Психолого-педагогический проект в ДОУ "Разноцветная неделя"
проект (младшая группа)

Разумова Юлия Николаевна

Нищева Н. В Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнездышко» Ярославского муниципального района

Познавательно-творческий проект

«Разноцветная неделя»

 во второй  младшей группе «Рукавичка»

Срок реализации: 27.11.2023-1.12.2023

Подготовили и провели:

Педагог-психолог Разумова Ю.Н

Воспитатели: Захарова О.А, Коржова С.Н

2023г

Актуальность.

Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.

В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Цель проекта:

Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование способов обследования цветовых свойств предметов, развитие аналитического восприятия цвета.

Задачи проекта:

  • Закрепить у детей знания основных цветов, умения различать их;
  • Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
  • Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
  • Обучать действиям с цветом по словесной инструкции,
  • Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету
  • Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность
  • Развивать речь и словарный запас детей.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Формы и методы организации по реализации проекта:

  • Игровая деятельность:(дидактические, настольные, подвижные  и др. игры)
  • Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
  • Словесные методы (сказки, загадки).
  •  Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).

  • Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: информационно-творческий.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По профилю знаний: многопредметный.

Участники проекта: дети младшей группы 3-4 лет, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели группы.

Ожидаемый результат:

  • для детей- получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
  • для педагогов- продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
  • для родителей- расширять возможности сотрудничества со своими детьми.

 

Срок реализации проекта: 27.11.2023-1.12.2023

 Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап
  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Определение уровня знаний детей по теме проекта.
  • Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  • Подбор опытов и экспериментов.
  • Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
  • Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия,     демонстрационный материал.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  1. Основной этап

Список мероприятий основного этапа

  • Дидактические игры:
  • «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый,       Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
  • Лото «Цвет».
  • «Окраска воды».
  • Пазлы «Зеленая лягушка».
  •  «Я найду цвета везде».
  • «Радуга».
  • «Сложи узор».
  • «Цветные картинки».
  • «Найди свой домик».
  • «Блоки Дьенеша».
  • «Разноцветные мячики».
  • Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;

  • Беседы:  «Какой твой цвет любимый»,  «Любимое комнатное растение».
  • Чтение художественной литературы : стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки , «Зелёные стихи» С.       Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», ««Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова , Мацук  М. «Сказки про краски».

  • Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти ».

  • Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».

  • Рисование: «Мой воздушный синий шар», «Радуга».

  • Лепка: «Роза-царица цветов», «Радуга».

  • Аппликации: «Красные тюльпаны», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
  • Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка»;
  • Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» ( Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Шум моря», «Раз, два – радуга».
  • Пальчиковая гимнастика: 
  • « Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин»,  «Дерево», «За малиной», «Пальчиковый Твистер».

  • Подвижные игры: 
  • «На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек», «Красная карусель»,  «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой  дорожке, найдешь синие сапожки».

  • Работа с родителями :
  • Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
  • Изготовление поделок для выставки «Разноцветная палитра».
  • Консультация психолога «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
  1. Заключительный этап
  • Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской    деятельности детей.
  • Презентация проекта.
  • Выставка поделок «Разноцветная палитра»

Отчёт по проектной деятельности:

- В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.

- Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.

- Возросла детская симпатия, сплотился коллектив группы.

- Дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения.

- Родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

Описание деятельности в ходе проекта:

Понедельник — красный цвет.

Вторник – желтый цвет.

Среда – зеленый цвет.

Четверг – синий цвет.

Пятница – разноцветный день.

В предметную среду каждый день вносились предметы соответствующего цвета, воспитатели и дети одевались так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

Понедельник – Красный день

Красное яблоко на зелёной ветке,

Красная смородина яблони соседка,

Красная рябина, красная малина!

Всё на свете красное –самое прекрасное!

М. Янушкевич

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное";
  • Подвижные игры: «Красная ленточка»
  • Упражнения на дыхание: «Красный шарик»

Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  1. Беседы.

«Что бывает красным?»,

Решение проблемной ситуации.

«Что будет, если не станет красного цвета?»

