«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Николаева Ирина Витальевна

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше движения в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивирован переходит на следующий ровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

          Одной из основных задач дошкольного образования является создания условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

           В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате усвоения программы дошкольного образования. Среди них овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

            Уровень развития мелкой моторики-один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

             Оказывается, что большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания.) Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствия слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке это наверняка проблемы с моторикой.

               Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладения им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становится главными причинами неуспеваемости младших школьников. Одной из важнейших составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умения производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

      Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

       Ученые нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

         Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор, способствующий развития речи. Если у ребенка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет недостаточна развита. То ест не обходимо развивать речь ребенка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

          Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функции, но и на психологическое развитие ребенка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задоллго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязание и мелкой моторики  через различные виды предметно-практической деятельности.

           Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель: Достижения положительной динамики в развитие мелкой моторики рук детей, через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

-изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук ритмичности;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

-обогащать предметно развивающую среду для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

-повышения компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

     Объект: дети 3-4 лет.

     Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развитие речи и подготовки руки к письму.

      Гипотеза: при создание педагогических условий развитие тонкой моторики дает большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

       Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

         Методы и приемы работы:

- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

- пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

- пальчиковый театр;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.);

-нетрадиционные техники рисования;

- работа с конструктором ЛЕГО;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам;

-штриховка;

- лабиринты;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами;

- паззлы, мозаика.

 

Описание собственного опыта работы:

    План:

  1. Изучить литературу по данной теме, прослушать вебинары.
  2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составить консультацию для родителей, буклеты, провести тематическое родительское
  5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему ее нужно развивать и как?»

 

       Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Один из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки». Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

         Деятельность по лепке так же имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсорику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

          Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кисте рук. Это работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

          В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования; тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развивается не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируется элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры , в которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении.

          Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий – собирание пазл.

          Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие.

           Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями- формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника», «Развитие мелкой моторики руки». В социальной сети WhatsApp создали группу для родителей, где размещена полезная информация, консультации, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Так же родители приняли участие в изготовление и приобретение развивающих пособий и дидактических игр.

             Заключение:

            Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявление интереса детей к различным видам деятельности.

 

Сентябрь

Изучить литературу и опыты работ по данной теме

Повышения свое уровня знаний

Октябрь

Поиск адресов передового опыта воспитателей (через интернет ресурсы), изучение литературы по теме подборка и изучение литературы.

-формирование целей и задач;

-определение форм и методов работы;

-изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности.

Ноябрь

 

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды

 

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

Декабрь

 

  1. Д/и.: «Прищепки»
  2. Д/и.: «Шнуровка».

 

Цель:

1.учить детей пользоваться прищепками «Дождик для тучки», «Иголочки для ежика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. Совершенствовать умение прилеплять прищепки по периметру фигуры.

2.Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоение понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» развитие усидчивости и терпения.

 

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

 

Беседа с родителями по теме актуальности использовании с детьми пальчиковой гимнастики.

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое

«Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников и где брать необходимый материал.

Январь

 

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», «ищем игрушку», «рисуем на крупе»)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе ; снятие эмоционального напряжения.

 

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для  самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

 

 

 

            

Заучивание пальчиковых 

игр  

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развития мелкой моторики.                                                                   

 

Консультация для родителей «Развиваем руки-развиваем речь детей»

 

Оформление памятки                       « Пальчиковая гимнастика

для развития речи дошкольника»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Февраль

-работа с конструктором ЛЕГО;

-различные виды аппликаций;

-рисование по трафаретам, штриховка;

-лабиринты.

 

Улучшить координацию движений кисти, активизировать речевые центы мозга, движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

 

Отгадывание детьми загадок, разучивание физкультминуток.

Разучивание новых пальчиковых игр

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

 

Настольная игра «Мозаика».

Д/и «Выложи фигуру из геометрических фигур»

Развитие координации движений пальцев ведущей руки;

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Март

 

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

 

Игры с мелкими предметами;

Паззлы, мозаика.

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

 

Д/и «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

Д/и «Помпошки»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

 

Составление памяток буклетов для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук»

Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

 

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков

Развивать соотносящие действия обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

 

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем не традиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

 

Д/и «С крышками»

Д/и «Одень куклу»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счетные навыки; развивать фантазию и воображение.

 

НОД лепка из пластилина «Золотая рыбка»

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

 

Д/и «Веселые шестеренки»

Д/и «Липучки»

Развивать мелкую моторику; развивать фантазию и воображение

Май

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников.

Показать при помощи каких Д/и можно развивать мелкую моторику.

