Музейная педагогика. Нравственно-патриотическое воспитание. Областной семинар.
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы : « Формирование любви к Родине»
Слайд 1
«Детский сад в честь иконы Божией Матери «Казанская» города Прокопьевска представляет свой опыт работы: «Формирование любви к Родине»
Слайд 2
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе. Надо помочь ребенку проявить и выразить это чувство.
Наша педагогическая деятельность, оптимальна и эффективна тогда, когда проводится постоянно и последовательно при интеграции образовательных областей различными видами деятельности, с использованием личного опыта ребёнка, который он приобретает, общаясь в своём социуме: семье, на улице и в детском саду.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь наша работа в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Поэтому наш практический опыт, сегодня, мы будем представлять вместе с теми знаниями, которые сами педагоги получили в рамках инновационного проекта.
Слайд 3
С 2015 по 2018 год наш детский сад участвовал в региональной инновационной площадке по теме «Формирование национального самосознания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации».
В рамках инновационной деятельности нами разработана дополнительная программа «Мы потомки и наследники».
Основная цель программы: формирование первичных основ национального самосознания детей первой ступени общего образования через ознакомление с традициями отечественной культуры.
Содержание программы определено четырьмя модулями:
«Мы -Россияне»
«Россия в лицах»
«Народные традиции»
«По тропинкам русской речи»
Слайд 4
Мы представляем маленькую частичку нашей работы по продвижению к высокой цели : «Формирование любви к Родине», представляя это движение в виде ступеней Любви к Родине.
Чувства Родины зарождаются у ребёнка с отношения к своему «Я», к семье, самым близким людям. Всё начинается с родителей, с родных, с родословной.
Чувство гордости приходит благодаря восхищению и изумлению ближайшим окружением: «Мой» детский сад, моя улица, мой город».
Чувство патриотизма рождается от осознания величия России, когда ребёнок знакомится со своей малой Родиной.
Слайд 5
Итак мы начинаем шагать по ступенькам. Как можно больше узнаём о семье. Всё начинается с родителей, с родных, с родословной.
Слайд 6
Расширяется круг общения. Узнаём о своём детском саде, о друзьях.
Темы наших встреч разные: «Волшебная страна Имён»
«В нашем зале все друзья», « Наши предки», «Тепло маминых рук», «Детский сад мой дом второй» «Посиделки в русской избе».
Слайд 7
Так добрались мы до ступеньки «ГОРОД» , наш город Прокопьевск, наша малая родина. Оказывается, что словосочетание « малая Родина» очень похоже на слова «Я родился, мои родители, родительский дом, мой род». Значит надо побольше узнать о городе, о своей малой Родине. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом.
Старинная мудрость напоминает нам взрослым « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Малая Родина? А что мы взрослые знаем о ней? Как оказалось совсем немного. Мало кто из нас задумывается о происхождении имён окружающих нас городов, сёл и улиц. А ведь если вникнуть и разобраться, то можно с удивлением узнать, что очень многие из них имеют православные корни.
Слайд 8
И снова народная мудрость подсказала «Не стоит город без святого, а село - без праведного». Все русские земли имеют небесных покровителей. Наш город, один из немногих городов страны, назван в честь святого праведника Прокопия Устюжского чудотворца, что в переводе с греческого означает «УСПЕХ».
История Прокопьевска является одной из страниц истории земли Кузнецкой. Первыми, кто узнал о наших землях, были жители Новгорода. Это они в начале 17 века стали осваивать наши края.
Слайд 9
В имени нашего города сила и мужество тех кто, осваивая Сибирь, построил здесь Церковь и назвал её именем своего Святого покровителя, а ещё любовь самого Прокопия, благословившего свою новую Родину. Покровительство Святого не оставляло город во все времена. И теперь, когда вернулась народная память, в городе снова есть церковь во имя Прокопия Устюжского. На южном въезде в город установлен памятник Святому Прокопию.
Слайд 10
«Святой праведный Прокопий Устюжский чудотворец, духовный покровитель города Прокопьевска", — гласит надпись на постаменте скульптуры. Наша землячка из Новокузнецка Вера Третьякова выпустила уникальную библиографическую книгу « Кто имя дал славное городу».
Прокопьевск является третьим по численности населения городом Кемеровской области и носит славное звание «Жемчужины Кузбасса».
Обо всём этом мы рассказываем нашим дошкольникам, стараемся напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
Слайд 11
Ещё на первых ступенях любви мы называли свой детский сад Есенинским, потому что находится он на улице Есенина. А на ступени «ГОРОД» в совместной деятельности дети делают макет нашей улицы Есенина, узнавая и обыгрывая знакомые здания и пешеходные переходы.
Слайд 12
На этой же улице находятся библиотека, детская музыкальная и художественная школы. Они наши друзья, бывают у нас в гостях, дарят нам свои картины и концерты.
Слайд 13
А соседняя с нами улица- проспект Строителей. Здесь столько удивительного и интересного. Прежде всего « «Солнечный городок» с его аттракционами и каруселями» А сразу за ним аллея Славы, с настоящими танками и самолётами.
Слайд 14
Здесь самым волнующим является мемориальный комплекс «Память», где возлагают цветы и читают стихи наши воспитанники в мае месяце в рамках детсадовской акции «Лучшие лучшим».
Слайд 15
А в сосновом парке, скульптурная композиция святые «Пётр и Февронья». С понятием святости дети уже знакомы. Ещё на первой ступени Любви в теме «семья» они познакомились с семейными покровителями.
