Консультация "Сенсорное развитие - ключ к развитию вербального мышления"
консультация на тему
Умение красиво излагать свои мысли формируется еще в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие - это кладезь для накопления и активизации словаря, для гармонизации эмоционального состояния, для развития всех высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sensornoe_razvitie_-_klyuch_k_razvitiyu_verbalnogo_myshleniya.docx | 685.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ |
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2026
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ № 4
Подготовила : учитель-логопед Колесник Татьяна Викторовна |
Пять систем чувственного восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать - начинается период сенсорного (от лат. "sensus" - чувство или ощущение) развития.
Не всем, правда, известно, что человек обладает еще одним органом чувств: мышечно-суставным аппаратом, который отвечает за проприоцептивное восприятие, то есть способность определять положение тела в пространстве с закрытыми глазами.
Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми, и их стимуляция в течение первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие его мозга.
Восприятие движения и равновесия начинает развиваться на третьем месяце беременности. При этом стимуляция плода осуществляется движениями матери.
Тактильное восприятие начинает развиваться в период последней трети беременности. Младенец чувствует прикосновение матери к животу.
Проприоцептивное восприятие начинает развиваться на 4-м и 5-м месяцах беременности. Стимуляция осуществляется, когда младенец толкает мамин живот. Это дает ему ощущение «работы» мышц по преодолению сопротивления.
Слуховое восприятие. Примерно на шестом месяце беременности матери у младенца появляется способность слышать ее голос и звуки окружающей среды.
Зрительное восприятие специалисты не относят к базовым чувствам. Согласно результатам экспериментов, младенец начинает различать свет и тьму за несколько недель до своего рождения. Но, появившись на свет, малыш должен еще научиться смотреть и видеть. Для развития зрительного восприятия стимуляция очень важна.
Обоняние, по всей вероятности, начинает развиваться с момента рождения.
Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. В нашей жизни обоняние и вкус уже не играют такой большой роли, как в жизни наших предков, однако для самопознания и эмоциональной стороны жизни человека значение этих чувств достаточно велико.
Почему же так важна стимуляция сенсорного развития?
Было установлено, что стимуляция базовых чувств, зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития воздействует на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции.
Важно то, что посредством движений ребенок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира – это развитие интеллекта.
В период с 3 до 6 лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой - он впитывает в себя огромные объемы информации. Мы не можем не заметить это, так как малыш, движимый волей своего разума, беспрерывно смотрит, слушает, трогает, нюхает и пробует на вкус все, что его окружает. В возрасте от трех до шести лет ребенок становится «строителем самого себя», именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития всех органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей.
Важно развивать чувства именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно.
Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими специалистами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. (Не получив достаточного количества ощущений, у ребенка плохо формируется словарный запас, плохо развиваются операции сравнения, умозаключения, т.е. умение логически мыслить. Смешение лево/право, зеркальное письмо, чтение с пропуском слогов, перестановкой букв, неправильное употребление предлогов – одной из причин этих нарушений является несформированность оптико-пространственных представлений, неточность в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда, случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры и т.д.)
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие окружающего мира.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
- развивает наблюдательность
- готовит к реальной жизни
- позитивно влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения
- развивает внимание
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
- влияет на расширение словарного запаса ребенка
- снимает эмоциональное напряжение.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета (птица)
2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств (голова, шея, туловище, хвост, крылья).
3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям (голова впереди; на голове глаза, клюв; хвост сзади; крылья по бокам; тело покрыто перьями).
4. Повторное целостное восприятие предмета ребенок воспринимает уже по иному.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Обычные дети получают стимуляцию всех указанных чувств от окружающей среды. Однако даже практически здоровые дети, живущие в интернатах, лишены многих стимулов, и поэтому для обеспечения их нормального развития необходимо проводить дополнительные занятия по психомоторному развитию.
Формирование сенсорных понятий можно разделить на две группы.
