Консультация для педагогов ДОУ "Патриотическое воспитание дошкольников средствами ИЗОдеятельности"
консультация

Гордеева Анна Генадьевна

В консультации представлены материалы по  патриотическому воспитанию дошкольников, а также освещены вопросы нравственно-патриотического воспитания средствами ИЗОдеятельности. Консультация будет полезна для воспитателей ДОУ, педагогам по рисованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Патриотическое воспитание дошкольников

средствами Изодеятельности»

В рамках национального проекта «Образование» с 01.01.2021 по 31.12.2024 началась реализация Федерального проекта «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. 

Таковы реалии нашего времени - на федеральном уровне поднят вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Значит, проблема действительно очевидна и решение её не терпит отлагательств. Хотя мы все знаем, что любая образовательная программа, а с этого года и программа воспитания имеют в своих задачах это направление. Соответственно, мы видим, что патриотическое воспитание требует большего внимания не только со стороны педагогического сообщества, но со стороны общества и государства.

Итак, что же подразумевает под собой понятие «патриотического воспитания»?

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Кажется, что высокие слова совсем не подходят для дошкольного детства, и такие высокие цели не достижимы в это период жизни человека. Но, если оставлять без внимания патриотическое воспитания в дошкольном возрасте, то будут упущены очень ценные и благодатные для воспитания и развития моменты формирования гражданина.

Так, задачами работы по нравственно-патриотическому воспитанию является:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- знакомство с символами государства;

- расширение представлений о городах России;

- формирование знаний о правах человека;

- развитие чувства гордости за достижения страны;

- формирование чувства уважения к другими народам, их традициям.

Приведём слова Д. С. Лихачёва (советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. председателя правления Российского фонда культуры, академик АН СССР)

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной город … Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Родной город – частица Родины.

 Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми и с их родителями.

 Обратимся теперь к Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира воспитанников и формирует у детей образное мышление.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

·расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

·развитие художественно-эстетического восприятия;

·формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

·воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

·развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;

·учить понимать художественный образ произведения;

·формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

·развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

·воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности можно использовать следующие приемы:

· Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.

·Экскурсии на выставки и музеи.

·Рисование сюжетов из истории страны (древние русские города, полет в космос, День Победы и т. д.)

·Лепка и конструирование сюжетов из истории России (герои-богатыри, космическая ракета, танковое сражение).

·Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.

·Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

·Наблюдение за красотой природы родного края, любование ею.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д. С. Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

В заключении отметим, что патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры»

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников по средствам художественной литературы"

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников по средствам художественной литературы"   Воспитатель обладает множеством средств для формирования патриотич...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в дошкольном учреждении средствами физической культуры»

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любвик своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта лю...

Статья. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изодеятельности»

  Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения...