«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
консультация на тему

Ломакина Маргарита Борэевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

Музыкальный руководитель Ломакина М.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2016г.

На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». Эти слова отражены в постановлении правительства Российской федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

Цель патриотического воспитания дошкольников – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задач нравственно-патриотического воспитания много. Хотелось бы сказать, что  решение  данных задач должно носить комплексный и  системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольников и осуществятся в интеграции всех образовательных областей.  

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В  ней используются следующие формы…Сегодня мы поговорим об одной из них – музыкальном воспитании.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских  музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозящие процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выразить свои эмоции, любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется  на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая того.

Один из основных разделов работы по патриотическому воспитанию -  знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время: чем славен родной город, какова его история, традиции, достопримечательности, памятники, знаменитые люди.

Фотографии, представленные на данном слайде, использовались мною в проекте «Наш Рахманинов». Дети сфотографированы в памятных местах, связанных с именем знаменитого русского пианиста и композитора С.В.Рахмснинова.

Один из важных этапов работы -  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.  Дети  делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме прочно вошли в детский репертуар и исполняются на праздниках в международный женский день. В нашем детском саду стало доброй традицией праздновать День матери. Он  проходит очень ярко, трепетно и интересно.

Чувства детей раннего возраста отличаются простотой, и непосредственностью. И в песнях для детей раннего возраста звучат  любовь,  ласка и желание сделать маме приятное.

Более сложные переживания в песнях старших дошкольников: гордость за свою маму и дружелюбие (мама – старший друг и товарищ),  чувство нежной радости и ласкового спокойствия.

Очень верно подметил советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Праздник 23 февраля в нашем детском саду проводится ежегодно. Это всегда торжественное мероприятие, которое  проводится инструктором по физической культуре. В мероприятии используется большое количество перестроений, игр, эстафет. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, «Космонавтом быть хочу» композитора Филиппенко и “Будем в армии служить” композитора Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием дошкольников быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, невозможно  оставить без внимания  тему Великой Победы.

Эта  тема раскрывает  величие подвига советского солдата, знакомит  детей с песнями тех лет  и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику имеет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. В ходе подготовки праздника,  как правило,  используются такие музыкально-подвижные игры как «Самолеты»,  «Боевая тревога», «Мы – танкисты»  и т.д..

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления, полученные на экскурсиях к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу, ближе ему и легче для его восприятия. Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например:  металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома» и  сюиты «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г.Свиридов, Д.Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются  в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с трудом, обычаями и бытом русского народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием, и  чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни  и во время участия в народных праздниках.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда  включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок широко используется на занятиях.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия одна на всех, кто родился на ее просторах; кто полюбил ее и  прилагает усилия, чтобы она стала еще краше и богаче, стала бы могучей державой. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину -  знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников; познакомить детей с лучшими качествами российского народа.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, физического воспитания, а так же эстетического. Это сложное чувство возникает в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с нравственностью и духовностью человека, их глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

1. Дорошук, Л.А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).

 2. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 1999.

3. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.В. Любимова. – Екатеринбург, – 2004.

 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992.

 5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1965.

 6. Радина, Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни  / Е.И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. – М., 1951.

7. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

 8. Караковский, В.А. Воспитай гражданина: записки директора школы  / В.А. Караковский. – М.: Моск. рабочий, 1987.

 9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. – М., 1983.

10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: диссертация  канд. пед. наук. – Челябинск, – 2008.

11. ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx37.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Музыкальный руководитель Ломакина М.Б.

Тамбов 2016г.

СЛАЙД 2

На встрече 12 сентября 2012 года, с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи В.В. Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». Эти слова отражены в постановлении правительства Российской федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

СЛАЙД 3.

Цель патриотического воспитания дошкольников  -  привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

СЛАЙД 4

Задач нравственно-патриотического воспитания много. Хотелось бы сказать, что  решение  данных задач должно носить комплексный и  системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольников и осуществятся в интеграции всех образовательных областей.  

