного заявлени родителей ( законных представителей).
Специальных требований к знаниям и умениям,состоянию здоровья при приеме нет.Воспитательно- образовательный процесс организуется в группе на постоянной основе.
Расписание занятий объединения составлено с учетом режима пребывания детей в МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22», осуществляющий образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Виды занятий определяются содержанием программы. В основном используются беседы, игры,игры – путешествия, наблюдения, экскурсии, комбинированные занятия, практические занятия, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты.
· Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
· Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.
· Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданином своей страны, патриотом.
· Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
· Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
· Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
· Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
· Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.
Формы подведения итогов реализации ДООП.
1. Нравственно- патриотическая информация для родителей на темы: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».
2. Организация выставок детских работ, создавая рисунки, аппликации, поделки — сувениры к праздникам и историческим датам.
Творческая деятельность детей способствует развитию их воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.
Творческие работы детей, как правило, объединены какой-либо темой:
«Моя семья», «Древо семьи», «Подвиг народа бессмертен!» и др. Организация целевых прогулок, трудовой деятельности .
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью мониторинга, мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический.
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
· беседы с детьми на темы нравственного содержания;
· решение проблемных ситуаций;
· наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.
На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало и конец учебного года.
Второй этап — аналитико-обобщающий.
Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы.
Учебно - тематический план в старшей группе
№ | Тема | Количество занятий в неделю | Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин) | |
Ра з де л 1. Семья (8 ч) | ||||
1 | Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди | 1 | 25 | |
2 | Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди | 1 | 25 | |
3 | Мать и дитя | 1 | 25 | |
4 | Образ отца | 1 | 25 | |
5 | Братья и сёстры | 1 | 25 | |
6 | Бабушки и дедушки | 1 | 25 | |
7 | Моя родословная | 1 | 25 | |
8 | Моя родословная | 1 | 25 | |
Ра з де л 2. Добро и зло (22 ч) | ||||
9 | Добро и зло | 1 | 25 | |
10 | Хорошо ли быть злым? | 1 | 25 | |
11 | Наше настроение | 1 | 25 | |
12 | Учимся справляться с гневом | 1 | 25 | |
13 | Какие бывают поступки | 1 | 25 | |
14 | Добрые дела и поступки. Добрые слова | 1 | 25 | |
15 | Милосердие и сочувствие | 1 | 25 | |
16 | Совесть | 1 | 25 | |
17 | Жадность и щедрость | 1 | 25 | |
18 | Прощение | 1 | 25 | |
19 | Упрямство | 1 | 25 | |
20 | Скромность | 1 | 25 | |
21 | Благодарность | 1 | 25 | |
22 | Храбрость и трусость | 1 | 25 | |
23 | Зависть | 1 | 25 | |
24 | Доброжелательность | 1 | 25 | |
25 | Справедливость | 1 | 25 | |
26 | Хвастовство | 1 | 25 | |
27 | Гордость | 1 | 25 | |
28 | Послушание | 1 | 25 | |
29 | Чувства других людей | 1 | 25 | |
30 | Вера и верность | 1 | 25 | |
Ра з де л 3. Мала я родина (6 ч) | ||||
31 | Мой родной край | 1 | 25 | |
32 | Место, в котором я живу | 1 | 25 | |
№ | Тема | Количество занятий в неделю | Максимально допустимый объём образовательной нагрузки (мин) | |
33 | Место, в котором я живу | 1 | 25 | |
34 | Достопримечательности родного края (города, района, села) | 1 | 25 | |
35 | Достопримечательности родного края (города, района, села) | 1 | 25 | |
36 | Мой любимый детский сад. От истоков к современности | 1 | 25 | |
Количество занятий в год / объём нагрузки в год (мин) | 36 | 900 |
Программно-методическое обеспечение:
Методическое обеспечение программы
С учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проектный.
Словесный метод — беседы с элементами диалога, рассказы педагога , чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.
Наглядный метод — рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.
Практический метод — изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.
Проектный метод — участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Перечисленные выше методы используются в разных формах работы с детьми.
Формы работы с детьми
· Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
· Этическая беседа.
· Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).
· Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
· Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
· Экскурсии в музеи, по улицам района.
· Посещение библиотеки.
· Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).
· Организация тематических выставок.
· Праздники и тематические вечера.
Для дошкольников основным видом деятельности и эффективным способом познания мира является игра. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.
Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми.
Игр существует множество. В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.
При подготовке и организации тематических праздников используются практически все перечисленные формы работы с детьми. Программой предусмотрено проведение праздников:
День народного единства, День матери, День защитника Отечества, День Победы, День семьи и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой - 5-е изд. испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
2. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко.Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021.-192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»
Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...