Дидактические игры по развитию сенсорных эталонов
консультация (младшая группа)

Лавринович Наталья Степановна

Дидактические игры на восприятие цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_sensornyh_etalonov.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию сенсорных эталонов

Дидактические игры на восприятие цвета

  1. Дидактическая игра «Какого цвета»?

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Ход игры: Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

  1. Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

  1. Дидактическая игра  «Спрячь мышку»

Цель: Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Оборудование: Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога

«двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти

  1. Дидактическая игра «Цветные корзинки»

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.

Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов

 ( красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета корзинки?

                  - Какого цвета бантики у собаки на шее?

                  - Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал  с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

  1. Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»

Цель: Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: Кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

Ход игры: Раскладываем  перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

  1. Дидактическая игра «Спрячь зайку»

Цель: Формирование представлений о цвете.

Оборудование: Домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: Воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров

Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.

Дидактические игры на определение формы

  1. Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Оборудование: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет.

Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении - класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

  1. Дидактическая игра «Кому какая форма».

Цель: Научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Оборудование: Большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.

2. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит младших дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой поднос - мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

3. Дидактическая игра «Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

5. Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.   Оборудование: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
Ход игры: Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). ...

Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Подбери каждой чашке свое блюдце»

Аннотация: Настольная дидактическая игра «Подбери каждой чашке свое блюдце» предназначена для детей трех-пяти лет. Данная настольная дидактическая игра может быть использована для индивиду...

«Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, ...

Дидактические игры для развития сенсорных эталонов

Сенсорные игры нужны для того, чтобы показать ребенку и разделить с ним радость по поводу переживания сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных и вкусовых....

Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов»

 Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательно...