Психолого-педагогический проект в ДОУ "Разноцветная неделя"
проект (младшая группа)
Нищева Н. В Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнездышко» Ярославского муниципального района
Познавательно-творческий проект
«Разноцветная неделя»
во второй младшей группе «Рукавичка»
Срок реализации: 27.11.2023-1.12.2023
Подготовили и провели:
Педагог-психолог Разумова Ю.Н
Воспитатели: Захарова О.А, Коржова С.Н
2023г
Актуальность.
Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Цель проекта:
Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование способов обследования цветовых свойств предметов, развитие аналитического восприятия цвета.
Задачи проекта:
- Закрепить у детей знания основных цветов, умения различать их;
- Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
- Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
- Обучать действиям с цветом по словесной инструкции,
- Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету
- Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность
- Развивать речь и словарный запас детей.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Формы и методы организации по реализации проекта:
- Игровая деятельность:(дидактические, настольные, подвижные и др. игры)
- Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
- Словесные методы (сказки, загадки).
- Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
- Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: информационно-творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
Участники проекта: дети младшей группы 3-4 лет, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели группы.
Ожидаемый результат:
- для детей- получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
- для педагогов- продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
- для родителей- расширять возможности сотрудничества со своими детьми.
Срок реализации проекта: 27.11.2023-1.12.2023
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Определение уровня знаний детей по теме проекта.
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Подбор опытов и экспериментов.
- Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
- Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Основной этап
Список мероприятий основного этапа
- Дидактические игры:
- «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
- Лото «Цвет».
- «Окраска воды».
- Пазлы «Зеленая лягушка».
- «Я найду цвета везде».
- «Радуга».
- «Сложи узор».
- «Цветные картинки».
- «Найди свой домик».
- «Блоки Дьенеша».
- «Разноцветные мячики».
- Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;
- Беседы: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение».
- Чтение художественной литературы : стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки , «Зелёные стихи» С. Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», ««Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова , Мацук М. «Сказки про краски».
- Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти ».
- Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».
- Рисование: «Мой воздушный синий шар», «Радуга».
- Лепка: «Роза-царица цветов», «Радуга».
- Аппликации: «Красные тюльпаны», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
- Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка»;
- Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» ( Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Шум моря», «Раз, два – радуга».
- Пальчиковая гимнастика:
- « Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин», «Дерево», «За малиной», «Пальчиковый Твистер».
- Подвижные игры:
- «На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек», «Красная карусель», «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
- Работа с родителями :
- Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
- Изготовление поделок для выставки «Разноцветная палитра».
- Консультация психолога «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
- Заключительный этап
- Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
- Презентация проекта.
- Выставка поделок «Разноцветная палитра»
Отчёт по проектной деятельности:
- В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.
- Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.
- Возросла детская симпатия, сплотился коллектив группы.
- Дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения.
- Родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
Описание деятельности в ходе проекта:
Понедельник — красный цвет.
Вторник – желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – синий цвет.
Пятница – разноцветный день.
В предметную среду каждый день вносились предметы соответствующего цвета, воспитатели и дети одевались так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.
Понедельник – Красный день
Красное яблоко на зелёной ветке,
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина, красная малина!
Всё на свете красное –самое прекрасное!
М. Янушкевич
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное";
- Подвижные игры: «Красная ленточка»
- Упражнения на дыхание: «Красный шарик»
Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
- Беседы.
«Что бывает красным?»,
Решение проблемной ситуации.
«Что будет, если не станет красного цвета?»
- Коммуникация.
- Творческое рассказывание: "Красная сказка";
- Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно».
- Просмотр мультфильма «Красная шапочка»;
- Просмотр презентаций:
- Отгадывание «красных» загадок;
- Художественное творчество:
- Обрывная аппликация «Фрукт - яблоко»
Вторник – Желтый день
Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка
В. Черняева.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга»;
- Подвижные игры: «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.
Оборудование: корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.
- Упражнения на дыхание: «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование: бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей).
- Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
- ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;
- Коммуникация.
