Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 2 мл. группы
материал (младшая группа)

Анастасия Никоненко

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Предметно-пространственная развивающая среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности, позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Предметно-пространственная развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Создавая предметно-пространственную развивающую среду группы, мы учитывали, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной, чтобы РППС соответствовала требованиям ФГОС дошкольного образования и ФОП ДО.

Все групповое пространство распределено на центры, «Центр познавательного развития»,«Центр художественно-эстетического развития», «Центр экспериментирования», «Центр двигательной активности», библиотека «Почитай-ка», «Центр художественного творчества».

Центр двигательной активности

Потребность в движении важна для детей дошкольного возраста. Для этого отведено пространство в группе, где имеется различное оборудование: разной формы мячи, обручи, скакалки, кегли, мягкие мешочки, набитые песком, атрибуты для проведения подвижных игр.

Центр художественно-эстетического развития

Для развития музыкального слуха, чувства ритма музыкальный уголок наполнен различными музыкальными инструментами (погремушки, барабаны, колокольчики, дудочки, металлофоны). Игра на этих инструментах доставляет детям много радостных минут.

Для развития творческих способностей (артистичность, умение раскрепоститься и т.д.) необходимо знакомить детей с различными видами театров, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и интересен. В группе созданы различные виды театров: вязанный настольный театр «Теремок», «Три Медведя»; деревянный театр: «Гуси-лебеди», «Три поросёнка»; театр би-ба-бо; теат на фланелеграфе. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр художественной литературы представлен библиотекой «Почитай-ка», которая наполнена разнообразной художественной литературой согласно возрасту детей:

- русскими народными сказками: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «О глупом мышонке», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух, лиса», Заяц хвастун»  и т.д.

- потешки: «Ладушки, ладушки», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Тили-бом, тили-бом» и т.д.

- рассказы: «Маша-растеряша», «Лиса Патрикеевна»

- стихи: «Кто пасётся на лугу?», «Бычок»

- книжки-малышки, детские мягкие обучающие книжки

Центр художественного творчества   оснащён необходимыми материалами для продуктивной и творческой деятельности детей (разные листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, раскраски, трафареты).

Центр познавательного развития наполнен играми, направленными на всестороннее развитие детей, развивающих все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Игры, развивающие сенсорное развитие представления о цвете, форме, величине, счёте:«Блоки Дьенеша», развивающие игры В.В. Воскобовича «Кораблик Брызг-Брызг», пирамидки «Черепашки» развивает мелкую моторику рук, дает представления о математических понятиях, цвете, пространственном расположении количестве предметов их порядковом и цифровом ряде.

Центр безопасности и ПДД знакомит детей с опасными ситуациями и учит их избегать. Для формирования представления детей об основных источниках и видах опасности в быту на улице и на дорогах, в группе имеется дидактическая игра: «Дорожные знаки». Для изучения правил дорожного движения в центре есть различные автомобили разного вида: большие и маленькие, легковые и грузовые, трактора, мотоциклы, что позволяет в соответствии с программой формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге. Альбом с иллюстрациями с разными видами транспорта на тему: «Машины разные нужны, машины разные важны».

Центр экспериментирования оборудован мерными кружками, песочными часами, разными по форме формочками, мыльными пузырями. В «центре»имеется различный природный материал (вода, глина,  песок). Игры с песком и водой, не только знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, но и развивают мелкую моторику ребенка. Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки; леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартучки.

В группе оформлен календарь природы, картина сезонов, модели года и суток; календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой. Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные»; наборы объемных и плоских игрушек; природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Экологическая зона может трансформироваться, в группе имеется передвижной игровой стол, для занятий с водой и песком.

Помещение группы разбито на отдельные игровые зоны для проведения сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», и др.

Уголок «Семья» наполнен разнообразным материалами и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватка для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и бытовая техника, имеются овощи и фрукты. Сюжетно-ролевые игры в этом уголке доставляют радость и удовольствие детям, формируя представления об окружающем мире, побуждая к активной игровой деятельности.

«Магазин» оснащен игровыми атрибутами, позволяющими детям развивать сюжет игры, имеется кассовый аппарат, разнообразный   ассортимент овощей, фруктов, хлебобулочных и колбасных изделий. Весь ассортимент магазина выставляется на прилавок.

Развивающая среда постоянно меняется, пополняется, совершенствуется в зависимости от образовательной потребности, интересов детей и запросов родителей и требований ФГОС ДО.

«Салон красоты», в котором имеются пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики.

Для ознакомления детей с профессиями подобраны специальные атрибуты.  Для игры в «Больницу» халаты и медицинские приборы (инструменты). В нашей группе «Больница» не занимает отдельный уголок. Она представляет собой своеобразный медицинский модуль, наполненный игрушечными медицинскими инструментами и атрибутами, необходимыми для игры. Дети по желанию могут сами и с помощью воспитателя развернуть игровую деятельность.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, форми...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...