Проект «Чудо-грядка»
проект по окружающему миру

Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.

Детская лаборатория «Чудо-грядка» современным учебным оборудованием, помогающим детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях и особенностях их выращивания.

ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу достижения у воспитанников целевых показателей дошкольного образования. В ходе реализации проекта педагоги создают условия для развития целевых показателей дошкольного образования: проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, общении, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построения речевого высказывания в ситуации общения; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам; интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

На социально-педагогическом уровне актуальность проекта заключается в организации нового для детей вида деятельности – экспериментально-исследовательской деятельности в условиях детской лаборатории «Чудо-грядка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-gryadka_chernovik.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№ 69

Комбинированного вида

                                                                 

«Чудо-грядка»

 

       

                   

                                     

Цель проекта: Выявление условий формирования и развития у воспитанников  дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование детской лаборатории «Умная теплица». Знакомство с профессией агроном.

Актуальность проекта.

Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.

Детская лаборатория «Чудо-грядка» современным учебным оборудованием, помогающим детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях и особенностях их выращивания.

ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу достижения у воспитанников целевых показателей дошкольного образования. В ходе реализации проекта педагоги создают условия для развития целевых показателей дошкольного образования: проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, общении, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построения речевого высказывания в ситуации общения; проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам; интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

На социально-педагогическом уровне актуальность проекта заключается в организации нового для детей вида деятельности – экспериментально-исследовательской деятельности в условиях детской лаборатории «Чудо-грядка». На методико-технологическом уровне актуальность заключается в использовании методики Савенкова И.В.

Задачи проекта:

- формировать у детей навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений;

 - формировать умения прогнозировать будущие изменения;

- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и   применять знания.

Методы, используемые в проекте при организации образовательного процесса:

- словесные (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядные (показ, видео просмотр, работа по схеме-инструкции);

- практические (посев семян);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение);

- конструирование по условию, по инструкции, по замыслу.

             

 

Значимость: Чем активнее ребенок исследует, наблюдает, анализирует, тем быстрее развиваются его познавательные способности, а также успешно формируется личность.

Введение: В современной урбанизированной среде дети могут быть лишены понимания процессов окружающего живого мира, взаимосвязи природы и человека. Дети могут не знать о роли растений для планеты или способах производства продуктов питания, не иметь возможности наблюдать за живым объектом и стадиями его развития. В то же время, возможно именно это поколение может столкнуться с необходимостью создания новых аграрных технологий при решении продовольственных проблем или освоении космоса. Немаловажно привить детям ответственное отношение к природе, объяснить необходимость защиты природы как среды обитания человека. Взаимодействие с данным устройством отвечает принципам экологического и технического образования, нацелено на развитие системного мышления и формирование системы научных знаний, доступных ребенку. Устройство позволяет реализовать множество простых вегетационных опытов, показывающих взаимосвязь между предметами, процессами и явлениями, влияние конкретных факторов на жизнь растений. Для формирования познавательного интереса к природе, бережного отношения к окружающему миру, навыков наблюдения, моделирования процессов, практических знаний по уходу за растениями дети должны принимать непосредственное участие в исследовательской работе. Необходимо обсуждать результаты с детьми, давать объяснения наблюдаемым фактам, совместно делать выводы, дать возможность самостоятельно моделировать ход эксперимента

Система работы: Устройство позволяет пронаблюдать и смоделировать влияние разных факторов (свет, температура, влажность) на жизнь растений. Изделие предназначено для проведения учебных занятий в рамках естественнонаучных исследовательских практикумов (окружающий мир, биология) с детьми разных возрастных групп. Основное назначение устройства: демонстрация и моделирование природных явлений, постановка краткосрочных (1-7 дней) вегетационных экспериментов.

В ходе работы с устройством дети узнают, как растут растения и почему для них важны свет и вода, могут познакомиться с такими процессами, как испарение, образование росы, наблюдать набухание и прорастание семян, рост растений при различных заданных параметрах и др.

Тепло, свет и влага являются необходимыми условиями для жизни растений. Все растения тянутся к источнику света. Если его недостаточно появляются слабые, хрупкие и бледные стебли. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением, наоборот, замедляется.

Когда растению недостаточно влаги оно становится безжизненным. Чрезмерный полив тоже вреден, потому что корни растений не смогут дышать.

 

Биолаборатория «Чудо-грядки»:

Современная биолаборатория оснащена устройством с автоматическим поливом, поддержанием температуры, влажности. Управление этими элементами возможно, как в ручном, так и автоматическом программируемом режиме. Встроенные датчики в заданное время включают или отключают элементы поддержания микроклимата. Таким образом, внутри рабочей камеры в автоматическом режиме создаются благоприятные условия для жизнедеятельности растений.

«Умная теплица» дает возможность сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение экспериментов, повысить их наглядность и визуализацию, расширить список проводимых экспериментов и модернизировать уже привычные.

В комплекте с теплицей поставляется специализированное ПО на русском языке с функцией сбора статистики, подробная инструкция, полный комплект оборудования и материалов для эксперимента (грунт, дренаж, семена, инструменты, горшки, перчатки и т.д.).