- Рассказывание-игра "Желтая сказка".
- Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова
- Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
- Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
- Отгадывание «желтых» загадок;
- Конструктивная игра «Желтый городок»
Цель: закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.
Среда – Зеленый день
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
- Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
Подвижные игры: «Разноцветные мячики».
Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.
Оборудование: зеленые мячи.
- Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево»(У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).
- Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
Цель: учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями: выше, ниже.
ФЭМП: «Посчитай зеленые игрушки», «Маленькие и большие елочки»
- Беседы.
«Любимое комнатное растение».
Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.
- Коммуникация.
- Творческое рассказывание: Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации.
- Заучивание стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».
- Просмотр мультфильма: «Кисточка Петти – зеленый цвет»
- Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
- Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
- Отгадывание «зеленых» загадок;
- Художественное творчество
Лепка «Овощи-огурчики»
Цель: Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину.
Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».
Учить лепить овал.
Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Четверг – Синий день
А небесную лазурь,
Море после хмурых бурь
Голубой подарит цвет.
Бесподобен с ним рассвет.
И искриться в Новый год
Голубея снег и лёд
Е. Горева.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры: "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать».
- Подвижные игры: «За голубой», «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки».
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи).
- Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».
Цель: формирование познавательной активности.
ФЭМП: Игра «Привет с планеты Счетоводов», «В какой руке сколько?».
- Беседы: «Природа цвета и цвет природы», «Где можно встретить воду».
- Решение проблемной ситуации.«Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
- Коммуникация.
- Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»
- Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
- Просмотр мультфильма
- Просмотр презентаций: «Голубая планета»
- Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?»
- Отгадывание «синих» загадок;
- Художественное творчество:
- Рисование «Птички-невелички».
Цели: Учить узнавать и называть голубой цвет.
Пятница – Разноцветный день
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала.
Все равно портрет красивый,
Потому что это - мама!
Петр Синявский.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Соберем букеты для Гномиков», «Сложи узор».
Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету.
Оборудование: Гномики (желтый, красный, зеленый, синий, цветы (желтые, красные, зеленые, синие).
- Подвижные игры: «Разноцветная карусель»
Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Радуга- дуга»
- Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира:
ФЭМП: «Цветные домики».
- Труд.
«Разноцветная уборка»
Цель: развивать умение группировать предмету по цвету.
Оборудование: корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов, разноцветные игрушки.
- Коммуникация.
- Заучивание стихотворения «Цветной дождик»
- Цель: познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.
- Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак;
- Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик», «Запутанные истории».
- Просмотр презентаций:
- Чтение стихотворения «Разноцветный подарок» Петр Синявский.
- Отгадывание «разноцветных» загадок;
Завершение проекта:
- проявление фантазии, индивидуальности и оригинальности каждого ребёнка;
- психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей;
- вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
- представление и популяризация проекта;
- создание портфолио проекта.
Информационное обеспечение:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.
7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.
9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.
11. Интернет ресурсы:
Загадки: http://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода
Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода...
Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя игр и забав (зимние каникулы)
Неделя игр и забав (зимние каникулы)...
План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя
План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС...
Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема: «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №1
Цель: изучение уровня познавательной деятельности детей.Установить контакт с ребёнком, определить зоны его информированности.Определить концентрацию, объём, распределение и переключение внимания....
Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема : «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №2
Цель: Изучение уровня познавательной деятельности детей.Задачи:Оценить уровень сформированности восприятия цвета предметов.Определить способность к аналитико-синтетической деятельности на предметном у...
Конспект занятия "Сказка про ёжика Прошу" на Фестиваль психолого-педагогических находок ( в рамках краевой Недели психологии - 2022 "Уроки Маленького принца")
ООД по социально-коммуникативному развитию в средней группе...
Психолого-педагогический проект "Разноцветная неделя"
Проект «Разноцветная неделя» способствовал развитию коммуникативных навыков детей, сплочению коллектива дошкольников и улучшению психологического климата в группе. Все поставленные задачи ...