Первая группа сенсорных понятий:
- мягкий - колючий пример: вата и жесткая губка
- гладкий - шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы
- пушистый - колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка
- сухой - мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая
- гибкий - жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная
- теплый - холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике
- легкий - тяжелый пример: вата и камень
- светлый - темный пример: два шелковых платка
- пустой - полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем то опустошаем
- большой - маленький пример: горошина и яблоко
- высокий - низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков
- длинный - короткий пример: две веревки или палки разной длины
- толстый - тонкий пример: две подушки - объемная и тонкая
- широкий - узкий пример: два отверстия в коробке
- глубокий - мелкий пример: две тарелки
- цвета - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки
- громкий - тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон
- яркий - бледный пример: карандаши и мелки
- кислый - сладкий пример: лимон и конфета
- сладкий - соленый пример: мед и соленый огурец
- приятный запах - неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло
- геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
- геометрические формы - куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте.
Вторая группа сенсорных понятий:
Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д.
Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы.
Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики.
Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам.
Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов.
Важным условием усвоения всех сенсорных знаний является многократное проговаривание изучаемых понятий.
Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую ребенка действительность - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира.
Современные дети проводят много времени за компьютером, у многих из них есть логопедические нарушения. У большинства из них недостаточно сформированы психические функции, плохо накапливается активный словарь, в целом, страдает познавательная деятельность. И, как следствие, плохое усвоение школьной программы. Таким детям особенно важно получение сенсорной информации.
Как стимулировать сенсорное развитие?
Самыми восприимчивыми к сенсорному развитию и воспитанию считаются дети, пребывающие в возрасте 2-3 лет. Основной задачей взрослых является помочь малышу накопить представления о трёх параметрах:
- цвет,
- размер,
- форма,
- физические качества предметов (гладкость, прозрачность, мягкость, блеск, особенности звучания и др.)
Развивать чувство цвета можно с помощью следующих заданий:
- Перемешать однородные предметы разных цветов. Предложить ребёнку разложить их на несколько кучек по цвету.
- Нанизать на стержень пирамиды колечка, правильно чередуя их цвета (то же можно проделать с бусинками).
Развивать чувство формы можно с помощью таких заданий:
- Из сложенных на кучу игрушек отобрать кубики (шарики, кирпичики).
- Положить предмет в закрытый мешочек. Предложить малышу определить его форму на ощупь.
- Вставлять вкладыши в отверстия соответствующей формы («сортировщик»).
Развивать чувство величины помогут такие игрушки:
- Конусная пирамида. Предложить малышу собрать её, начиная с самого большого (маленького кольца).
- Игрушки, созданные по типу матрёшки. Например, чашечки разной величины. Сложить их одна в одну в правильной последовательности.
В преддошкольном возрасте не следует требовать от малыша запоминания всех слов, которые вы употребляли в процессе закрепления понятий форма-цвет-размер (величина). Главное, чтобы он понимал, что имеется в виду. Пройдёт совсем немного времени, и он сам начнёт их употреблять.
В сенсорном развитии трёх-четырёхлетних детей, относящихся к младшему дошкольному возрасту, всё ещё преобладают манипуляции с предметами.
Малыш этого возраста должен знать и различать:
- все основные цвета (не включая оттенки);
- пять форм предметов (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал);
- знать три понятия величины (большой, маленький, средний), а также понимать, что означает «такой же» или «одинаковый»;
- владеть умением элементарного количества (один – ни одного, много – мало, столько же).
- в отношении звука малыш должен быть знаком с понятиями «громко – тихо» (речь идёт не только о человеческой речи, но и о звучании музыки и т. д.).
"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.
"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.
"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.
"Угадай, кто позвал" – дети выстраиваются в круг. Выбирается водящий, который будет стоять в кругу. По сигналу воспитателя кто-то из детей называет имя ребенка, стоящего в кругу. Водящий должен отгадать, чей это голос.
Сенсорное развитие старших дошкольников в процессе обучения.
Сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительное время идет путем проб и ошибок; его сенсорный опыт оказывается неосознанным, он недостаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов. Дети старшего дошкольного возраста могут не знать, например, геометрических фигур, их названий, не умеют видеть характерные их признаки и отличия, не узнают их в реальных предметах; дети могут не знать так называемые физические качества предметов (гладкость, прозрачность, мягкость, блеск, особенности звучания и др.); дошкольники не владеют и действиями по обследованию предметов, выделению указанных качеств.
Успех сенсорного развития обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.
После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный, бордовый и др.), задача становится непростой. Требует специальной тренировки и умение выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.
