Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
статья
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовили воспитатели:
Куржумова Алёна Валерьевна
2021г
Сообщение из опыта работы
«Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Куржумова Алёна Валерьевна
Воспитатель МБДОУ №9 г.Байкальск
Актуальность.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Интерактивные технологии все более используют как взрослые, так и дети. Современная действительность, мы знаем, что уже с самого раннего возраста детей окружают: смартфоны, планшеты, ноутбуки, где дети находят неиссякаемый мир развлечений. И детство наших современных детей, уже нельзя представить без технологического оборудования, этого не избежать.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе в дошкольных организациях. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
Работая над темой «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», мы заметили, что подача информации на экране монитора компьютера или интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Ведь, ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через интерактивную игровую деятельность, применяемую в совместной образовательной деятельности с детьми. Ведь не у всех детей к школе формируется устойчивый интерес к окружающему миру, любознательность.
Первоначально в своей работе мы использовали готовые игры и презентации с различных сайтов интернета: после мы решили сделать игру сами совместно с детьми подготовительной группы. При работе над игрой дети были наблюдателями, а самые активные ребята изъявили желание попробовать поучаствовать в создании игры. Игра называлась «Моя первая метеостанция», она нашла живой отклик у детей и вдохновила нас на дальнейшее творчество в этом направлении. На одном из РМО мы уже знакомили вас с данной интерактивной игрой. Мы видим, что созданные нами развивающие компьютерные игры, презентации прекрасно зарекомендовали себя при проведении индивидуальной работы с детьми, испытывающими слабую мотивацию к самостоятельной деятельности. Благодаря им, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. При создании игр дети высказывали свои пожелания, отстаивали свою точку зрения.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, они развивают внимание, память, и логическое мышление. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, усваивая и закрепляя пройденный материал.
Нами были создана медиатека (компьютерные презентации, игры). на развитие математических способностей, на развитие внимания и мышления, на развитие моторики рук, игры на классификацию, обобщение, сравнение.
- «Моя первая метеостанция»
- «Какие бывают облака»
- «Город, в котором я живу»
- «Найди, с какого дерева листок»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Назови, кто спрятался»,
- «Чья тень»,
- «Найди отличия»,
- «Какое время года?»
- «Сосчитай утят»,
- «Классификация»,
- «Логическая цепочка»,
- «Продолжи ряд», и т.д.
Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет нам развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывать волевые качества.
В своей работе, мы активно используем интерактивную доску. Работая с интерактивной доской можно решать задачи во всех образовательных областях. Например: в занятиях по математике предлагаются различные задания: (ориентировка на плоскости, раскладывание чисел на два меньших, равенство, счёт - при нахождении нужных чисел и многое другое).
Дети проявляют мало интереса к художественной литературе, что является большой проблемой. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. Их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке, что снижает уровень мотивации. В таких условиях на помощь приходят современные информационные технологии как один из источников мотивации развития связной речи дошкольников.
В своей работе по развитию звуковой культуре речи с детьми мы особое внимание уделяем словесным, интерактивным дидактическим играм:
- «Назови как можно больше предметов»,
- «Кто больше увидит и назовет»,
- «Назови сказку» и др.
Для развития связной речи, памяти ребенка мы используем схемы, последовательную цепочку (действия развития сюжета) в формате компьютерных технологий, дети с удовольствием читают и заучивают стихи, отгадывают загадки, подбирают сами детали на интерактивной доске для составления рассказа.
Работа по развитию звуковой культуры речи, обучению грамоте, становится более эффективной, когда ребенок является активным участником процесса, это ему позволяет лучше запоминать новый материал.
С целью определения результатов работы по данной теме проведена оценка влияния информационных компьютерных технологий на познавательное развитие детей дошкольного возраста путем сравнения промежуточных результатов
« Любознательный, активный ребёнок»
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие.
2. Развитие внимания.
3. Развитие восприятия и памяти.
4. Развитие речи
Результат работы за 2020-2021 учебный год.
Любознательный и активный
На представленных диаграммах видна положительная динамика развития познавательной активности детей. Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование их в образовательной деятельности повышает познавательную активность воспитанников, оптимизирует образовательный процесс, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию.
В нашем учреждении приобретены наборы робототехники «Робомышь». С информационными полями:
- Остров
- Дом
- Космос
- Семейка медведей (счет)
- Алфавит Бэби
И игрушка робот «Робот-Лёва». Почему вы спросите Лёва? Потому что так его назвали сами дети. В игровой форме юные программисты учатся первым азам в управлении техникой и создании последовательных программ для действия робота - мыши и игрушки «Робот-Лёва».
Поддерживая интерес детей к компьютерным технологиям, мы с детьми старшего дошкольного возраста организовали группу «Юные программисты», где любознательные и активные дети самостоятельно реализуют свои возможности, управляя робототехникой, с помощью педагогов учатся создавать интерактивные игры.
Педагогический опыт показывает, что только совместная работа воспитателей и родителей воспитанников может привести к желаемым результатам в вопросах развития и воспитания дошкольников.
Планируя работу с родителями, мы используем разнообразные формы и методы для привлечения родителей к познавательному развитию детей с использованием ИКТ-технологий.(мобильное приложение WhatsApp , сайт ДОУ) Для родителей создана группа в Viber, что даёт родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещённую в уголке для родителей. А дома вместе с ребёнком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
По данной теме нами проведено анкетирование среди родителей. Пришли к выводу, что не все родители достаточно хорошо знакомы с правилами и подборкой компьютерных игр, предназначенных для дошкольников. На родительском собрании нами были продемонстрированы занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, рекомендована подборка интерактивных игр. Был проведен мастер класс по созданию презентаций.
Готовясь к конкурсу по теме «Моя Семья» нами было дано задание, дома совместно с детьми приготовить презентацию. Дети с удовольствием рассматривали свои фотографии на экране, рассказывали о своих родителях, кем они работают и чем они любят заниматься всей семьёй.
Хотелось бы отметить, что в условиях пандемии использование КТ также являются неотъемлемой частью нашей жизни. При дистанционном обучении мы поддерживали связь, где родителям отправлялось задание в электронном виде, давались рекомендации и консультации.
Новизна нашего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста, использование ИКТ в образовательной деятельности, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы, активизировать и развивать познавательные способности дошкольников. Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Использованная литература:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Российская газета]. -http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html, 20.08.2020
2.Интерактивные методы обучения. - http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/314-interaktivnie-metodi-obucheniya.html, 20.08.2020
3. Павлова Елена Владимировна. Мультимедийные технологии и их роль в интерактивной среде ДОУ. -http://interaction.ucoz.ru/forum/20.08.2020
4. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников. Презентация. – http:// www.myshared.ru/slide/284464, 20.08.2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...
Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная ф...
Сообщение из опыта работы "Использование современных технологий в музыкальной деятельности"
Творческая работа музыкального руководителя невозможна без использования современных педагогических технологий. Автор делится опытом использования ряда инновационных технологий (ИКТ, моделирования муз...
Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории
laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...
Из опыта работы: Использование элементов кинезиологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОО
Из опыта работы инструктора по физической культуре с детьми в ДОО...