«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_mo_2017.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
«Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы
Писарев Дмитрий Иванович
Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И мы, взрослые, хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы современного мира. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений, наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять его самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного. Ребята нашего ДОУ постоянно интересовались различными вопросами связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями происходящими в природе, климатическими условиями Краснодарского края и всей России, проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада. А наша задача , как педагогов не подавлять грузом своих знаний ребенка, а создавать им условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. И ориентируясь на возникшую проблему и изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, педагоги нашего ДОУ увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Для чего же нужен прогноз погоды и как его использовать? Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным нашим воспитанникам? И на основе решения этих вопросов, у нас возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Для её реализации, педагогами нашего ДОУ был разработан информационно-исследовательский проект
« Метеоплощадка в детском саду « В гостях у пчелки Аси»
Цель проекта заключалась в развитии умения детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз ,делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи реализации проекта были поставлены такие:
Организовать работу метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой.
Познакомить с особенностями климатических условий Краснодарского края
Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
Формировать представления о четырех частях света.
Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Участники проекта являлись - дети старшего дошкольного возраста (возраст 5-7 лет), педагоги; родители воспитанников, сотрудники детского сада
Работа над проектом строилась на следующих принципах:
принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;
принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
принцип регионального компонента (изучение явлений природы ст.Медведовской);
принцип научности и доступности понятий
Работа над проектом велась по следующим этапам:
1.Вводный (организационный) этап:
-создание метеостанции и оформление на территории детского сада соответствующей зоны;
-создание условий для работы детей по изучению погоды.
-составление перспективного плана работы по данной проблеме
2.Практический
3.Аналитический
На первом этапе работы проекта нами был собран методический, научно-популярный материал, опыты работы другим д\ с по изучаемой теме .Мы выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду. Был составлен перспективный план работы над проектом. К созданию оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели,
и родители, и воспитанники, и сотрудники детского сада.
Создание самой метеопощадки, строилось согласно основным требованиям к ее обустройству:
-Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. ---Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
-Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. -Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.
-Для метеоплощадки делают небольшую ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см.
-Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.
-Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно.
-Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера.
-Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег и т. д.
Второй этап проекта прошел увлекательно и познавательно:
Ребята с увлечением и любознательностью знакомились с работой различных метеоприборов, с интересов вели дневники наблюдений, участвовали в различный экологических викторинах, квест- играх, природоохранных акциях, проводимых на территории метеоплощадке.
Педагоги ДОУ проводили для ребят: целевые прогулки, экскурсии, беседы, занимательные опыты, знакомили детей с художественными произведениями экологической тематики ,с «умными» книгами, изготавливали модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света», « Мой друг компас», « Знакомьтесь – барометр» .
Работа с родителями и сотрудниками детского сада проводилась, согласно перспективному плану проекта:
-Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы .
-Проведение консультаций для педагогов с целью повышения уровня знаний по теме: «Погода и наблюдения за ней»; «Моделирование как метод экологического воспитания»
«Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;
-Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;
-Проведение мастер- классов по изучению и изготовлению дополнительных приборов для метеостанции.
Деятельность родителей во время проекта велась активно и плодотворно. Заключалась она в изготовление приборов-помощников, сбора информации для оформления тематических альбомов , в оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея, метеорологической лаборатории.
Заключительный этап проекта показал, что все задачи и запланированные мероприятия были успешно выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеостанции.
Диагностические исследования выявили, что за время реализации проекта у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.
У воспитанников значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений.
Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами
у детей повысился уровень самооценки, они стали более бережно относится к природе.
Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод: мероприятия проекта смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей- жителей станицы Медведовской.
Все это свидетельствует о том, что создание метеоплощадки интересно и полезно детям , способствует развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы. Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада. Ребята с огромным желанием, увлеченно и сейчас проводят время «В гостях у пчелки Аси».Ежедневно ведется наблюдение за погодой, дети самостоятельно определяют характер погоды и заносят все в дневники наблюдений. Ребята энтузиазмом проводят увлекательные и познавательные экскурсии, квест-игры для младших товарищей по ознакомлению о окружающей природой и мастер-класс по изготовлению и применению простых метеооприборов. И глядя на огромную увлеченность наших ребят хочется порекомендовать коллегам, не бойтесь начинать что то новое, ведь новое и неизведанное- это верный путь к вашему развитию и совершенствованию знаний ваших воспитанников. А в наш век инновационных технологий это очень важно.
Главное- не стоит забывать, что природа — родной дом, в котором живет человек, а он у нас один и другого не будет! Берегите его, любите его, цените его и не забывайте прививать нежные и бережные чувства к природе подрастающему поколению.
Спасибо за внимание.
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы узнать ваше мнение о работе нашей метеоплощадки. Что вам понравилось ? Что ,на ваш взгляд ,не стоит применять в .Какие вопросы возникли у вас после ознакомления с нашим проектом? Разрешите поинтересоваться, у вас в ДОУ как оборудованы метеоплощадки или метеостанции. Очень хотелось бы, перенять у вас что то полезное и интересное для дальнейшей работы нашей метеоплощадки и поделиться опытом с такими же как мы начинающими метеорологами. Разрешите задать вам последний вопрос- « А как раньше велась работа по прогнозированию погодный явлений В ДОУ? Коллеги , я думаю , что все вы заметили, что все новое- это усовершенствованное, приближенное к нашему новому мировоззрению, забытое старое Ведь правда?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"
в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке....
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников.
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...