Семинар - практику «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи""
методическая разработка на тему

Тагирова Раиля Разитовна

Семинар - практикум "Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Проекты во взаимодействии ДОУ

и семьи»

 

Воспитатель: Тагирова Р.Р.

г. Гай, 2017

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования во взаимодействии с родителями технологии проектирования.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования во взаимодействии с семьями воспитанников.

3. Способствовать творческому поиску.

Предварительная работа:

1. Отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду.

2. Разработка конспекта семинара-практикума.

3. Составление буклетов по проблеме проектирования.

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, анкеты, буклеты, «Мишень», 3 разноцветных круга на каждого педагога.


Ход семинара-практикума:
Настрой на работу. Упражнение "Ассоциации".

Участникам предлагается назвать какое-то слово, а задача соседа слева быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. (Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло.) Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

Определение правил работы на семинаре.

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Время выполнения: 3 минуты

Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.

1) Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы

предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.

2) Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3) Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

Теоретическая часть.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федерального  государственного  образовательного  стандарта  и программы «От рождения  до  школы», по которой мы работаем, является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому, сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь можно отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду.

Поскольку дошкольник не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности, то он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских и познавательных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. В ходе реализации проекта родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и т.д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

учет интересов ребенка;

деятельность без принуждения;

тематика (проблема) адекватна возрасту;

предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

совместное со взрослыми достижение цели.

Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования.

Этапы проектной деятельности

Действия взрослых (педагогов/родителей)

Деятельность детей

1

2

3

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта или гостям) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их.

Намечают темы следующих проектов.

Рефлексия – мыследеятельностный процесс, позволяющий человеку осознать свои действия, выявить их смысл, сформулировать результаты, определить цели дальнейшей работы и скорректировать их выбор.

При обучении рефлексии проектной деятельности следует отвечать на следующие вопросы:

То ли я сделал, что хотел?

Так ли я это сделал, как хотел?

Что я сделаю в следующий раз в подобной ситуации?

Практическая часть.

Всеми  участникам были разработаны и представлены  проекты по работе с родителями с помощью матрицы проекта.

Презентация разработанных проектов.

Шесть "П" проекта

Таким образом проект можно представить как "Шесть П"

 Проблема

 Проектирование проекта

 Поиск информации

 Продукт

 Презентация

 Портфолио проекта.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей. Проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Рефлексия

Упражнение "Мишень"

Литература.

1. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» Л.Д. Морозова, 2010 г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Л.С, Киселева, 2004 г.

3. Использование проектного метода в работе с родителями и социумом. Е.Г. Тропникова, М.Н. Агалакова, 2008 г.

4. Проекты в работе с семьёй. О.И.Давыдова, А.А.Майер, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Семинар- практикум Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.

Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Конспект семинара для молодых специалистов "Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей"

Конспект семинара для молодых специалистов "Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках воспитания детей"...

Семинар-тренинг "«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Главные задачи:-создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,-установление доверительных и партнерских взаимоотношений с родителями своих воспитанников...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...

Семинар-практикум «Механизмы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном...