Конспект занятия "Сказка про ёжика Прошу" на Фестиваль психолого-педагогических находок ( в рамках краевой Недели психологии - 2022 "Уроки Маленького принца")
план-конспект занятия (средняя группа)
ООД по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта занятия
ФИО педагога: Мартыненко М.Д.
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие.
Возрастная группа: средняя.
Тема занятия: «Сказка про ёжика Прошу»
Время проведения: 20 минут
Цель:
способствовать сплочению детского коллектива, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба”.
- Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе.
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.
- Развивать коммуникативные навыки и умения.
- Формировать дружеские взаимоотношения в группе.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
- Воспитывать культуру общения.
- Развитие умения работать в команде.
Предварительная работа: разработка конспекта, подбор материала, подготовка атрибутов и оборудования к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к деятельности малоактивных детей.
Материалы: мягкая игрушка «Ёж»; длинный шелковый шарф, картонные круги или спортивные «подушки»; мелкие бусинки, пуговицы, палочки; массажные или ортопедические коврики; канат; обручи; дуги для подлезания; аудиозапись песни «Дружба крепкая» В. Шаинского; аудиозапись раскатов грома.
План занятия:
Этап 1. Приветствие
Цель: Создание атмосферы группового доверия и принятия.
Комментарии: Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы. Предлагаются воспитателем или придумываются детьми.
Этап 2. Разминка
Цель: Настройка на продуктивную групповую деятельность, активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального напряжения.
Комментарии: Проигрывается ритуал «входа» в занятие.
Этап 3. Основная часть
Цель: Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
Комментарии: Воспитатель рассказывает сказку, проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт.
Этап 4. Заключение
Цель: Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта.
Комментарии: Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии. Ритуал «выхода» из занятия.
Ход занятия:
Организационный момент, начало занятия Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии. Задачи: 1. Активизировать детей 2. Настроить на совместную работу в группе 3. Снять телесные зажимы. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети сидят на коврике Дети слушают воспитателя. Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины идущего впереди. Затем направление движения меняется, и игра повторяется. Направление можно менять несколько раз. Дети слушают воспитателя Дети по очереди идут по выбранной дороге | Упражнение «Ласковый дождик» Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга игрой „Ласковый дождик“. 2. Упражнение «Дорожки» Воспитатель: «Сегодня нам предстоит долгая прогулка, а для этого нам надо выбрать дорогу, по которой мы пойдем». «Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего волшебной силой, которая поднимается от ступеней и заполняет все его тело. Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая. Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель. Но эта дорога дает идущему по ней больше силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная. Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Закончив путь, садитесь на пол и расслабляйтесь». | Цель: развивать тактильные ощущения, учить детей чувствовать свое тело. Воспитатель демонстрирует три «дороги» и рассказывает о каждой из них. (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). (на полу раскладываются кольца, круги или спортивные „подушечки“). (раскладываются аппликаторы Кузнецова, массажные или ортопедические коврики ). Воспитатель отмечает для себя, кто какой путь выбрал. | ||
2. Основная часть занятия. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети слушают сказку Дети слушают, наблюдают за воспитателем и повторяют движения. Дети слушают Дети выполняют характерные для этого животного движения, «любуются» собой. Дети слушают Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п., но с условием: а) только правой рукой, б) только левой рукой; в) пальцами ног, г) сжав пальцы в кулак. Дети слушают воспитателя Все дети – «ёжики». Дети изображают страх, а затем по очереди встают и гордо выпрямляются, как бы победив свой страх. Дети выражают свои эмоции. Дети слушают воспитателя Дети разбиваются на пары. Дети слушают Дети выбирают себе «друга» и встают в пары. Под песню «Дружба крепкая» они гордо обходят зал, крепко держась за руки. | «Сказка про ёжика Прошу» В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ёжик Проша. Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Проше очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним. Упражнение «Колючий ёжик» Воспитатель предлагает детям превратиться в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегаются, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. «– Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? – говорила Проше лиса. – Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, – бурчал медведь. – Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, – пищал зайка. – У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте – и те поют лучше тебя, – напевал ему прямо в ухо соловей. Упражнение «Зайцы, медведи, лисы, соловьи» Воспитатель называет то одно, то другое животное или птицу. – «Зайцы» – легко скачут; – «Медведи» – медленно переваливаются, изображая тяжелую походку; – «Лисы» – крадутся за добычей; – «Соловьи» – порхают, легко махая крылышками. «Бедному ёжику было очень обидно слышать такие слова. Проша подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?» – плакал он. Маленькие слезки ёжика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Проша так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел. Однажды утром Проша