Проект Сказка в гости к нам пришла
проект (младшая группа)

Орцуева Макка Хусайновна

Сказка в гости к нам пришла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_gosti_k_nam_prishla.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №7

Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г. о., г. Видное, проезд Жуковский, д.35

 

 

Проект

«Сказка в гости к нам пришла»

2 младшая группа

 

 

 

 

                                                                                    Разработала:

Воспитатель

Орцуева М. Х.

                                

                            

 

г. Видное 

2024

Тема: Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Тип проекта: творческий, игровой

Возрастная группа: 3–4 года

Место реализации: МБОУ СОШ №7

Длительность: 04.03. – 26.04.2024г
Вид проекта: 
групповой

 «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Актуальность:

         Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как роль детских сказок в развитии детей многогранны - от развития фантазии до развития правильной речи. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Проблема:

            К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей, формирования их нравственных качеств. На телевидении засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями я выяснила, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере в семье.

 

Гипотеза:

         Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.

 

 Цели: Создание условий для нравственного воспитания ребенка.

·        Способствование коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

·        Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

·        Организация в семье совместной творческой деятельности.

Задачи:

·        Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и правил доброй социальной жизни.

·        Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

·        Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

·        Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.

·        Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.

Предполагаемый результат:

·        Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

·        Деятельное отношение к труду.

·        Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Этапы проекта:

 

1 Подготовительный 

·        Изучение методической литературы.

·        Подбор сказок для дошкольного возраста.

·        Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

2.  Основной

·        Слушание и пересказ сказок, беседы.

·        Показ сказок с использованием ИКТ.

·        Инсценирование сказок.

·        Продуктивная деятельность детей

·        Изготовление книжки – малышки по сказкам.

·        НОД: «Сказка в гости к нам пришла»

3. Заключительный

·        Оформление фотовыставки по материалам проекта

·        Выставка рисунков, поделок.

·        Инсценировка сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок».

 

Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

- дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-  добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению, в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Сказка

Тема

М

А

Р

Т

«Репка»

Общее дело - значимость малой помощи

 

«Колобок»

Хитрость - осторожность, самонадеянность - осмотрительность, хвастовство – лень

 

«Теремок»

Умение жить дружно

 

«Кот, петух, и лиса

Дружба, взаимовыручка, послушание

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Волк и козлята»

Послушание, обман

 

«Заюшкина избушка»

Добро - зло, мудрость – хитрость. Гостеприимство - коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность - непорядочность.

 

«Мужик и медведь»

Уважение к труду.

 

«Два жадных медвежонка»

Положительные и отрицательные качества в поступках (жадность – непослушание)

.

 

 

 

  

Тематическое планирование

 

Тема

 (сказка, пословица)

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная детско-родительская деятельность

Тема: Общее дело, значимость малой помощи

Сказка «Репка»

Пословица:

«Там\, где дружат, живут, не тужат»

Развивать умение откликаться на просьбу, принимать помощь. Даже самую малую.

Инсценировка сказки «Репка»

Пальчиковая игра «Репка»

Настольная игра: «Собери сказку»

Составлять творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи

Тема: Хитрость -осторожность, самонадеянность - осмотрительность, хвастовство – лень.

Сказка «Колобок»

Пословица: «Лесть без зубов, а с костьми съест»

«Не задирай носа - споткнешься»

Посредством сказки дать детям понять, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, учится послушанию

Рисование: «Колобок»

Инсценировка сказки «Колобок»

«Собери картинку из частей». «Колобок»

Придумывание своего варианта конца сказки.

Игра: «Рассказываем сказку вместе»

Тема: «Умение жить дружно»

Сказка «Теремок»

Пословица:

«В тесноте, да не в обиде»

Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.

Инсценировка сказки «Теремок»

Хороводная игра «Теремок»

Аппликация «Теремок»

Нарисовать рисунок «Моя дружная семья»

Тема: «Дружба, взаимовыручка, послушание»

Сказка

«Кот, петух и лиса»

Пословица: «Друг познается в беде», «Без друга в жизни туго»

Учить детей дружить, помогать друг другу.

На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание может быть причиной бед

Чтение сказки

Рассматривание иллюстраций к сказке

Театрализация отрывка из сказки

 

 

Вместе с родителями выучить пословицу о труде, послушании.

Тема: «Добро – зло, мудрость - хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность

Сказка: «Заюшкина избушка»

Пословица: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

На примере сказки

Учить детей мудрости и осмотрительности

в своих поступках

Учить детей анализировать поступки героев сказки

 

Коллективная аппликация «Медведь, заяц, домик»

Парная пальчиковая игра «Заюшкина избушка»

Рисование иллюстраций к   русским народным сказкам с участием лисы.

Тема: «Послушание, обман

Сказка «Волк и козлята»

Пословица: «В согласии жить – никто не одолеет»

На примере сказки учить послушанию, как добрые и миролюбивые побеждают.

Инсценировка сказки

Показ кукольного театра «Волк и козлята»

Изготовление сказочных героев

Тема:

«Уважение к труду»

Сказка «Медведь и мужик»

 

 

Учить внимательно слушать, приучать к запоминанию и пересказыванию по вопросам. Развивать мышление, память.

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Рассматривание иллюстраций.

 

Выучить пословицы о труде

 

Тема: «Положительные и отрицательные качества в поступках»

Сказка «Два жадных медвежонка»

Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других.

Аппликация

«Верблюжонок».

Пальчиковая гимнастика «верблюжонок»

Инсценировка

«Верблюжонок»

 

Совместное придумывание сказки

Изготовление книжки-малышки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в гости к нам пришла"

Был проведен краткосрочный педагогический проект в средней группе "Сказка в гости к нам пришла"...

Проект "Сказка в гости к нам пришла"

Презентация краткосрочного творческого проекта  "Сказка в гости к нам пришла"...

Презентация проекта "Сказка в гости к нам пришла"

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного чело...

Проект "Сказка в гости к нам пришла!"

Формирование у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности ....

Проект «Сказка в гости к нам пришла»

ПРОЕКТ «Сказка в гости к нам пришла»Цель: Создать условия для активной речевой и творческой деятельности детей, способствуя сотворчеству взрослых и детей, направленных на повышение интереса к народным...

Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...

«Разработка практико-ориентированного проекта в рамках образовательного процесса»• Тема проекта: Сказка в гости к нам пришла...

Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские пси...