Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
презентация к уроку (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
2 слайд.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды, которая позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В связи с введением ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является создание развивающей образовательной среды: - обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; - гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; - комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
3 слайд.
Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе, мы опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную активность детей. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально – положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. Обстановка в нашей группе создается прежде всего, как комфортная и безопасная для ребенка.
4 слайд.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе: Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность; Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия; Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья; Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации. В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей
Маленькие дети - деятели, следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организованно так, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде.
5,6,7 слайд.
Одним из самых любимых уголков в группе является центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты на колечках разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики; платочки основных цветов; ловилки; детский баскетбол; различные тренажеры для дыхания, боксёрская груша, спортивный мат и др.
Многие тренажёры изготовлены нашими руками и руками родителей. Все они подобраны с учётом возраста детей, целесообразности и безопасности в применении.
8,9,10,11 слайд.
Дети с увлечением играют в Центрах сюжетно-ролевых игр, где они пытаются воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра является важным условием социального развития детей. Поэтому, нами для развития совместной игры в группе созданы необходимые условия: оборудована игровая зона детской мебелью, мы внесли различные атрибуты для игры в «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Автобус», «Водители» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, гладильная доска, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.
Т.к. в нашей группе из 22 детей 16 мальчики, которые предпочитают игры с машинками, нами изготовлен центр «Дорога», где дети играют с большим увлечением, учатся взаимодействовать друг и другом, соблюдать чёткие правила игры и закрепляют знания ПДД.
Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью», «Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую». Эти атрибуты имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе», игры «Автобус» для игры «Дорога» и т.д.
12,13 слайд.
Рядом мы разместили Музыкально – театральный центр: Задачи которого: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.
Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, поскольку одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.. В этой зоне мы разместили различные виды театров и внесли атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Настольный театр, пальчиковый театр, плоскостной театр ,шапки маски, атрибуты к сказкам.
14 Слайд .
Книжный центр : Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Мы даём детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).
Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
15 Слайд.
Центр изобразительного искусства: Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности
Центр изобразительной деятельности. В младшем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребёнка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В изобразительной деятельности мы разместили различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях.
Кроме этого разместили материалы для лепки и аппликации, трафареты.
Хотелось остановиться на нетрадиционных техниках рисования. Рисование в нетрадиционных техниках, необычными материалами с использованием нестандартного оборудования вызывает у дошкольников повышенный интерес к изобразительной деятельности, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает воображение и художественное творчество детей. Один из вариантов нетрадиционного оборудования для рисования пальчиком на манке.
16 Слайд
Центр природы: Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Дети нашей группы узнают растения и называют их основные части (стебель и листья), умеют поливать растения под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке: в группе находится комнатные растения; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: мыльные пузыри, лупы, зеркала, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, крупы, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли. В уголке мы создали условия для игр и экспериментов.
17 Слайд
Центр строительных игр: Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Дети нашей группы из конструктора строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, воображение, но и приобретают трудовые навыки. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; конструктор лего, деревянные настольные конструкторы, коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания).
18 Слайд.
Центр сенсорного развития. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребёнка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста.
Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, поэтому в нашем центре сенсорного развития нами собраны и изготовлены собственными руками следующие пособия: пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры , крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры; комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы. Счетный материал; матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Дети охотно играют с изготовленными нами «волшебными кубиками», светофором. Очень нравится и сшитый развивающий куб, неваляшки с различными застёжками, геометрические цветы и другие пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Так же нами подобраны Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. Картотеки, наборы картинок для группировки: «домашние животные», «дикие животные», «животные с детенышами», «птицы», и т.д., предметы обихода, игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
19 Слайд.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини центре. В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.. В нашей группе создана хорошая предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для лёгкой адаптации и снижения уровня тревожности каждого ребенка. Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Презентация "Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС".
Материал содержит информацию о РППС группы. Выделена актуальность темы, принципы подбора материала для развивающей среды по возрастам....
"Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию, так как образование сегодня не заканчивается по окончании...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....