Развитие вербального мышления при выполнении различных упражнений и заданий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дымова Ульяна Михайловна

Развитие вербального мышления при выполнении различных упражнений и заданий («Устойчивые сочетания», «Снежный ком»).

I Вводная часть.

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

II Основная часть.

--- Задание 1.«Устойчивые сочетания» (развитие вербального мышления).

      В сказках часто встречаются устойчивые словосочетания. Например: живая вода, шапка-невидимка и др.

       Учитель предлагает учащимся назвать как можно больше таких словосочетаний. Если у школьников возникнут трудности, можно облегчить их задачу,  называя первое из слов, чтобы второе слово называли сами ученики.

Примеры словосочетаний:

Скатерть-самобранка, Ковёр-самолёт, Царевна-лягушка, Иван-царевич, Баба Яга, Гуси-лебеди, Лягушка-путешественница, Кощей Бессмертный, Добрый молодец, Чисто поле, Чудо-юдо, Соловей-разбойник, Мышка-нарушка, Дед Мороз, Красная девица, Курочка Ряба, Жар-птица.

--- Задание 2. «Снежный ком» (развитие вербального мышления).

      Учащиеся по очереди называют слова на заданную тему. Первый ученик называет слово. Второй повторяет сказанное слово и называет своё. Третий называет два предыдущих и произносит своё слово и т. д. На данном занятии можно взять следующие темы: «Кустарники», «Транспорт», «Домашние птицы».

--- Задание 3. «Составление предложений» (развитие вербального мышления, анализа и синтеза).

    Учитель называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Примерные наборы для предъявления

море, карандаш, медведь;

улица, книга, фартук;

окно, стол, дождь;

девочка, птица, дерево;

мяч, небо, цветок.

               Ответы рекомендуется обсуждать и давать развернутое обоснование, почему именно тот или иной понравился или не понравился.

Зрительная гимнастика.

Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.

Напишите глазами в воздухе своё имя.

 

--- Задание 4. "Найди слова " (зрительный вербальный анализ).

    В нижеприведённых рядах букв ученика просят найти «спрятав­шиеся» там слова:

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)

 

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга) ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ (кошка) ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес)

--- Задание 5. «Разгадай смысл пословиц» (развитие вербального мышления).

     Учащимся предлагается сформулировать своими словами общий смысл предлагаемых пословиц.

  1. Своя рубашка ближе к телу.
  2. Аппетит приходит во время еды.
  3. Волков боятся – в лес не ходить.
  4. Всяк кулик своё болото хвалит.
  5. Золотая клетка соловья не красит.
  6. Не всё ненастье, проглянет и красное солнышко.

 

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

                                                         А потом их опускаем,

                                                         А потом их разведём

   И к себе скорей прижмём.

                                                         А потом быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

--- Задание 6. «Назови другим словом» (развитие вербального мышления).

      Учитель поочерёдно каждому ученику называет слово, на которое он должен ответить другим, имеющим то же значение (слово-синоним).

       Например: дом - жилище; близко - рядом.

Слова для предъявления:

  1. Учитель – (педагог)                           
  2. Фотография – (снимок)
  3. Азбука – (алфавит)
  4. Народ – (люди)
  5. Друг – (товарищ)
  6. Весело – (радостно)
  7. Солдат – (воин)
  8. Кража – (воровство)
  9. Несчастье – (горе)
  10. Думать – (мыслить)
  11. Известие – (сообщении)
  12. Труд – (работа) и т. д.

--- Задание 7. «Замени слова» (развитие вербального мышления).

    Учащимся предлагаются предложения с неудачно употребленными словами, которые им необходимо увидеть и заменить более подходящими.

Предложения для работы:

Под ногами тихо трещали опавшие листья.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

На первое подали рыбий суп.

Промышленные стоки пачкают речную воду.

III Рефлексия занятия

1.Что мы развивали на занятии?

2.Что вам особенно понравилось?

3.Что не понравилось?

4.В чём испытывали затруднения, почему?

      5.Дайте словесную оценку своей деятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Развитие вербального мышления при выполнении различных упражнений и заданий («Устойчивые сочетания», «Снежный ком»).

I Вводная часть.

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.

II Основная часть.

--- Задание 1.«Устойчивые сочетания» (развитие вербального мышления).

      В сказках часто встречаются устойчивые словосочетания. Например: живая вода, шапка-невидимка и др.

       Учитель предлагает учащимся назвать как можно больше таких словосочетаний. Если у школьников возникнут трудности, можно облегчить их задачу,  называя первое из слов, чтобы второе слово называли сами ученики.

