Тренинг «Педагогический дуэт: путь к мастерству» для педагогов ДОО
методическая разработка по психологии
Данный треннинг способствует формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика; развивает навык педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог»; объединеняет, сплачивает коллектив единомышленников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryadnova_s.v._-_metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Педагогический дуэт: путь к мастерству» для педагогов ДОО
Автор: Ряднова С.В., воспитатель, I квалификационная категория
Цель: способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика; развивать навык педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог»; объединение, сплочение коллектива.
Задачи: помочь в личностной и социально-педагогической адаптации; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности; способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.
Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, релаксационная музыка.
Рабочий материал: бланк с инструкцией для каждого, картинки с изображением различных предметов, белые листы бумаги, цветные карандаши, игрушка в виде сердечка.
Целевая аудитория: педагоги.
Форма проведения: тренинг.
Регламент работы: 1час, проводится во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
-улучшится психологический климат в коллективе.
-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива «наставник – молодой педагог».
-сформируется умение работать в команде.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вам принять участие в тренинге, который называется «Педагогический дуэт: путь к мастерству».
Цель нашего сегодняшнего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия педагогов наставников и молодых педагогов.
В каждом тренинге, конечно же, есть правила. Давайте сейчас и мы с вами выработаем свои правила для нашего тренинга…
• Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь); • Я говорю только за себя.
• Внимательно слушать друг друга.
• Правило «одного микрофона» - не перебивать говорящего.
• Уважать мнение друг друга.
• Безоценочность суждений.
• Активность.
• Правило «стоп» - если я не хочу говорить на какую-либо тему, могу не делать этого, не объясняя причин.
• Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы уадитории).
Ведущий: (звучит релаксационная музыка) Я хочу рассказать вам притчу:
«В один оазис пришел молодой человек. Попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:
- Какие люди живут в этом городе?
Старик в свою очередь спросил у юноши:
- А какие люди живут там откуда ты пришел?
- Кучка злодеев, с плохими мыслями, - ответил молодой человек
- Таких же найдешь ты и здесь, — сказал старик.
В тот же день другой юноша подошел к источнику, утолил жажду. Увидев старика, он поздоровался и спросил:
- Какие люди живут в этом месте?
Старик в ответ задал тот же вопрос:
- А какие люди живут там откуда ты пришел?
- Прекрасные, умные, гостеприимные, дружелюбные. Мне жаль было с ними расставаться.
- Таких ты найдешь и здесь, — сказал старик.
Один мужчина, слышавший оба разговора спросил:
- Мудрый старик, как ты мог дать два разных ответа на один и тот же вопрос?
На что старик ответил:
- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце».
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам несколько упражнений на развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог». Такое сотрудничество можно образно назвать «педагогическим дуэтом». Но чтобы это был действительно дуэт, необходимо, чтоб наставник и молодой педагог психологически и эмоционально подходили друг другу.
По тому, как человек говорит «здравствуйте», можно многое о нём узнать. Правильно сказать «здравствуйте» означает увидеть другого человека, осознать его как явление и быть готовым к тому, что он воспримет вас» (из книги «Люди, которые играют в игры» Э. Берна).
Предлагаю выполнить первое упражнение «Приветствие».
Цель – поприветствовать друг друга и подобрать для себя подходящую пару.
Давайте условно поделимся на две группы – наставники и молодые педагоги.
Инструкция.
Наставникам необходимо выйти из помещения и снова войти, произнеся слово «здравствуйте» т.е. поприветствовать молодых педагогов, а потом по тому, как было сказано приветствие предлагается молодым педагогам выбрать себе наставника.
Обсуждение.
Трудно было выбрать пару?
На что вы обращали внимание больше всего?
Вывод.
Для формирования педагогического дуэта важно эмоционально – психологическое сближение педагогов.
Упражнение «Рисование спиной к спине».
Цель – развитие умения активно слушать.
Инструкция.
Два человека садятся спиной друг к другу, одному из них (наставнику) дается изображение чего – либо, что достаточно просто нарисовать (цветок, машина, дом и др.), а другому даётся бумага и ручка.
Человек, который видит изображение описывает своему партнеру его, при этом не называя предмета, который нужно нарисовать. Можно описать форму, размер, цвет, текстуру и т. д. Молодой педагог имеет право задать только один вопрос. Когда всё будет готово, нужно сравнить с оригиналом.
Обсуждение.
Трудно ли было общаться спиной друг к другу?
Понятно ли объяснил наставник, что нужно было нарисовать?
Вывод.
В наставничестве очень важно активно слушать друг друга и уметь задать правильный вопрос.
Представьте, что Вашему партнеру (молодому педагогу) предстоит выполнить сложное задание и он просит у Вас помощи. Мы сейчас смоделируем такую ситуацию, выполнив упражнение «Переворот».
Цель – развитие навыков педагогического сотрудничества в наставничестве.
Инструкция.
Вам необходимо встать на газету вдвоём (наставник и молодой педагог) и, не убирая с неё ног и не дотрагиваясь до пола перевернуть её.
Обсуждение.
Что было самым трудным в этой ситуации?
Кто здесь играл основную роль?
Вывод.
В наставнической деятельности важно сотрудничество, где главную роль играет молодой педагог, а наставник только помогает, направляет.
