статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
статья на тему
Основная цель проектного метода:
– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
– формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_seminaru_-_sitdikova.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».
Ситдикова Римма Шайхелмардановна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №94 «Соенеч» Нижнекамск респ. РТ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показывается преимущества учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаются буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываются родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваются яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Преимущества проектного метода: - является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию критического и творческого мышления; - способствует повышению компетентности педагогов.
Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т.к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
В современном информационном обществе в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.
Основная цель проектного метода:
– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
– формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность помогает развивать у дошкольников: творческие способности; умение наблюдать, слушать; навыки обобщения и анализа; мышление; видение проблемы с разных сторон; воображение, внимание, память, речь; активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора.
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
В нашем детском саду были реализованы следующие проекты: « Мой родной город»», «Погода в разное время года», «Моя большая и дружная семья», « Какие они наши имена», « Огонь – это не игрушка», «Витамины», «Из чего делают хлеб», «Познакомтесь - наш детский сад», «Знакомство детей с профессиями» и др.
При реализации познавательно-речевого проекта «Знакомство детей с профессиями» родители приняли активное участие в разработке плана достижения цели, сбора и накоплении материала; выполняли совместно с детьми домашнее задания, знакомили детей со своими профессиями. Также ими были подготовлены видеофильмы, беседы о своих профессиях. Папы и мамы по мере возможности принесли со своих мест работ: рабочую одежду ( спец – одежду); трудовой инвентарь. И было видно, что между педагогами и родителями устанавливаются более доверительные отношения, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в детском саду сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Заявка
№ | ФИО участника (полностью) | Должность, место работы | Квалификационная категория | 1.Тема выступления (если участник будет выступать) | Контактный номер телефона, электронный адрес |
2. Название игры, пособия, разработки (если участник будет представлять свой материал на Презентационной выставке) | |||||
3. | Ситдикова Римма Шайхелмардановна | Воспитатель МБДОУ «Детский сад №94 «Соенеч» Нижнекамскогомуниципального района РТ | 3. Тема статьи (для сборника), и количество экземпляров «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями». (1 шт.) | 89178869962 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...
Самый эффективный метод наблюдения на прогулке
Статья посвящена вопросам организации наблюдений на прогулке с дошкольниками. Автор показывает, что нетрадиционные виды наблюдений на прогулке являются более эффективными ,по сравнению с традиционными...
Детско - родительский клуб. как одна из самых эффективных форм работы с родителями.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, на...
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития.
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами. Занятия логоритм...
Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни».
Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни»....