Примеры словосочетаний:

Скатерть-самобранка, Ковёр-самолёт, Царевна-лягушка, Иван-царевич, Баба Яга, Гуси-лебеди, Лягушка-путешественница, Кощей Бессмертный, Добрый молодец, Чисто поле, Чудо-юдо, Соловей-разбойник, Мышка-нарушка, Дед Мороз, Красная девица, Курочка Ряба, Жар-птица.

--- Задание 2. «Снежный ком» (развитие вербального мышления).

      Учащиеся по очереди называют слова на заданную тему. Первый ученик называет слово. Второй повторяет сказанное слово и называет своё. Третий называет два предыдущих и произносит своё слово и т. д. На данном занятии можно взять следующие темы: «Кустарники», «Транспорт», «Домашние птицы».

--- Задание 3. «Составление предложений» (развитие вербального мышления, анализа и синтеза).

    Учитель называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Примерные наборы для предъявления

море, карандаш, медведь;

улица, книга, фартук;

окно, стол, дождь;

девочка, птица, дерево;

мяч, небо, цветок.

               Ответы рекомендуется обсуждать и давать развернутое обоснование, почему именно тот или иной понравился или не понравился.

Зрительная гимнастика.

Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.

Напишите глазами в воздухе своё имя.

--- Задание 4. "Найди слова " (зрительный вербальный анализ). 

    В нижеприведённых рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга) ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ (кошка) ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес)

--- Задание 5. «Разгадай смысл пословиц» (развитие вербального мышления).

     Учащимся предлагается сформулировать своими словами общий смысл предлагаемых пословиц.

  1. Своя рубашка ближе к телу.
  2. Аппетит приходит во время еды.
  3. Волков боятся – в лес не ходить.
  4. Всяк кулик своё болото хвалит.
  5. Золотая клетка соловья не красит.
  6. Не всё ненастье, проглянет и красное солнышко.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

                                                         А потом их опускаем,

                                                         А потом их разведём

   И к себе скорей прижмём.

                                                         А потом быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

--- Задание 6. «Назови другим словом» (развитие вербального мышления).

      Учитель поочерёдно каждому ученику называет слово, на которое он должен ответить другим, имеющим то же значение (слово-синоним).

       Например: дом - жилище; близко - рядом.

Слова для предъявления:

  1. Учитель – (педагог)                            
  2. Фотография – (снимок)
  3. Азбука – (алфавит)
  4. Народ – (люди)
  5. Друг – (товарищ)
  6. Весело – (радостно)
  7. Солдат – (воин)
  8. Кража – (воровство)
  9. Несчастье – (горе)
  10. Думать – (мыслить)
  11. Известие – (сообщении)
  12. Труд – (работа) и т. д.

--- Задание 7. «Замени слова» (развитие вербального мышления).

    Учащимся предлагаются предложения с неудачно употребленными словами, которые им необходимо увидеть и заменить более подходящими.

Предложения для работы:

Под ногами тихо трещали опавшие листья.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

На первое подали рыбий суп.

Промышленные стоки пачкают речную воду.

III Рефлексия занятия

1.Что мы развивали на занятии?

2.Что вам особенно понравилось?

3.Что не понравилось?

4.В чём испытывали затруднения, почему?

      5.Дайте словесную оценку своей деятельности

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД 

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ  ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ  ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления по средствам математических упражнений

Данная статья отражает необходимость развития логического мышления у дошкольников. Немалую роль в котором играют математические игры. В статье представлен конспект с использованием логико-математическ...

Консультация "Сенсорное развитие - ключ к развитию вербального мышления"

Умение красиво излагать свои мысли формируется еще в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие - это кладезь для накопления и активизации словаря, для гармонизации эмоционального состояния, для развития...

Развитие творческого мышления детей в различных видах музыкальной деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей являетсясоздание условий, способствующих формированию их творческих способностей.Первым шагом к успешному развитию творческих способностей являет...

Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Диагностика/ развитие вербального мышления. Аналогии

Диагностика/ развитие вербального мышления. Аналогии.Ребенок должен проанализировать пару слов (например: машина-колесо, колесо-часть машины), в соответствии с этим подобрать пару к картинке ниже (обл...

ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКТОРОВ

План работы для развития алгоритмического мышления во второй младшей группе с использованием конструктора...

Конспект НОД по физическому развитию для старшего дошкольного возраста "Обучение технике ходьбы по гимнастической скамейке с выполнением различных заданий"

Конспект НОД по физическому развитию для старшего дошкольного возраста "Обучение технике ходьбы по гимнастической скамейке с выполнением различных заданий"...