Описание процесса биолаборатории «Чудо-грядка»:

№1

Дыхание и испарение

Поместить растение в Чудо-грядку, полить. Вентиляцию, увлажнение воздуха и освещение не включать. Открытый субстрат накрыть влагонепроницаемым материалом для предотвращения испарения с поверхности земли. Для этого можно поставить горшок в полиэтиленовый пакет и завязать вокруг стебля растения или затянуть почву пищевой пленкой. Закрыть крышку Чудо-грядки. Через сутки наблюдать конденсат на стенках Чудо-грядки. Сравнить температуру внутри Чудо-грядки и в комнате. Дети могут сделать это по показаниям приборов. Воздух внутри Чудо-грядки будет казаться более теплым и влажным. Если поместить руку в Чудо-грядку на несколько секунд, а потом достать, то будет ощущаться прохлада. Включить вентиляцию, через 10 минут снова сравнить показания температуры воздуха в комнате и в Чудо-грядке.

№2

Всасывание

Растение не поливать до появления признаков увядания. Поместить горшок с увядшим растением в Чудо-грядку, разместить датчик влажности почвы и капельницу полива. Включать режим полива и смотреть за изменением показаний влажности почвы. Довести влажность почвы до 80%. Через сутки проверить состояние растения и измерить влажность почвы.

 

№3

Воздушные корни

Выбираем рукколу, как растение, способное образовывать воздушные корни. Поместить в Чудо-грядку горшок с семена рукколы. Освещение - обычный световой день. Желательно ограничить полив, поддерживая влажность почвы 50-60%. В течение 3-4 суток включать несколько раз в день увлажнитель воздуха, вентиляцию не включать. В Чудо-грядке должен создаться повышенный уровень влажности воздуха (80% и выше), на стенках возможно появление конденсата. Через 3-4 дня отметить появление корешков.

Мы с ребятами подготовительной группы в чудо грядке вырастили рукколу. Весь эксперимент дети наблюдают с самого начала и до конца, и принимают непосредственное участие в нем. Показания датчиков для дошкольников уже понятны, и они сами могут включать и выключать свет при необходимости, вентилятор, если в грядке много конденсата, испаритель, если наоборот, земля у растений очень сухая. После проведения таких экспериментов дети знают, что для каждого растения нужны воздух, вода и солнечный свет. Ребята начинают осознавать, что все растения – это живые организмы, что им требуются забота и уход. И чтобы закрепить это понимание, мы использовали фотосьемку роста растений, а также схему «Дневник наблюдения», которую дети выполняли во время проведения эксперимента. На этих фотографиях можно наблюдать развитие растений от начала и до конца.

Результаты работы с биолабораторией «Чудо-грядка»:

Во время проведения эксперимента у дошкольников развиваются интерес к работе с растениями; мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ; мелкая моторика и координация движений; визуальное, звуковое, сенсорное восприятие; внимание и память; речевые способности.

 

В результате системной педагогической работы у детей дошкольного возраста формировались  навыки  самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений: умение делать выводы по результатам проведённой работы, находить свои пути решения проблемы; совершенствуются   умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

Результаты показали, что у детей наблюдается высокая  познавательная активность, интерес к исследованиям.

Список литераутуры:

  • - Г.Н. Ужегов, «Основные лекарственные растения», ООО «Издательство АСТ» 2001;
  • - Л. С. Выготский, «Психология развития ребенка»   М: Изд - во  Смысл, Изд-во «Эксмо», 2004г ;
  • - А. Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  • -  Н.Н. Поддьяков, Ф.С. Сохин., «Умственное воспитание детей дошкольного возраста.»  - М.; Просвещение.
  • - А. И. Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
  • - «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  • - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  • - А. И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  • - Посылкина Р.Ю., Николаева Л.И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Н.Н, 2002.

Полевской

                                                                            2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо грядка»

ØЦель проекта: показать детям значимость овощей в развитии и витаминизации детского организма....

Экологический проект огород на окне в 1 младшей группе "Чудо-грядка"

Дети  в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях роста. Маленькие дети любят действовать. Мир  вокруг себя они познают практически...

Фотоотчет к проекту "Чудо-грядка"

Проект продолжили до сентября. Высадили наши растения на грядку....

мастер - класс "Чудо - грядка"

наблюдение за ростом и развитием растений...

Мастер класс "Чудо Грядка"

Мастер класс "Чудо Грядка"...

Занятие по технологии "Рисование-линейная графика" в подготовительной группе . Тема:"Чудо- грядки"

Педагогическая работа по технологии "Рисование-линейная графика" включает в себя задания,которые обеспечивают реализацию задач трех областей-физического, познавательного,социально-эмоциональ...

Проект по экологическому воспитанию "ЧУДО- ГРЯДКА"

Краткосрочный проект "Чудо-грядка" был реализован в средней группе . В нем приняли активное участие и родители нашей группы.Цель проекта: расширить и обобщить знания детей об овощах через ра...