Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Обстановка в младших группах создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка. Малыши (особенно третьего года жизни) плохо реагируют на пространственные изменения обстановки - они предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство необходимо еще до их прихода в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sredy_mladshaya.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.
Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Обстановка в младших группах создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка. Малыши (особенно третьего года жизни) плохо реагируют на пространственные изменения обстановки - они предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство необходимо еще до их прихода в детский сад.
Маленькие дети - деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.
У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделить игровой уголок и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования - примерно две трети пространства должны быть свободными.
Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания (пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах). Можно использовать матрас, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Яркая аппликация с цифрами, формами или сказочным сюжетом сделает этот атрибут еще более привлекательным. Два-три крупных разноцветных надувных мяча и несколько мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь одну-две большие коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство - трехколесный велосипед. Предметы ближайшего окружения являются для малыша источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда должна быть организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт, проявлял активность.
Важно помнить: он многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.
Предметная среда группы организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов.
Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и др.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку нужно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Обогащение игрового опыта ребенка становится объектом пристального внимания педагога. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Они должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер (например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать; все остальное, в том числе вид автомобиля и назначение, для ребенка незначимо). В группе для детей 4 лет можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов можно заменить предметами-заместителями, что способствует развитию воображения, расширяет творческие возможности игры.
Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы - в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. То, что в ближайшее время не будет востребовано, храните в раздевалке, кладовке.
Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка - это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также большие коробки, покрашенные или оклеенные бумагой, - материал, привлекательный для малышей, предоставляющий им возможность изменять окружающее пространство «под себя».
Много возможностей для развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (емкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, поролоновые губки, нормочки, ведерки, штампы, воронки, камешки и т.п.). Лучше размещать такой - игровой утолок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик или клеенку, иметь несколько: комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.
В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры (типа лото и парных картинок), мозаика (для трехлетних детей - крупная пластиковая, для четырехлетних - магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.
Малыши проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.
Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес к книжке с яркими картинками. В исследовательском «рвении» он может рвать страницы. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать газеты помогут решить эту проблему педагогически верно. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Чтобы он мог учитывать чувства и интересы других, воспитатель учит его сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью надо оборудовать места, где крепятся фотографии, картинки с изображением людей разного возраста, пола, в разном эмоциональном состоянии (грустные, веселые, смеются, плачут), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви и т.п. Необходимо обращать внимание детей на разные эмоциональные проявления людей, находить общее и отличное в их внешнем виде. Очень полезно в группе иметь много зеркал (не менее четырех—пяти) в разных местах. Малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"
Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах...
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...
Консультация для воспитателей ДОУ На тему: «Особенности организации развивающей ППС для детей разновозрастной группы раннего возраста» (к педагогическому совету «Организация развивающей предметно-простр
Консультация для воспитателей ДОУ...
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»
При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируясь на охрану, укрепление здоровья воспитанников и в соответст...
«Организация развивающей среды во второй младшей группе ДОУ»
Организация развивающей среды ДОУ подчинена цели психологического благополучия нахождения ребенка в детском саду. Используемые для организации детская мебель, игрушки, физкультурное оборудование и т.д...