Семинар-практикум для педагогов "Преодоление психологических барьеров на пути освоения инноваций"
методическая разработка на тему
Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего-то нового.Основной задачей данного семинара-практикума является создание положительных эмоций по отношению к инновациям и преодоление психологических барьеров на пути нововведений в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_innovatsii.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
преодоления психологических барьеров на пути нововведений в образовательном процессе
Цель: преодоления психологических барьеров на пути нововведений в образовательном процессе.
Задачи:
- Диагностика актуальной эмоциональной готовности участников тренинга к инновационной деятельности.
- Осознать понятие «Инновация».
- Осознать внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям.
План семинара-практикума
Вводная беседа.
Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний семинар-практикум посвящён преодолению психологических барьеров на пути нововведений в образовательном процессе.
Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение чего то нового.
Основной задачей нашего тренинга создание положительных эмоций по отношению к инновациям.
Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться таких правил:
- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).
- Я - высказывание (говорим только о себе и своих ощущениях).
- Безоценочность суждений (чужие мысли не интерпретировать)
- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно)
- Правило «стоп» (я не хочу о чём то высказываться, я передаю слово другому).
Упражнение 1.Разминка
Упражнение «Придумать рифму слову» (по кругу)
Галка-палка-скакалка-мочалка…..
Цель: включиться в работу, активизировать воображение.
Упражнение 2. Притча
Ну что ж, мы активизировали свои мозговые процессы, а сейчас я предлагаю вам послушать притчу.
«Рискнуть попробовать»
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
• Какие черты характера характеризуют последнего претендента?
Вывод. Всегда нужно попробовать проверить свои силы, не полагаясь на свои ощущения и страхи. Есть такое философское определение «Практика - критерий истины».
Поэтому мы попробуем сегодня попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить свои ощущения от этого.
Упражнение 3. Диагностика
1. «Выбор траектории»
- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает картинку), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат (показывает картинку), кто-то - как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает картинку). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает картинку). Подумайте, пожалуйста, и решите, какая из этих фигур ближе вам. Нарисуйте ее на своем листе.
Теперь нам необходимо разделиться на команды, круги, квадраты, треугольники и зигзаги. А я прочту характеристики каждой группы.
КВАДРАТ. Это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Они четко соблюдают правила, все у них разложено по полочкам.
ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот, что нравится Зигзагам. Не боятся перемен, наделены большим творческим потенциалом.
Упражнение 4. «Применение предметов».
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, шнурок, ложка, зеркальце.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.
Вопросы для обсуждения:
- Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
- Как можно применять ваш предмет?
- О чем заставило задуматься это упражнение?
Упражнение 5. Рисунок на тему «Инновация».
Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но с одним условием при рисовании участники не должны разговаривать между собой.
Обсуждение рисунка:
- Каждая группа по очереди представляет свой рисунок, высказывает, что она хотела выразить этим рисунком.
Упражнение 6. Рефлексия
Какие чувства вы испытывали при выполнении заданий?
Какое задание далось вам сложнее всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....
Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)
Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум для воспитателей "Интеграция психологических приемов в работу воспитателей"
Все чаще педагоги детского сада сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дет...
Семинар-практикум для педагогов "Механизмы психологической защиты у дошкольников"
Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностя...
Семинар - практикум «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций»
Данный материал поможет повысить методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования, будет способствовать творческому поиску и внедрению педагогических инноваций....
Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.
Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления»
Семинар-практикум для родителей Тема: «Профилактика плоскостопия и пути его исправления» Цель: сформировать у родителей элементарные представления о способах профилактики плоско...