проект долгосрочный "Чудо грядка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
реализация проекта с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudo-gryadka.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста «Чудо- грядка».
Составила воспитатель: Гаврилова Н.А.
Нижневартовск 2023
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, совместная работа на «Чудо-грядке».
Задачи:
- расширить знания детей о культурных растениях.
- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
- продолжать развивать наблюдательность.
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- развивать познавательные способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
- У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
- В группе будет создан « Огород на подоконнике».
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
- Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневнике наблюдений.
Проблема:
Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2023г. – май 2024 г.), информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
Исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги.
Формы взаимодействия:
• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.
Объем проекта:
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Этапы проекта:
1)Подготовительный этап:
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
- определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.
2. практическая часть:
• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), социально-коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, художественно–эстетическое развитие: рисование, лепка.
3) Заключительный этап:
- диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Форма работы с детьми:
∙ Познавательные беседы: Овощи», «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Правильное питание», «Витамины я люблю – быть здоровым хочу», «Растение, как живое существо», «Как нужно ухаживать за растением».
∙ Сюжетно-ролевые игры: «Сготовим витаминный обед для гостей», «Семья на огороде»
∙ Дидактические игры: «Витаминный калейдоскоп», «Вершки – корешки», «Что сажают в огороде?», «Что необходимо для роста?», «Полезное – неполезное», «Опиши – мы отгадаем», «Определи на вкус», «Сад – огород» «Путешествие в страну растений», «Все начинается с семечка», «Чудесные семена», «Посадка семян перца» , Викторина … «Как растут овощи»
∙ Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощ», М.Ильин «Что такое картошка», Н. Подлесова «Морковка», А. Барто «Сто одежек», Г. Юрман «Печка в огороде», С.Михалков «Дело было в огороде» Сочинение сказок об овощах. Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»
∙ Просмотр мультфильмов.
∙ Физкультурно – оздоровительная работа эстафетные игры «Собери урожай», «Перевезем урожай», «Посадка перца», «Делаем салат».
Этапы реализации проекта.
№ пп | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с детьми «Огород на окне». | Сформировать интерес у детей по созданию «Огорода на окне» | Воспитатели. | 1-я неделя |
2 | Диагностика | Провести первоначальную диагностику и выяснить на каком уровне находятся дети | Воспитатели | 1-я неделя |
3 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». | Воспитатели. | 1-2-я недели |
4. | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели | 1-2-я недели |
2 этап – основной. | ||||
Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели | 2-месяц | |
Рассматривание цветочных семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели | 2-месяц | |
Занятие «Посадка семян овощей» | - обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; - подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; - обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); - воспитывать у детей бережное отношение к природе. -развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. | 2-месяц | ||
Опыт – наблюдение за ростом лука, петрушки. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян | Воспитатели | 2- месяц | |
Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели | 3-месяц | |
Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | 3 -месяц | |
Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). | Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет.Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями | Воспитатели | 3 – месяц | |
Рисование «Наш лучок»; | Дети | 3- месяц | ||
Рисование«Наши растения», | Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения. | |||
10 | Художественная литература | Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни, • Сказка «Репка». • Сказка «Вершки и корешки». • Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук». • К. Чуковский. «Краденое солнце» • Бехлерова Е. «Капустный лист». • Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ». р.н.с. «Репка», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Носов «Репка», Ю.Тувим «Овощи» | Воспитатели,дети | В течении всего проекта |
11 | Игровая деятельность: | Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород». Настольно-печатная игра «Вершки и корешки» Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи». • Дидактические игры «Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?» Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Дидактическая игра «Цветочный магазин». • Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски». | Воспитатели, дети | В течении всего проекта |
14 | Подготовка информации для родительских уголков. | |||
16 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели | 7-8 месяц |
17 | Труд в природе. | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. | Воспитатели | 7-месяц |
18 | Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. | Воспитатели | 7-месяц |
Итоговое занятие высадка рассады на огород детского сада | 7-месяц | |||
3 этап – заключительный. | ||||
19 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Фото отчет по проведению этапов проекта. | Воспитатели | 8-месяц |
20 | Анализ результативности | Диагностика | Воспитатели | 8-месяц |
По реализации проекта «Чудо-грядка» были получены следующие результаты:
1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.
3. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
4. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
5. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
6. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.
7. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
Список литературы
- …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
- Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо грядка»
ØЦель проекта: показать детям значимость овощей в развитии и витаминизации детского организма....
Проект "Семейная грядка"
Экологический проект для детей и родителей ДОУ....
Проект "Витаминная грядка"
Проект для детей среднего возраста "Витаминная грядка"...
Проект «Луковая грядка Чиполлино».
Проект разработан для детей подготовительной группы. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, познакомятся...
Познавательно - исследовательский проект "Чудесная грядка" средняя группа
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объёма информации, которая может ими быть воспринята. Этот детский исследовательский проект о...
Проект «Луковая грядка Чиполлино»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Витаминные грядки"
Цель проекта: расширение и обобщение знаний детей об овощах через разные виды деятельности; развитие у детей потребности ухода за огородными культурами; умение наблюдать за их ростом; вовлеч...