Упражнение «Шумовая стена».
Цель – развитие навыка передавать информацию и соответственно воспринимать ее.
Каждый человек воспринимает информацию по-своему. Одна и та же информация может восприниматься и усваиваться легко и быстро одним человеком и вызывать полное непринятие у другого человека. На это могут влиять многие факторы как внешние, так и внутренние: настроение, отсутствие желания, внешние раздражители, навязчивое поведение и т. д.
Следующее упражнение позволит нам наглядно это продемонстрировать или опровергнуть.
Инструкция.
Работа в парах. Наставники играют роль «загадывающих», а молодые педагоги – «отгадывающих». Мы встанем между вами и будем исполнять роль «шумовой стены». Суть задания одинаковое для всех пар: каждый «загадывающий» должен через шумовую стену передать загаданное выражение своему «отгадывающему». Они это будут делать до тех пор, пока «отгадывающие» не поймут то, что говорит наставник.
Задание всеми участниками выполняется одновременно по сигналу ведущего. Задание у каждой пары участников свое.
Обсуждение.
Легко было передавать информацию и соответственно воспринимать ее?
Что больше всего мешало, отвлекало быстро принять нужную информацию?
Можно провести аналогию с наставничеством?
Вывод.
Главное – человек должен захотеть воспринимать и применять в работе любую информацию, совет, рекомендацию. Результат будет только при условии полного открытия или полной готовности человека воспринимать информацию каковой бы она не была. Если нет желания у молодого педагога учиться, то чтобы ни делал наставник, ничего у него не получится.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель – развитие навыков сопровождения в педагогическом сотрудничестве.
Инструкция.
Два человека встают друг за другом. Впередистоящий закрывает глаза, его напарник кладет ему руки на пояс и по команде ведущего начинает его водить по комнате.
Обсуждение.
Как себя чувствовал впередистоящий человек?
Кем он должен быть в паре «наставник - молодой педагог»?
Должен ли наставник постоянно направлять молодого педагога?
Вывод.
В педагогическом дуэте «наставник – молодой педагог» в роли поводыря должен быть конечно наставником, но это необходимо делать осторожно, чтобы не погубить инициативу и самостоятельность молодого педагога.
Упражнение называется «Говорящие руки».
Цель – развитие навыков невербального общения, эмоционального интеллекта педагогов.
Инструкция.
Упражнение выполняется в паре и молча. С помощью кистей рук необходимо передать друг другу чувства:
- поздравить руками;
- пожалеть руками;
- успокоить руками;
- дать надежду руками;
- выразить радость.
Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее».
Цель – формирование осознания принятия каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее.
Инструкция.
Работа в группе. Мы предлагаем вам всем вместе поразмышлять над тем, чего вы ожидаете от своей профессиональной жизни, каковы устремления, какие ценности для вас значимы. Нарисуйте на листе бумаги цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов выберете сами в соответствии со своими ощущениями. Если представить свою профессиональную жизнь, то возможно ли найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем?
Обсуждение.
Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
Какая между ними связь?
На что сделан акцент в рисунках каждой из команд?
Чем отличаются рисунки участников?
Какие ценности вы вынесли для себя из прошлого?
Какой опыт дает вам настоящее?
Каковы ваши устремления в будущее?
От кого зависит возможность осуществления этих планов?
Что может вам помешать осуществить свои планы?
Если эти события не произойдут, что вы будете чувствовать?
Вывод.
Если представить свою профессиональную жизнь, то возможно найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем.
Упражнение называется «Пожелания».
Цель – создание положительного эмоционального настроения.
Инструкция.
Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы передаете сердечко тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его.
Тот, кому передали сердечко, в свою очередь передает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы сердечко побывало у всех, и постараемся никого не пропустить.
Рефлексия «Чему я научилась».
Цель – подведение итогов тренинга , анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта.
Инструкция: досказать неоконченные предложения:
- я научилась….
- я узнала, что….
- я была удивлена тем, что…..
- мне понравилось,………
- я была разочарована тем, что….
- самым важным для меня было….
Ведущий: В педагогическом дуэте «наставник – молодой педагог» очень важно осознать роль каждого из них. Это процесс обоюдный, ведущий к мастерству и наставника, и молодого педагога.
Как сказал китайский философ Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Профессия наша уникальна: она заставляет нас учиться на протяжении всего профессионального пути.
Наше мероприятие подходит к концу. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие. И спасибо всем за активную и плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Лучший педагогический дуэт ДОО"
16-17. 03.2016 года в МКДОУ №24 был проведен конкурс «Лучший педагогический дуэт – 2016г.»Цель конкурса: развитие института наставничества в ДОО, стимулирование профессионального рос...
Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».
Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....
Программа наставничества Метпигир Ш.В.для работы с молодыми педагогами МБДОУ детского сада комбинированного вида № 2 "Сказка "Педагогический дуэт"
Паспорт программы...
Мастер-класс "Педагогический дуэт: Путь к мастерству"
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам несколько упражнений на развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог» в условиях образовател...
Мастер – класс для педагогов «Педагогический дуэт: путь к мастерству»
Цель: развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог»...
Семинар-практикум с элементами тренинга «Педагогический дуэт – путь к мастерству»
Многие женщины – педагоги, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Некоторые составляют для себя спи...