Обучение детей обследованию формы предмета -- это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор -- прямоугольный, тарелка -- круглая и т.д.). Однако не многие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма предметов более сложная: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение второстепенных (более мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 5--7 лет ребенок должен научиться последовательно обследовать именно такие, сложные формы предмета. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить детей решать все более сложные “глазомерные” задачи. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины -- научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь ввиду, что они являются довольно сложными даже для 6--7-леток. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий у детей можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.
Чтобы ребенку было легче рассказать о всех свойствах предметов, можно использовать таблицы. В зависимости от исследуемого предмета, в таблицу включаются следующие характеристики: цвет, форма, размер (или величина), из каких частей состоит, какой на ощупь, какой на вкус, какой по запаху, из какого материала сделан, где используется и т.д.
Цвет Форма Размер На ощупь
Развитие аналитического восприятия у дошкольников
Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка 5--7 лет нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.
Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. И этим действиям можно обучить ребенка уже в дошкольном возрасте.
Несколько иначе обстоит дело с величиной. Аналитическое восприятие этого свойства связано не с выделением и объединением частей сложного целого а с выделением разных измерений предмета -- его длины, высоты и ширины.
Сравнивая длину, нужно брать наглядный материал одинаковый по ширине. С левой стороны края ставятся на одну линию. Например, сравним ленты (дорожки, шарфики)
- Длинная дорожка
- Чуть короче дорожка
- Самая короткая дорожка
Сравнивая предметы по ширине, следует брать наглядный материал одинаковы по длине. Исследование проводится методом наложения одного предмета на другой (сравним шарфики, полотенца, досочки и т.д.)
Сравнивая столбики по высоте, следует брать наглядный материал одинаковый по ширине.
Столбики могут быть разные по цвету.
1.Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.
В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:
Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением - значит научиться не только выделять свойства предмета но и называть их.
2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом - у нескольких. Например, мячик – это игрушка, а воздушный шар – средство передвижения. Это отличие предметов.
Общий признак – одинаковая форма.
3. Отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам еще довольно трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы “на поверхности”, чтобы его легко было обнаружить. Например, два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков, но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять “несущественные” свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить “существенное” свойство предмет становится другим.
Приведу еще один пример. Одежда летняя и зимняя может быть похожа и отличаться многими свойствами: цвет, размер, фактура ткани, длина рукава, форма воротника и т.д. но есть одно существенное отличие – зимняя одежда согревает в холодный период времени, а летняя - нет. Существенное сходство: и летняя, и зимняя одежда служит для прикрытия тела.
Затем можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия “общий” признак и “существенный” признак.
Важно обратить внимание ребенка на то, что “общий” признак не всегда является “существенным”, но “существенный” - всегда “общим”.Например, покажите ребенку два предмета, где “общим”, но “несущественным” признаком у них является цвет, а “общим” и “существенным” - форма.
Сравним огурец и кабачок. Общим, но не существенным признаком будет зеленый цвет. А общим и существенным признаком будет овальная форма.
Итак, сенсорное развитие помогает формировать словарный запас; операции мышления: сравнение, сериация, умозаключения; строить грамотно фразы; развивать монологическую речь; взаимодействовать с окружающим миром и находить приемы анализа сенсорной информации; гармонизирует эмоциональное состояние; улучшает качество познавательной деятельности. И в процессе вербального анализа и синтеза у ребенка повышается уровень интеллектуального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Социально-Комуникативное Развитие , Художественно-Эстетическое Развитие, Речевое Развитие. «Крош на перекрестке»
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, практически применяя их в различных ситуациях. ...
Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»
закреплять знания о времени года, характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени. Помочь увидеть мног...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .
Аннотация к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС является Художеств...
«Игры народов Крыма» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для дошкольников старшего возраста)
ель: способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей, повышая их воспитательное и развивающее значение, двигательную активность...
Мастер класс по изготовлению дидактических пособий-игр, направленные на развитие межполушарных связей, развитие мелкой моторики, развитие координации движений, пространственной ориентации, развития зрительного восприятия.
Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению: 1. дидактического пособия-игры «Умные пальцы», которое направлено на развитие межполушарных связей и способствует развити...