«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».
статья (старшая группа)
статья про использовании метеостанции в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_meteostantsiya_v_detskom_sadu.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».
Свиридова Марина Владимировна
«У природы нет плохой погоды, каждая погода — благодать, дождь ли, снег, любое время года надо благодарно принимать», - написал когда-то советский и российский кинорежиссёр, сценарист, драматург и поэт Эльдар Александрович Рязанов. А музыку сочинил композитор Андрей Павлович Петров. Песня стала очень популярной.
Ведь в природе все взаимосвязано. И при любых погодных проявлениях можно найти что-то приятное для себя. Каждое время года может порадовать хорошей погодой. Зимой мы встречаемся с морозом и снегом. Весна каждому человеку дарит красоту и пробуждение природы. Летом мы обычно отдыхаем, набираемся солнечной энергии и просто радуемся жизни. А осень ― это пора, которая дарит нам богатейшие урожаи, с помощью которых мы сможем пережить холодный период.
Погода – это самая благодатная тема для начала любого разговора между людьми. Здесь не может быть споров, как при обсуждении политики, но зато можно вспомнить, какой была погода 5 или 10 лет назад. Вспоминая о снегопадах в "былые времена" или об урагане, люди могут вспомнить прикольные случаи, или не очень приятные моменты. А вот хорошая погода всегда навевает приятные воспоминания, например, об отдыхе на море.
Так, что-же такое погода? И зачем нужен её прогноз?
И так, погода— это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра в определённое время в конкретном месте.
Человеку необходимо знать прогноз погоды, потому что на нашу деятельность он оказывает существенное влияние, начиная от вопроса что надеть, выходя из дома, до вопроса строительства домов, запуска ракет или сохранения человеческой жизни в экстремальных случаях.
Мы очень зависимы от окружающей нас среды, может, если бы мы жили автономно, где-нибудь под землей, то все было бы по - другому.
Но так как человек часть природы, то мы должны приспосабливаться, а для этого нам нужны разные метеостанции, которые анализируют и прогнозирует поведение атмосферных явлений, чтобы быть готовым к неожиданностям и как можно меньше от этих неожиданностей пострадать.
А нужно ли знать о погоде маленьким детям? И нужна ли в детском саду метеостанция? Ответ очевиден, конечно!
Метеостанция – готовый комплекс для изучения природных явлений, который устанавливается на уличной территории детского сада. В набор включены измерительные приборы, аналогичные тем, которые используют в работе настоящие метеорологи. С их помощью дети отслеживают погоду, давление, температуру, влажность и уровень осадков. Показания записываются в дневник наблюдений или размещаются на тематических стендах.
Цель метеостанции вовсе не в том, чтобы вырастить из дошкольников будущих синоптиков. В первую очередь, комплекс помогает детям повысить экологическую грамотность, учит заботиться о природе, формирует понимание взаимосвязи между состоянием окружающей среды и деятельностью человека. Кроме этого, занятия на метеоплощадке помогают детям всесторонне развиваться. Они позволяют на практике познакомиться с наукой, экологией и важностью наблюдений за окружающим миром. Такой опыт не только обогащает знаниями, но и воспитывает бережное отношение к природе.
Как известно, дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой, ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.
При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.
Ведение календаря природы позволяет формировать и расширять представления детей об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в связи с изменениями метеорологических условий и сменой времён года, позволяет развивать эстетические чувства и чувство прекрасного, развивать его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности.
Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах по рисованию, лепке, аппликации. Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. Стараются, как можно точно отобразить те или иные характерные природные приметы, признаки объекта природы, иллюстрируют их.
Таким образом, метеостанция в детском саду – это эффективное средство экологического воспитания дошкольников.
Литература:
Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников.
Консультация предназначена для воспитателей ДОО. Материал поможет в поисках новых путей сотрудничества с родителями по вопросам экологии....
«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике...
Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников
Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников...
«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится ...
«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция....
«Метеостанция ДОУ как эффективный метод экологического воспитания дошкольников» - из опыта работы.
Создание Метеостанции на территории нашего детского сада....
Презентация "Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников"
Экологическое воспитание, как и многие другие аспекты воспитания личности, начинается с раннего детства. Привитие детям интереса к природе, стремления любить, беречь и сохранять ее возможно посредство...