  1. Коммуникация.
  • Творческое рассказывание: "Красная сказка";
  • Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно».
  • Просмотр мультфильма «Красная шапочка»;
  • Просмотр презентаций:
  • Отгадывание «красных» загадок;
  1. Художественное творчество:
  • Обрывная аппликация «Фрукт - яблоко»

Вторник – Желтый день

Жёлтый — самый яркий цвет!

Словно солнце, первоцвет,

Ярко-жёлтая кувшинка,

А в ромашке — серединка

В. Черняева.

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга»;
  • Подвижные игры: «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.

Оборудование: корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.

  • Упражнения на дыхание: «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование: бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей).
  1. Познавательная деятельность:
  • Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
  • ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;
  1. Коммуникация.
  • Рассказывание-игра "Желтая сказка".
  • Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова
  • Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
  • Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
  • Отгадывание «желтых» загадок;
  1. Конструктивная игра «Желтый городок»

Цель: закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.

Среда – Зеленый день

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

  1. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"

 Подвижные игры: «Разноцветные мячики».

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.

Оборудование: зеленые мячи.

  • Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»

Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево»(У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).

  1. Познавательная деятельность:
  • Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»

Цель: учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями: выше, ниже.

ФЭМП: «Посчитай зеленые игрушки», «Маленькие и большие елочки»

  1. Беседы.

«Любимое комнатное растение».

Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

  1. Коммуникация.
  • Творческое рассказывание: Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации.
  • Заучивание стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».
  • Просмотр мультфильма: «Кисточка Петти – зеленый цвет»
  • Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
  • Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
  • Отгадывание «зеленых» загадок;
  1. Художественное творчество

Лепка «Овощи-огурчики»

Цель: Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину.

Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».

Учить лепить овал.

Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.

Четверг – Синий день

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать».
  • Подвижные игры: «За голубой», «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи).
  1. Познавательная деятельность:

 Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».

Цель: формирование познавательной активности.

ФЭМП: Игра «Привет с планеты Счетоводов», «В какой руке сколько?».

  1. Беседы: «Природа цвета и цвет природы», «Где можно встретить воду».
  1. Решение проблемной ситуации.«Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
  1. Коммуникация.
  • Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»
  • Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
  • Просмотр мультфильма
  • Просмотр презентаций: «Голубая планета»
  • Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?»
  • Отгадывание «синих» загадок;
  1. Художественное творчество:
  • Рисование «Птички-невелички».

Цели: Учить узнавать и называть голубой цвет.

Пятница – Разноцветный день

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оранжевый сломала.

Все равно портрет красивый,

Потому что это - мама!

Петр Синявский.

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Соберем букеты для Гномиков», «Сложи узор».

Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету.

Оборудование: Гномики (желтый, красный, зеленый, синий, цветы (желтые, красные, зеленые, синие).

  • Подвижные игры: «Разноцветная карусель»

Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Радуга- дуга»
  1. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира:

ФЭМП: «Цветные домики».

  1. Труд.

«Разноцветная уборка»

Цель: развивать умение группировать предмету по цвету.

Оборудование: корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов, разноцветные игрушки.

  1. Коммуникация.
  • Заучивание стихотворения «Цветной дождик»
  • Цель: познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.
  • Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак;
  • Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик», «Запутанные истории».
  • Просмотр презентаций:
  • Чтение стихотворения «Разноцветный подарок» Петр Синявский.
  • Отгадывание «разноцветных» загадок;

Завершение проекта:

  • проявление фантазии, индивидуальности и оригинальности каждого ребёнка;
  • психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
  • представление и популяризация проекта;
  • создание портфолио проекта.

Информационное обеспечение:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014.

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.

4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.

7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.

8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.

9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.

11. Интернет ресурсы:

Загадки: http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода...

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема: «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №1

Цель: изучение уровня познавательной деятельности детей.Установить контакт с ребёнком, определить зоны его информированности.Определить концентрацию, объём, распределение и переключение внимания....

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема : «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №2

Цель: Изучение уровня познавательной деятельности детей.Задачи:Оценить уровень сформированности восприятия цвета предметов.Определить способность к аналитико-синтетической деятельности на предметном у...

Психолого-педагогический проект "Разноцветная неделя"

Проект «Разноцветная неделя» способствовал развитию коммуникативных навыков детей, сплочению коллектива дошкольников и улучшению психологического климата в группе. Все поставленные задачи ...