«Использование технологии «Ситуация» в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Технология «Ситуация – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад №32 «Чайка»

                         

                         

            «Использование технологии  «Ситуация» в организованной  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                         

                                                       Воспитатель: Голева Альфия Модарисовна

                                                                                 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

 Ориентация на подачу готовой информации, а также отлаженный механизм «напичкивания» детей готовыми  знаниями неумолимо сдерживают активизацию развития их интеллектуальных способностей. Формируемые же «учебные» навыки, ограничивающие видение и понимание ребенком новых ситуаций, затрудняют процесс выбора собственных способов деятельности. Установка на формальное запоминание и воспроизведение ведет к заторможенности мыслительных процессов, что способствует формированию интеллектуальной пассивности. Так, успевшая сформироваться у большей части школьников интеллектуальная пассивность приводит к поиску ими обходных путей в обучении: будь-то механическое заучивание вместо понимания сути проблемы, либо списывание готового решения задачи вместо умения обрабатывать информацию и выстраивать алгоритм ее решения.

Что лучше: оградить детей от проблем или научить их справляться с возникающими трудностями?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями,  («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для  саморазвития на протяжении всей жизни.

Технология «Ситуация – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Технология «Ситуация» представляет собой адаптированный для дошкольного образования вариант технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет педагогу моделировать образовательные ситуации, в которых дети не получают новые знания в готовом виде, а самостоятельно «открывают» их через эксперименты, моделирование, выдвижение и проверку гипотез.

Все занятия с детьми строятся таким образом, что ребята не только приобретают новые знания и умения, но еще учатся сталкиваться с затруднениями и эффективно их преодолевать, приобретая тем самым веру в свои силы, а также готовность к решению еще более интересных и сложных задач.

Программы «Мир открытий» и «Игралочка», которые основаны на технологии «Ситуация» соответствуют ФГОС ДО.

Технология «Ситуация» реализовывается на основе принципов деятельностного метода обучения

 Это следующие принципы:

- психологической комфортности,

- деятельности,

- минимакса, подразумевающий, что каждый ребенок развивается в своем темпе, осваивая содержание программы на уровне своего возможного максимума.

- целостности,

- вариативности,

- творчества,

- непрерывности.

Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода  дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные приципы выступают как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду.

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями. Фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на  формулировку задач, а затем в активной деятельности  делают свои первые «открытия».

В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.).

Образовательные  ситуации делятся на:

  • образовательная ситуация «открытия» нового знания,
  • образовательная ситуация тренировочного типа,
  • образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).

 «Открытие нового знания состоит из нескольких этапов. Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.

1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку, сходить в гости и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

Пример :Когда знакомимся с понятием «Сутки» предлагаю детям описать с помощью «Умных часов» весь свой день. Дети вставляют картинки в соответствии со своей деятельностью по времени. Сейчас  на часах 9.00  у вас идет занятие, затем игры, затем прогулка, затем … вы пришли домой, затем… мы снова подошли к 9.00 часам  и что опять занятие у вас? (нет) Однако стоит картинка  «занятие». Возникает затруднение. Как вы думаете, почему так получилось? Дети размышляют и приходят к пониманию, что есть 9 часов утра и 9 часов вечера.Таким образом, мы даем детям понятие, что  сутки это два круга на часах.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с детьми и взрослыми, с предметами, окружающими его при решении личностно-значимых для него задач и проблем.

Таким образом, технология «Ситуация» прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность в интеллектуальном развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование произведения УНТ в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ГБДОУ - детский сад № 16 Московского района г. Санкт - Петербурга.Использование произведения УНТ в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Воспитатель подготовительной группы - Бек...

«Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...

Использование фитбол-гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важным фактором физкультурно — оздоровительной работы в дошкольном учреждении является выбор для каждого ребёнка подхо...

Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...