Семинар-практикум с элементами тренинга «Педагогический дуэт – путь к мастерству»
материал

Вивчарь Вера Николаевна

Многие женщины – педагоги, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Некоторые составляют для себя списки дел, которые вычеркивают по мере их выполнения.

Педагоги говорят о том, что имеют постоянный страх, что «они не успеют», ускоряют ритм собственной жизни, стараясь ценить каждую минуту и не разрешая себе «отвлекаться по пустякам». К таким «пустякам» они часто относят минуты отдыха, созерцания и наслаждения маленькими радостями жизни. Как следствие этого, женщины начинают раздражаться, испытывают переутомление, и чувство стресса. СТРЕСС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга

«Педагогический дуэт – путь к мастерству»

Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

  1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Часть I

   Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.      

        Каждый человек может совершать ошибки, в особенности, если молодой педагог не имеет опыта работы. Важно дать понять молодому педагогу что, допуская ошибки, он не совершает преступление, а учится, поскольку, порой, многих молодых педагогов замечание и указание на профессиональные ошибки со стороны наставников, особенно в строгой форме приводит, к своего рода, психологической травме (они боятся продолжать профессиональную деятельность). Наставник должен быть лояльным к отношению молодого педагога и помогать находить выход из любой создавшейся ситуации.

         Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

        Педагогу мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом.

Наставничество в ДОУ позволяет

  • повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагогического работника;
  • создать положительный настрой в профессиональной деятельности;
  • быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ;
  • передать накопленный наставниками опыт.

        В нашем детском саду  сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Педагоги используют в работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог».

        За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разработали план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых. Помогают создать портфолио, что дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. 

        Наставники всегда готовы прийти на помощь молодым воспитателям, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

        Помогая молодым  воспитателям, наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов.

Часть II

В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, терпением и самоуважением, коммуникацией и сотрудничеством.

Предлагаю вам немного расслабиться и  поиграть.

  1. Упражнение: «Круг с карандашами»

Цель: сплотить коллектив.

Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями 50 - 60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

Обсуждение

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

- А на что ориентироваться при их выполнении?

- Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

  1. Упражнение «Слепой и поводырь»

        Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации молодого специалиста  в коллективе. В зале расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников (молодому специалисту) на глаза одевается повязка. Наставники играют роль поводырей. Их задача – провести «слепого» мимо препятствий с помощью инструкций, используя только словесные указания максимально быстро провести Слепого от старта до финиша таким образом, чтобы препятствия не были задеты. При этом Поводырь стоит на месте, не может ходить по залу, может только говорить со Слепым.

Задача Слепого – слушать своего Поводыря, выполнять его указания.

После выполнения упражнения задаются вопросы:

- Как себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
- Какие были трудности в процессе выполнения задания?
- Какая связь обнаруживается между чувствами у «слепого» в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

- Что позволило пройти дистанцию в короткий срок?

- С какими трудностями вы столкнулись, и как их решали?

- Насколько комфортно было работать друг с другом и что хотелось бы изменить, если в следующий раз предстоит такое задание?

Вопрос всем участникам:

- Какие особенности стиля управления вы сегодня увидели/почувствовали?

- Какие условия (действия) обеспечивают наибольшую эффективность работы в паре?

  1. Игра «Кто быстрее»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Чемодан»

        Участникам объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается импровизированный чемодан и наставникам  предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данном коллективе.

«Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

 

Притча

        Давным-давно жил в горах великий мудрец, который знал ответы на все вопросы. И все шли к нему за советом, ведь еще никого не оставил он без помощи. Но узнал о нем очень завистливый человек, и, позавидовав его мудрости, надумал: «Пойду и словлю бабочку, да скажу: «Что в моих руках?». Наверняка он ответит верно, ведь он очень мудр: «В твоих руках бабочка». Но тогда я уточню: «Жива иль мертва она?». Если ответит — жива, то я сдавлю ее ладонями. Если ответит — мертва, выпущу ее на волю, и все узнают, что он не прав».

Поднялся он в горы, и спрашивает мудреца:
- «О, великий! О, мудрый, ты знаешь все на этом свете. Что в моих руках?».
- «Бабочка», - ответил великий мудрец.
- «Тебе все известно, скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?»
Мудрец улыбнулся ему и говорит:
- «Все в твоих руках».

Эту притчу мы взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Ведь в жизни огромное количество возможностей. Вера в то, что ты просто можешь. Нет ничего не возможного. Работайте, прежде всего, над собой - ведь все в наших руках.

Рефлексия.

(Всем участникам предлагается выбрать перо вырезанное из бумаги белого или серого цвета и прикрепить на шаблон голубя, закрепленного на мольберте для оценки проведенного мероприятия)

Уважаемые педагоги, символы удачи принимают разные формы, одна из которых - белый голубь. Это один из немногих символов, который встречается почти во всех культурах. Голубь неразрывно связан с добротой, верностью, чистотой и преданностью. Предлагаю вам,   выбрать одно перо и прикрепить к голубю. Если вы взяли для себя много полезного из сегодняшнего мероприятия – прикрепите белое перо, если нет- серое перо.

Благодарю вас за участие. До новых встреч!

Бабочка в руках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"

Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоц...

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления»

Семинар-практикум для родителей  Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления» Цель: сформировать у родителей элементарные представления о способах профилактики плоско...

Тренинг «Педагогический дуэт: путь к мастерству» для педагогов ДОО

   Данный треннинг способствует формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика; развивает навык педагогического сотрудничества...

Мастер-класс "Педагогический дуэт: Путь к мастерству"

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам несколько упражнений на развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог» в условиях образовател...

Мастер – класс для педагогов «Педагогический дуэт: путь к мастерству»

Цель: развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог»...