Прокопьевск - славится своими весьма необычными памятниками. За последние годы наш город украсили около двух десятков оригинальных памятников и скульптур. Своим величием они украшают наш город, дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории страны
Слайд 16
На этой же улице стоит памятник Иисусу и храм «Рождества Иоанна Предтечи», где мы тоже бываем, там начинается первое знакомство с образом святого Прокопия.
Слайд 17
В детском саду рассматривают маленькую копию памятника, читают книгу, узнавая житие, т.е удивительную жизнь праведника .
Слайд 18
Не по всем улицам города мы можем пройти с дошкольниками. И, здесь нам помогают другие формы работы: тесная связь с родителями, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса, знают о наших планах и помогают выполнять задачи патриотического воспитания. Наши родители ходят с нами в Вернисаж, где собран большой материал о нашем городе, организовывают семейные прогулки, на которых обращают внимание детей на достопримечательности нашего города.
Слайд 19
Дети с интересом рассматривают фотоматериал по теме « Мой город сегодня и вчера», узнают свои любимые места, сравнивают, анализируют и рисуют.
Слайд 20
Так же мы используем виртуальные экскурсии по улицам города, и такую форму работы, как «Музей в гостях у ребят», когда сотрудники музея приходят к нам, приносят некоторые небольшие экспонаты.
Слайд 21
В нашем городе живут и работают замечательные люди, которые помнят о своем прошлом, совершенствуют настоящее и думают о будущем. Это шахтёры, спортсмены, есть космонавт, мастера - берестянщики, скульпторы. С некоторыми из них наши воспитанники знакомы, или обязательно познакомятся в рамках проектной деятельности.
Слайд 22
Так в рамках детско-родительского проекта мы создавали «Книгу памяти».
В эту рукотворную книгу вошли рассказы о людях, живших в грозные годы Великой Отечественной войны. Такие люди жили или живут рядом с нами. Это наши родственники, близкие и соседи. Скромные и неприметные герои. Их всё меньше остаётся рядом с нами, и мы ищем новые формы активизации детской памяти. Такой формой послужила созданная детьми и взрослыми «книга Памяти», куда вошли рассказы о наших родных и иллюстрации, выполненные дошкольниками.
Проект раскрыл удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, Книга способна хранить историческую память и передавать её другим поколениям. Дети, гордятся тем, что их книгу будут читать их младшие братья.
Слайд 23
Ветераны - герои нашей книги бывают у нас в гостях. Вместе с ними мы заложили аллею памяти на территории детского сада. Их имена указаны на мемориальной доске.
Под сенью святого Прокопия и Божией Матери «Казанская» растут наши воспитанники и это добавляет нам уверенности, что станут они настоящими патриотами нашего города и России.
Слайд 24
А мы подошли к ступени Кузбасс. Кузбасс - многонациональный. Армянин Арам, татары Малика и Тамерлан, есть украинка и казах- это дети нашего детского сада. Их всего 10%, но всем остальным русским интересно узнавать традиции и обычаи других народов.
Слайд 25
И вот уже на посиделки в русскую избу приходят ребята в разных национальных костюмах, играют в национальные игры, слушают сказки разных народов.
Слайд 26
В ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Музей «Русская изба» обладает большим образовательным и воспитывающим потенциалом, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности. Дети под руководством взрослых выполняют роль исследователей истории. Музей не только место хранения предметов, но и площадка для общения и игровой деятельности. Погружаясь в старину, дети наследуют традиционную отечественную культуру, сравнивают, анализируют, развивают игровые навыки.
Слайд 27
Трудно дошкольникам запомнить города Кузбасса, но они их знают.
В рамках празднования 300 летия Кузбасса прошёл проект
«Родной свой край люби и знай»
В детском саду развернулось строительство. Строители - ребята средних, старших и подготовительных групп, возводили города родного края. Каждая группа построила 1 - 2 города, а в результате общей деятельности групп была организована большая игровая познавательная площадка, на базе которой проходили мероприятия, посвящённые юбилею Кузбасса.
Слайд 28
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах носит «сквозной» характер. Уголки содержат предметы духовно-нравственного направления. К примеру: Россия – многонациональная страна, поэтому педагоги приобретают куклы в национальных костюмах, дидактические игры народов мира. Комплекты сюжетно-ролевых игр пополнены атрибутами различных национальностей, например, национальной кухни. У нас есть и шашлыки, и чак-чак, и блины; в парикмахерской – альбомы с прическами красавиц разных народов. Среди строительного материала есть конструкторы, пазлы, наборы с архитектурой разных народов.
Слайд 29
Мы дошли до верхней ступени «Россия», и будем любить свою Родину, потому, что мы - взрослые должны извлекать уроки истории, а дети пока любить её на уровне чувств и эмоций, начиная с простых «правил настоящего гражданина», который не будет:
- людям досаждать;
- дом и город обижать
- в квартире прыгать и скакать
- громким голосом кричать
- дверь ногою открывать
- в лифте кнопками играть
- и на стенах рисовать
- сор на улице бросать.
- никого не обижать.
Слайд 30
Пусть приятные минуты
Украшают каждый день
Пусть удачей в вашей жизни
Станет новая ступень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ
Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»
Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...
Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников...
Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946
Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое ...
Доклад на пед. час на тему: Музейная педагогика, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников.
Музейная педагогика, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Главная задача, поставленная перед нами, педагогами дошкольного образования, Федеральной Образ...