Семинар по проекту «Я сам»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Я сам»
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021г- май 2022г.
Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания
Подготовила и провела воспитатель Михайлова Л.В.
Актуальность проекта:
Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение навыками самообслуживания детьми младшей группы:
· Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
· Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
· пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
· Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
· Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
· Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
· Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
· Получение консультаций по данной теме.
· Укрепление связей между детским садом и семьёй.
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
· личный пример работников детского сада, родителей;
· использование художественной литературы, фольклора;
· схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
· обеспечение чистоты среды;
· соблюдение правил этикета.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап - основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
ОКТЯБРЬ -МАЙ 2020-2021 Формы работы
Задачи
Мероприятия
ОКТЯБРЬ
1.Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение
2.Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта
Игры на внимание
«Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка»
3.Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого
Игра «Купание куклы», «Оля умывается»
4.Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом
Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых.
НОЯБРЬ
5.Учить снимать одежду и вешать на стул
Игровая ситуация «Уложим куклу Олю спать», «Пропало платье»
Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»
6.Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками
- Игровая ситуация «Уложим куклу Олю спать», «Пропало платье»»,
- пед. ситуация «Научим обезьянку мыть руки»
7.Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке.
Игра «Мои любимые ложки»
8.Учить детей помогать в уборке игрушек
Игра «Спрячь в домики» совместная деятельность с воспитателем
ДЕКАБРЬ
9.Учить детей самостоятельно надевать трусики, колготки
Пед. ситуация «Поможем кукле одеться»
10.Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки
- Чтение С.Я. Маршак «Мойдодыр»,
- проблемная ситуация «Грязные руки»,
- пед. Ситуация «Всё для умывания»
11.Учить есть с широкого края ложки
- Игра «Накорми мишку мёдом»,
- рассматривание картинок на тему – «посуда»
12.С помощью воспитателя ставить стулья к столам
- Игра «Найди свой домик»,
- пед. ситуация «Помоги друг другу»
ЯНВАРЬ
13.Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф.
- Игровое упражнение «Каждой вещи своё место»,
-рассматривание альбома «Одежда»,
- пед. Ситуация «Помогаем куклам Оле и Кате раздеться после прогулки»
14.Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол
- Пед. Ситуация «Помогаем Зайке (мишке) мыть лапы»,
- традиция «Сухой пол»
15.Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом
Традиция «Чистый стол»
ФЕВРАЛЬ
16.Учить детей своевременно пользоваться туалетом
- Традиция «Сухие штанишки»,
17.Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху
- Настольная игра «Одень куклу»,
- чтение стих О. Кригер «На прогулку»,
-игра на внимание «Исправь ошибку»
18.Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания
Традиция «Сухие рукава»
19.Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом
Игра «Мы едим»
МАРТ
20.Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком
- Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская»,
- игра-упражнение «Найди домик своей расчёски»,
- игровая ситуация «Рассматриваем себя в зеркало»
21.Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания
- Педагогическая ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем»,
- игровое упражнение «Умоем Петрушку»,
- чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». -
рассматривание полотенец – цвет, ткань.
22.Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках»
- Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки» ,«Липучки», «Застёжки»
23.Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи
Традиция «Чистюли»
АПРЕЛЬ
24.Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке
Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки»
25.Учить помогать друг другу в одевании и раздевании
- Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом»,
- рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости»,
- поручения «Помоги другу»
26.Учить детей мыть лицо сверху вниз
- Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая»,
- игра-развлечение «Научим зайку умываться»
27.Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой
- Беседы на тему «Как правильно сидеть за столом»
МАЙ
28.Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки
- Просмотр мультфильма «Федорино горе»,
-игра«Мы – помощники»,
- пед ситуация «Почему плачут игрушки»
29.Учить детей выворачивать одежду на правую сторону
- Пед. Ситуация «Что неправильно одел Петя, как надо»
30.Учить быть последовательными в процессе умывания
Режимные процессы
31.Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками
-Сюжетно-ролевые игры« Столовая», «Парикмахерская» ,«Дочки-матери»
Работа с родителями
· Оформление папки-передвижки для родителей. Консультация для родителей: «Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?», «Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Как развить у ребенка навыки самообслуживания». Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре с проектом "Внимание!Снимается кино!!!"
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться...
статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...
Семинар - практику «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи""
Семинар - практикум "Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи"...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Семинар по проекту "Азбука финансов"
Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель: повысить знания и умения воспитателей в экономич...
Семинар "Тематические проекты, как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
семинар...
Семинар «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях:управленческий проект, методический проект, инновационный проект ...