СЛАЙД 5.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В  ней используются следующие формы…Сегодня мы поговорим об одной из них – музыкальном воспитании.

СЛАЙД 6.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских  музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозящие процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.

СЛАЙД 7.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выразить свои эмоции, любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется  на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая того.

СЛАЙД 8.

Один из основных разделов работы по патриотическому воспитанию -  знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время: чем славен родной город, какова его история, традиции, достопримечательности, памятники, знаменитые люди.

Фотографии, представленные на данном слайде, использовались мною в проекте «Наш Рахманинов». Дети сфотографированы в памятных местах, связанных с именем знаменитого русского пианиста и композитора С.В.Рахмснинова.

СЛАЙД 9.

Один из важных этапов работы -  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.  Дети  делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме прочно вошли в детский репертуар и исполняются на праздниках в международный женский день. В нашем детском саду стало доброй традицией праздновать День матери. Он  проходит очень ярко, трепетно и интересно.

Чувства детей раннего возраста отличаются простотой, и непосредственностью. И в песнях для детей раннего возраста звучат  любовь,  ласка и желание сделать маме приятное.

Более сложные переживания в песнях старших дошкольников: гордость за свою маму и дружелюбие (мама – старший друг и товарищ),  чувство нежной радости и ласкового спокойствия.

Очень верно подметил советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

СЛАЙД 10.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Праздник 23 февраля в нашем детском саду проводится ежегодно. Это всегда торжественное мероприятие, которое  проводится инструктором по физической культуре. В мероприятии используется большое количество перестроений, игр, эстафет. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, «Космонавтом быть хочу» композитора Филиппенко и “Будем в армии служить” композитора Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием дошкольников быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

СЛАЙД 11.

Говоря о защитниках нашей Родины, невозможно  оставить без внимания  тему Великой Победы.

Эта  тема раскрывает  величие подвига советского солдата, знакомит  детей с песнями тех лет  и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику имеет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. В ходе подготовки праздника,  как правило,  используются такие музыкально-подвижные игры как «Самолеты»,  «Боевая тревога», «Мы – танкисты»  и т.д..

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления, полученные на экскурсиях к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

СЛАЙД 12.  

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу, ближе ему и легче для его восприятия. Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например:  металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома» и  сюиты «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г.Свиридов, Д.Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

СЛАЙД 13.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются  в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с трудом, обычаями и бытом русского народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием, и  чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни  и во время участия в народных праздниках.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда  включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок широко используется на занятиях.

СЛАЙД 14. 

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия одна на всех, кто родился на ее просторах; кто полюбил ее и  прилагает усилия, чтобы она стала еще краше и богаче, стала бы могучей державой. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину -  знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников; познакомить детей с лучшими качествами российского народа.

СЛАЙД 15.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, физического воспитания, а так же эстетического. Это сложное чувство возникает в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с нравственностью и духовностью человека, их глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

1. Дорошук, Л.А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).

 2. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 1999.

3. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.В. Любимова. – Екатеринбург, – 2004.

 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992.

 5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1965.

 6. Радина, Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни  / Е.И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. – М., 1951.

7. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

 8. Караковский, В.А. Воспитай гражданина: записки директора школы  / В.А. Караковский. – М.: Моск. рабочий, 1987.

 9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. – М., 1983.

10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: диссертация  канд. пед. наук. – Челябинск, – 2008.

11. ru.wikipedia.org 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Данная публикация о развитии математических  представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности ,исходя из личного опыта работы....

Фотоальбом"Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальное воспитание"

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является нравственно-патриотическое воспитание детей. Поэтому и я работаю над этой темой.  Суть нравственно-патриотического воспи...

Консультация для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, котор...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать  успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же  даны рекомендации музыкальн...

«Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами музыкального воспитания»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, ярко выразить свои эмоции, любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Помимо этого формирован...