Семинар по проекту "Азбука финансов"
методическая разработка (подготовительная группа)

Жарова Наталья Александровна

Семинар-практикум для воспитателей

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»

Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономической области  развития дошкольников,

использование  на практике опыт педагогов-новаторов, внедрив в практику образовательной деятельности инновационную программу-

технологию позитивной социализации дошкольников.

 Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность воспитателей в направлении экономического развития дошкольников;

 2. Способствовать в освоении инновационной образовательной технологии для реализации задач проекта;

3. Настроить  образовательную работу на совместное проживание ребенком и взрослым экономико-значимых и реальных

игровых      ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_finansy.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»

Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономической области  развития дошкольников,

использование  на практике опыт педагогов-новаторов, внедрив в практику образовательной деятельности инновационную программу-

технологию позитивной социализации дошкольников.

 Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность воспитателей в направлении экономического развития дошкольников;

 2. Способствовать в освоении инновационной образовательной технологии для реализации задач проекта;

3. Настроить  образовательную работу на совместное проживание ребенком и взрослым экономико-значимых и реальных

игровых      ситуаций.

 

                                                     Содержание.

 «Нажить много денег — храбрость;

 сохранить их — мудрость,

 а умело расходовать их — искусство.»

 

Бертольд Авербах

8 сентября 2016 года подписано соглашение о сотрудничестве  в области повышения финансовой грамотности населения РФ между Банком России и Минобрнауки России.

13 апреля 2017 г в рамках Соглашении о сотрудничестве повышения финансовой грамотности населения РФ между Банком России и Минобрнауки России была подписана Дорожная карта –Перечень мнероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в РФ на 2017-2021 годы.

Внедрение финансовой грамотности происходит на всех уровнях образования.

Мероприятия Банка России на уровне дошкольного образования:

-разработана примерная парциальная программа по финансовой грамотности;

-разработаны методические рекомендации по вопросам преподавания основ финансовой грамотности;

-ведется реестр дошкольных образовательных учреждений, реализующий курс по финансовой грамотности;

-оказывает содействие по вопросам внедрения основ финпансовой грамотности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования экономической культуры детей, как одного из компонентов общей культуры личности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Финансовая грамотность-это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Что отличает финансово грамотного человека? Это:

-владение актуальной информацией о финансах

-знает свои права

-ведет учет доходов и расходов

-имеет сбережения

-тратит меньше, чем зарабатывает

-умеет выбирать финансовые услуги.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа»  Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

    Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

              Наш проект «Азбука финансов» создан на основе парциальной программы «Приключения Кота Белобока, или экономика для малышей».

Программа была создана как проект по финансовой грамотности дошкольников, успешно апробирована в «Волгоградский социально-педагогический колледже». На программу образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» получен отзыв заместителя декана факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», кандидата педагогических наук, доцента О. В. Забровской.

  Программа оснащена учебно- методическим комплектом, в него входят:

-методические рекомендации с разработанными занятиями.

-рабочая тетрадь для каждого ребенка

-видео-тека необходимых мульфильмов

-картотека наглядных пособий.

Программа затрагивает все пять образовательных направлений развития дошкольника:

-социально-коммуникативного развития;

- речевого;

-познавательного;

-художественно-эстетического;

-физического.

Цель   — помочь детям старшего дошкольного возраста 5-7 лет  войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста

Задачи:

1.Формирование первичных финансово-экономических представлений и компетенций.

2.Развитие экономического мышления дошкольников.

3.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

В результате дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  •  любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
  • замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
  • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
  • проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
  • сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Я создала сайт проекта, где в помощь педагогам размещена необходимая методическая поддержка, куда воспитатели будут размещать фото-отчеты и отмечать продвижение по проекту.

Для воспитателей размещен учебно-тематический план, где ччетко прописаны тема, педагогические средства и оборудование.

Программа, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.

1-й концентр—базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».

2-й концентр —дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:

— непосредственно образовательная деятельность;

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

  — коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

 — познавательно-исследовательская деятельность:

 — восприятие художественной литературы и фольклора;

 — конструирование из разного материала;

 — изобразительная деятельность;

 — двигательная форма активности ребенка.

В начале проекта, воспитатели знакомят детей с главным персонажем Котом Белобоком, который сопровождает детей в течение всего проекта.

В группе рекомендуется сформировать зону или уголок по финансовой грамотности, где можно использовать макеты и рисунки денег, играть в магазин. Наличие экономических настольно-печатных игр, Лэпбук, музей денег - все это наполнит уголок финансов  и закрепит знания детей.

         Оценка результатов работы.

   В первую очередь проводится вводная диагностика.

В процессе первых занятий воспитатель помечает успехи каждого ребенка в таблицу мониторинга.

Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.

Используемая литература:

1. ПРОГРАММА

образовательного курса

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА,

ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» руководитель проекта Г. Н.Бирина, Авторский коллектив:

  • канд. пед. наук С. В. Герасименко;
  • канд. пед. наук, доцент Е. А. Маркушевская и др.

2.Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Психология финансов. Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний педагогов ДОУ в области финансовой грамотности. В рамках  семинарского занятия педагогам предоставляется возможность самопознания ...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...

Iэтап «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»

Мероприятия с детьми в рамках I этапа «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»....

Семинар-практикум для родителей «Азбука финансов»

Семинар- практикум для родителей  "Азбука финансов"...