Статья. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изодеятельности»
статья

Евгения Александровна Трипутина

    Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, поэтому расширение знаний детей происходит не только во время бесед и проведении определённых мероприятий, но и на   занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, а также через изобразительно-художественную деятельность. Любовь к Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке, это корни, связывающие его с родным домом, улицей, городом, Отечеством. Важно, что видит малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе.

    В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, который в дальнейшем становится фундаментом для самоопределения и становления самосознания его личности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изодеятельности»

Воспитатель: Трипутина Е.А.

МБДОУ д/с. № 356 «Жар-Птица»

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С.Лихачёв.

    Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, поэтому расширение знаний детей происходит не только во время бесед и проведении определённых мероприятий, но и на   занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, а также через изобразительно-художественную деятельность. Любовь к Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке и дедушке, это корни, связывающие его с родным домом, улицей, городом, Отечеством. Важно, что видит малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе.

    В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, который в дальнейшем становится фундаментом для самоопределения и становления самосознания его личности.
   Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.   Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работу в детском саду и взаимосвязана о всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим и предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с различными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
    Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Задача педагога научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.
 
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства  я строю следующим образом:
•    расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
•    развитие художественно-эстетического восприятия;
•    формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
•    воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
      Главными задачами являются:
•    развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;
•    учить понимать художественный образ произведения;
•    формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
•    развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
•    воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
   Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства  представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности воспитанников.  

      Важной частью содержания работы по патриотическому развитию детей средствами изобразительной деятельности является взаимодействие детей, родителей и педагогов.
    В группе создана развивающая предметно-пространственная среда патриотической направленности, с использованием средств изобразительной деятельности:
- оборудован центр художественного творчества «Цветные ладошки»;
- подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»,  «Мой любимый город Новосибирск» и др.;
- оформлены папки (самими детьми): «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой город и его достопримечательности», «Государственная символика России»;
- подборка художественной литературы для образовательной деятельности, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др;
- подборка репродукций картин для образовательной деятельности, через которые дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

  Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности, я использую   следующие приемы: просмотр иллюстраций, произведений живописи русских художников-пейзажистов, проводим экскурсии на выставки и в библиотеку, рисуем   сюжетные  картинки к  празднику  Победы, дню  космонавтики, 8 Марта и т.д. Лепим с детьми посуду из глины и не только посуду, конструируем с детьми, например, космические ракеты, букеты цветов, занимаемся росписью посуды , рисованием предметов народных промыслов, красоту родного края.

    Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, несёт в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Дети знакомятся с различными видами декоративной росписи: хохломской, городецкой, гжельской, дымковской, расширяются их знания об истории народных промыслов, представления об искусстве народных мастеров (Городца, Хохломы, Гжели, Жостова), о разнообразии русской матрешки (загорской, семеновской, полхов-майданской). Полученные знания они применяют при расписывании силуэтов игрушек, посуды.

           Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществ...

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выступление на тему:«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» Му...

Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами краеведения»

Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовате...

Консультация для педагогов ДОУ "Патриотическое воспитание дошкольников средствами ИЗОдеятельности"

В консультации представлены материалы по  патриотическому воспитанию дошкольников, а также освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания средствами ИЗОдеятельности. Консультация будет п...

«Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами музыкального воспитания»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, ярко выразить свои эмоции, любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Помимо этого формирован...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...