ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
Педагог:
- Ознакомиться с инновационными технологиями, изучить научно-методическую литературу.
- Создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр» в группе, способствующую развитию мелкой моторики, воображения, речи у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать и внедрить в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста многообразные упражнения (на занятиях и в повседневной жизни).
- Подобрать и апробировать методы диагностики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Определить формы работы с родителями.
Дети:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_22-23.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Чайка» корпус 3
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста,
как средство развития речи»
Воспитатель: Тюмина И.В.
Актуальность
«Ум ребёнка - находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
Педагог:
- Ознакомиться с инновационными технологиями, изучить научно-методическую литературу.
- Создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр» в группе, способствующую развитию мелкой моторики, воображения, речи у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать и внедрить в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста многообразные упражнения (на занятиях и в повседневной жизни).
- Подобрать и апробировать методы диагностики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Определить формы работы с родителями.
Дети:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- - совместная работа с детьми;
- - индивидуальная работа;
- - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- -массаж кистей рук;
- - пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- - изготовление дидактических игр, шнуровок;
- - лепка из пластилина;
- - игры с кубиками, конструкторами;
- - рисование с использованием шаблонов, трафаретов, раскрашивание.
- -пальчиковый театр.
Использование настольных игр, игр на липучках, на прищепках.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Самореализация | Постоянно | Изучить литературу по данной теме. |
Сентябрь | Анкетирование родителей. | |
Октябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. | |
Ноябрь | Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика | |
Декабрь | Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?». | |
Январь | Публикации по теме: Мелкая моторика в развитии ребенка | |
Февраль | Консультации индивидуальные и групповые «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры | |
Март | Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика» | |
Апрель | Создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр» Изготовление игр альбома на липучках | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Работа с детьми
1 | Сентябрь | Проведение диагностического обследования |
2. | Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра « Месим тесто». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». |
3. | Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом». 5.Настольная игра «Веселый паровоз». |
4. | Декабрь | 1.Учить детей одевать и раздевать кукол. 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», 3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). |
5. | Январь | 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). |
6. | Февраль | 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) |
7. | Март | 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта |
8. | Апрель | 1.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 2.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 3. Работа с карандашом: самомассаж |
9. | Май | 1.Конструировать из палочек «Солнышко» (по образцу и по желанию). 2.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 3.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 4.Работа с карандашом: «Раскрась картинку». |
Работа с родителями
1 | Сентябрь | Оформление стенда для родителей «Умные пальчики»: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики» |
2 | Октябрь | Участие родителей в создании развивающей среды. |
2. | Ноябрь | Изготовление папки – передвижки «Пальчиковая гимнастика» |
3. | Декабрь | Совместная выставка для родителей и детей «Новый год у ворот» |
4 | Январь | Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста |
5
| Февраль | Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми» |
6 | Март | Создание картотеки « Пальчиковая гимнастика» |
7.
| Апрель | Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей» |
8 | Май | Родительское собрание «Вот и стали мы год взрослее» — акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
Литература :
Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
Данилова Е. «Пальчиковые игры»
Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014
Диченскова А. М. " Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики"
Приложение.
Пальчиковые игры.
«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками) Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки» Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш» Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой. «Ослик» Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял. Ты качай – качай – качай, Но давай-ка не теряй.
«Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик. «Качели» Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали. - «Что такое? Неужели Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).
Игра «Переложи игрушки»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед) - Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания) - Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») - Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль») - Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком) - Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки) - Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку) - А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул, (загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки) Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Игра «Человечек»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.) – Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.) – Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.) Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота - На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. ) Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы) Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает. ФЛАЖОК Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. ПАРОХОД I (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ). Паровоз. Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! СТУЛ Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит. СТОЛ Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" . В лесу родился, В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил. ГРАБЛИ Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их граблями сгребу.
СОБАКА Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается . Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. КОШКА Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх . У нашей Анютки Зверь в атласной шубке, Возле печи греется, Без водички моется. ЗАЙКА И УШКИ Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед . Маленький, Беленький По лесочку прыг-прыг, Ушками дрыг-дрыг, По снежочку тык-тык. ЗАЙКА И БАРАБАН Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам! КОЗА Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим . Тили-тили, тили-тили, Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам, Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие. ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны. Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. ЛОШАДЬ Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши . Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.
Дом.
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о необходимости проведения пальчиковой гимнастики у дошкольников, т.к. она развивает мелкую моторику рук. Представлен опыт работы....
Средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста....
«Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.В младшем дошкольном возрасте особое значение для развития мелкой моторики...
Для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".
Средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста выявлен недостаточный уровень сформированности не только к...
Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023
Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...