Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
статья на тему
Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_tsentralnym_napravleniem_v_pedagogike_yavlyaetsya_lichnostno.odt | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается актуальность проблемы половозрастного воспитания детей-дошкольников, предлагаются инновационные подходы по данному вопросу, реализованные в процессе детско-взрослого проекта «Мальчишки, девчонки - мы такие разные»
Ключевые слова: половозрастные особенности, гендерный аспект, индивидуальность, формирование гендерной идентичности, детско-взрослый проект.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход в обучении и образовании. Педагогу особенно важно оказывать поддержку индивидуальности каждого ребёнка, учитывая половозрастные особенности.
В последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов: И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остаётся практически не изученной. В частности в отношении детей дошкольного возраста. Именно в этот период происходит осознание ребёнка как представителя определённого пола, происходит формирование гендерной идентичности и устойчивости. Первичная половая идентичность, по мнению учёных, складывается примерно к 1,5-2 годам, к 3-4 годам ребёнок отличает пол окружающих людей, а 6-7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры, создаются однополые компании, что способствует осознанию половых различий.
В работах по нейропсихологии генетики отмечают, что существуют разные типы организации головного мозга у мальчиков и девочек, а значит разные типы мышления и формы социализации.
В.А. Геодокян указывает, что организм мальчиков трудно адаптируется, изменчив и нестабилен, призван сохранять популяцию. [1, с.15]. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства, которое они осваивают во всех направлениях. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить в нём свои «сокровища»: кукол, их одежду и посуду. Мальчикам необходим простор. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки -тише, но результативнее. Мышление мальчиков более творческое, инициирующее поисковую деятельность, что способствует активным процессам самореализации. Мышление девочек склонно быть более стереотипным и стандартным. Мальчики ориентированы в информации на её новизну, содержание, тип изложения, а девочки- на эмоциональную комфортность.
В поисковой деятельности мальчики организуются оптимально эффективно; для них важны.
Психологи считают, что девочки превосходят мальчиков в решении речевых заданий, а мальчики превосходят девочек в видео пространственных умениях, что требует более высокой познавательной активности.
Мальчикам свойственен поиск новых нестандартных решений задач, а девочки оттачивают действие до совершенства, чаще всего по понятным схемам.
Гендерное воспитание-это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации.
Для выстраивания модели образовательного пространства в подготовительной группе детского сада был разработан и реализован детско-взрослый проект «Мальчишки, девчонки - мы такие разные». Цель проекта: « Способствовать положительному развитию половой социализации старших дошкольников, воспитанию женственности и мужественности »
Слушая песню Якова Хелемского на музыку Юрия Чичикова « Из чего - же сделаны наши девчонки?», у детей возник вопрос: «Почему мы настолько разные?». В процессе беседы мы выяснили, что кроме внешних различий, различий в одежде у каждого разный характер, разное поведение, играют девочки и мальчики в разные игрушки.
Дети предложили создать «Музей игрушек» и провели экскурсии по двум экспозициям «Игрушки наших мальчиков», «Игрушки наших девочек».
Ребята придумывали свои игрушки и лепили их из пластилина, технологией пластилинография. В группе возник вопрос: « Как и во что играли раньше мальчики и девочки?» Для решения данной проблемы мы отправились в воображаемое путешествие, слушая музыку П. И. Чайковского «Детский альбом», «Новая кукла»,« Игра а лошадки», «Марш деревянных солдатиков», отметили сходства и различия с современным игрушками.
В процессе образовательной деятельности слушали и анализировали детскую литературу : Л. Пантелеев «Большая стирка», Е. М. Воробьёв «Баба Яга и её внучка Ёжка», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,Н. Носов «На горке»
Рассматривали репродукции картин В. М. Васнецова «Витязь на распутье», «Иван – Царевич на Сером Волке», «Богатырский конь», «Спящая царевна»,Н. Соломина «Маленькие мамы», Ф. Будкина «Девушка перед зеркалом, Н. Богданова «Уроки рукоделия»,Ю. Кротова «Хозяюшка», «Мои куклы».
Сочинили сказку и нарисовали диафильм «Один день из жизни девочки».
Рассматривая современные журналы, совместно с детьми, составили коллаж «Наши девочки сейчас и в будущем» и выяснили, что девочки должны быть красивыми, хозяйственными, аккуратными, спортивными, умными, доброжелательными, уметь пользоваться косметикой.
Оформили стенгазету про мальчиков «Каким я хочу стать, когда стану вырасту?» В процессе презентации мальчики отмечали, что они хотят стать смелыми, сильными, брутальными, спортивными, добрыми, умными, выносливыми, похожими на своего папу.
Сочинили стихотворения про мальчиков и девочек и каждый раз находили всё большие отличия между двумя противоположными полами.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
И мы приглашали родителей, которые рассказывали о своих профессиях «Моя мама- стоматолог», «Столяр -мужская профессия», «Машинист - профессия только для мужчин ». В процессе беседы дети сделали вывод, что настоящий мужчина должен быть профессионалом своего дела. Проводили образовательное путешествие « Загадки детского сада». Идея. Осознание детьми важности женских профессий в детском саду
Дети принимали активное участие в создании стенгазеты « Мой папа - самый лучший». «Издавали» книжки-малышки «Книжка для мамы», снимали видеоролик «Моя мама-какая она?»
Для более глубокого понимания родителям рекомендовали консультацию « О мальчиках и девочках»
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
На основе проведённых с детьми мероприятий, содержательной и интересной практическая деятельности, при систематическом поощрении индивидуальности, активности, самостоятельности, у дошкольников повысилась ответственность, уверенность в свои силы - это может привести как к обогащению личного опыта, так и к развитию самосознания детей.
Библиографический список:
- Еремеева В. Д. Хизан Т. П.Мальчики и девочки - два разных мира. -СПб., 1998.
- Сомкова О.Н.Образовательная область речевое развитие. Методический комплект программы детство 3-7 лет.-СПб.:Детство-Пресс,2016.
- Климина Л.В.Если вы растите сына.-СПб.:Детство-Пресс,2012.
- Климина Л. В.Если вы растите дочь-Спб.:Детство-Пресс,2012.
Сведения об авторе:
Фамилия Морозова
Имя Елена
Отчество Владимировна
Ученая степень, звание _______________________-_____________________________
Место работы (кафедра, учебное заведение) должность ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга,воспитатель.
Адрес, телефон, факс, электронная почта для контактов Санкт-Петербург,Поэтический бульвар15,к.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Патриот – это человек, который не пожалеет Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения Своей Родины, ради любви к своему народу, Человек, который жертвует собой ради бла...
Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Проект «Мой любимый край, мой любимый город»...
Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....
Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста
•Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методи...
Аттестационная работа «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Материал включает в себя дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста, анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ....
Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...
Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...