 

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

 

         Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным выдам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1

Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель: Николаева И.В.

2023 г

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше движения в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивирован переходит на следующий ровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

          Одной из основных задач дошкольного образования является создания условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

           В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате усвоения программы дошкольного образования. Среди них овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

            Уровень развития мелкой моторики-один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

             Оказывается, что большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания.) Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствия слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке это наверняка проблемы с моторикой.

               Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладения им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становится главными причинами неуспеваемости младших школьников. Одной из важнейших составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умения производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

      Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

       Ученые нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

         Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор, способствующий развития речи. Если у ребенка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет недостаточна развита. То ест не обходимо развивать речь ребенка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

          Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функции, но и на психологическое развитие ребенка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задоллго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязание и мелкой моторики  через различные виды предметно-практической деятельности.

           Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель: Достижения положительной динамики в развитие мелкой моторики рук детей, через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

-изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;

-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук ритмичности;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

-обогащать предметно развивающую среду для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

-повышения компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

     Объект: дети 3-4 лет.

     Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развитие речи и подготовки руки к письму.

      Гипотеза: при создание педагогических условий развитие тонкой моторики дает большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

       Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

         Методы и приемы работы:

- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

- пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

- пальчиковый театр;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.);

-нетрадиционные техники рисования;

- работа с конструктором ЛЕГО;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам;

-штриховка;

- лабиринты;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами;

- паззлы, мозаика.

Описание собственного опыта работы:

    План:

  1. Изучить литературу по данной теме, прослушать вебинары.
  2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составить консультацию для родителей, буклеты, провести тематическое родительское
  5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему ее нужно развивать и как?»

       Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Один из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки». Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

         Деятельность по лепке так же имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсорику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

          Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кисте рук. Это работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

          В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования; тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развивается не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируется элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры , в которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении.

          Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий – собирание пазл.

          Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизическое развитие.

           Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями- формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника», «Развитие мелкой моторики руки». В социальной сети WhatsApp создали группу для родителей, где размещена полезная информация, консультации, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Так же родители приняли участие в изготовление и приобретение развивающих пособий и дидактических игр.

             Заключение:

            Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявление интереса детей к различным видам деятельности.

Сентябрь

Изучить литературу и опыты работ по данной теме

Повышения свое уровня знаний

Октябрь

Поиск адресов передового опыта воспитателей (через интернет ресурсы), изучение литературы по теме подборка и изучение литературы.

-формирование целей и задач;

-определение форм и методов работы;

-изучение вопросов организации и проведения непосредственно образовательной деятельности.

Ноябрь

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

Декабрь

  1. Д/и.: «Прищепки»
  2. Д/и.: «Шнуровка».

Цель:

1.учить детей пользоваться прищепками «Дождик для тучки», «Иголочки для ежика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. Совершенствовать умение прилеплять прищепки по периметру фигуры.

2.Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоение понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» развитие усидчивости и терпения.

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Беседа с родителями по теме актуальности использовании с детьми пальчиковой гимнастики.

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое

«Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников и где брать необходимый материал.

Январь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», «ищем игрушку», «рисуем на крупе»)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе ; снятие эмоционального напряжения.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для  самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

             

Заучивание пальчиковых  

игр  

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развития мелкой моторики.                                                                    

Консультация для родителей «Развиваем руки-развиваем речь детей»

 

Оформление памятки                       « Пальчиковая гимнастика

для развития речи дошкольника»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Февраль

-работа с конструктором ЛЕГО;

-различные виды аппликаций;

-рисование по трафаретам, штриховка;

-лабиринты.

Улучшить координацию движений кисти, активизировать речевые центы мозга, движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Отгадывание детьми загадок, разучивание физкультминуток.

Разучивание новых пальчиковых игр

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Настольная игра «Мозаика».

Д/и «Выложи фигуру из геометрических фигур»

Развитие координации движений пальцев ведущей руки;

Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Март

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Игры с мелкими предметами;

Паззлы, мозаика.

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Д/и «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

Д/и «Помпошки»

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Составление памяток буклетов для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук»

Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков

Развивать соотносящие действия обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем не традиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

Д/и «С крышками»

Д/и «Одень куклу»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счетные навыки; развивать фантазию и воображение.

НОД лепка из пластилина «Золотая рыбка»

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

Д/и «Веселые шестеренки»

Д/и «Липучки»

Развивать мелкую моторику; развивать фантазию и воображение

Май

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников.

Показать при помощи каких Д/и можно развивать мелкую моторику.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

         Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным выдам деятельности

         

           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются п...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...