как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак». Упражнение «Кто больше соберет» «Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Проша огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. «Охотник такой большой, а я такой маленький», – подумал он. И ёжику стало очень, очень страшно». Упражнение «Страх чужого» Воспитатель исполняет роль «чужого». «Но, несмотря на страх, Проша, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ёжика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ёжик поспешил спрятаться за куст. Там, дрожа от страха, Проша дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ёжик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела». Упражнение «Боль» Воспитатель предлагает детям показать, как они ощущают боль (без слов). «Когда ёжик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса. – Спасибо тебе, ёжик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, – сказала лиса». Упражнение «Настоящий друг» Им предлагается полоса препятствий: пройтись по тропинке через лес, через болото, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т. д. Но все это надо сделать вместе, не разрывая рук, как настоящие друзья, которые не бросают друг друга в беде. «С тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Проше лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ёжик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг. Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и никогда не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь». Упражнение «Марш» | Воспитатель читает сказку Цель: реализовать потребность детей в возможности проявления агрессии, снимающей у них мышечные зажимы. Показ воспитателя с объяснением Воспитатель продолжает читать сказку Цель: развивать умение изображать при помощи жестов, мимики разных животных, формировать навыки креативности. Воспитатель продолжает читать сказку Цель: развивать моторную ловкость, дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки, тренировать в изменении характера движений. Воспитатель читает сказку дальше. Цель: отрабатывать навыки общения с разными людьми, понимать эмоции других людей; развивать умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим невербальным способом. Раздаются раскаты грома в записи. Воспитатель читает сказку дальше. Цель: формировать навыки невербального выражения эмоций; учиться задерживать внимание на своих ощущениях. Воспитатель продолжает читать сказку Цель: учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств. Воспитатель дочитывает сказку. Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой маршевого характера, способствовать повышению уровня самооценки и уверенности в себе. | ||
3. Заключительная часть занятия: Цель: Подведение итогов занятия. Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату. | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети выбирают Дети отвечают на вопросы | Воспитатель: «На этом наше сказочное путешествие заканчивается. Мы с вами опять выбираем себе дорогу домой» Воспитатель наблюдает за их выбором. Вопросы для обсуждения (обсуждение проходит в группе или индивидуально): 1. За что было обидно ёжику, почему он плакал? 2. Что изменилось в жизни ёжика? 3. Кто такой настоящий друг, по мнению ёжика? А как считаешь ты? Воспитатель благодарит за работу на занятии, хвалит всех детей. | (раскладываются три варианта) |
Используемые источники:
В основу занятия был взят текст из сборника «Лабиринты души: Терапевтические сказки» Хухлаевой О. В. и Хухлаева О. Е.
Помимо сказкотерапии, занятие было дополнено коррекционно-развивающими упражнениями, разработанными следующими авторами: М. И. Чистяковой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, К. Фопелем, А. Л. Сиротюк, М. А. Панфиловой, Л. Б. Баряевой, СВ. Крюковой, Е. В. Белинской, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.
Используемая литература:
Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2005. — 190с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие [текст] / Е. И. Рогов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.
Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша? Пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках экспериментальной деятельности дошкольного учреждения
Всякая экспериментальная деятельность в учреждении является зоной повышенного педагогического риска. Для того чтобы в детском саду эксперимент состоялся, у всех субъектов педагогического пр...
Проект психолого-педагогического сопровождения педагога в рамках реализации ФГТ
Представлена проектная деятельность старшего воспитателя, направленная на сопровождение воспитателя в рамках освоения и реализации ФГТ....
КОНСПЕКТ проведения непосредственно-образовательной деятельности в рамках горождской недели психологии «Экспериментальная лаборатория»
Образовательная область Познание, сравнение свойств ткани и бумаги....
Конспект НОД в рамках городской недели психологии по рисованию во второй младшей группе "Белая шубка для мишки"
В ходе проведения занятия дети учатся формировать представления об одежде,свойствах ткани, исследуют её и узнают, что из неё можно сшить. Дети знакомятся с обитателем Арктики - белым медведем и ...
Описание психолого-педагогической технологии работы Невмержицкой Марии Александровны, педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136
Описание психолого-педагогической технологии работыНевмержицкой Марии Александровны,педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136...
Неделя психологии «Уроки маленького принца»
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников, повышение интереса родителей и педагогов к психологии как науке; создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых...
Неделя психологии «Уроки маленького принца», буклеты «Уроки доброты»
Как воспитать в ребенке доброту?Воспитывайте в детях доброту! Воспитывайте долго и упорно! Душевную корчуйте глухоту, Как в пахоте оставленные корни. Отриньте сразу лёгкие пут...