Проект Сказка в гости к нам пришла
проект (младшая группа)
Сказка в гости к нам пришла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_v_gosti_k_nam_prishla.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа №7
Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г. о., г. Видное, проезд Жуковский, д.35
Проект
«Сказка в гости к нам пришла»
2 младшая группа
Разработала:
Воспитатель
Орцуева М. Х.
г. Видное
2024
Тема: Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа: 3–4 года
Место реализации: МБОУ СОШ №7
Длительность: 04.03. – 26.04.2024г
Вид проекта: групповой
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Актуальность:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как роль детских сказок в развитии детей многогранны - от развития фантазии до развития правильной речи. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Проблема:
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей, формирования их нравственных качеств. На телевидении засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями я выяснила, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере в семье.
Гипотеза:
Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.
Цели: Создание условий для нравственного воспитания ребенка.
· Способствование коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
· Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
· Организация в семье совместной творческой деятельности.
Задачи:
· Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и правил доброй социальной жизни.
· Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
· Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
· Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
· Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
· Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
· Деятельное отношение к труду.
· Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Этапы проекта:
1 Подготовительный
· Изучение методической литературы.
· Подбор сказок для дошкольного возраста.
· Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
2. Основной
· Слушание и пересказ сказок, беседы.
· Показ сказок с использованием ИКТ.
· Инсценирование сказок.
· Продуктивная деятельность детей
· Изготовление книжки – малышки по сказкам.
· НОД: «Сказка в гости к нам пришла»
3. Заключительный
· Оформление фотовыставки по материалам проекта
· Выставка рисунков, поделок.
· Инсценировка сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок».
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению, в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Учебно-тематический план
Сказка | Тема | |
М А Р Т | «Репка» | Общее дело - значимость малой помощи
|
«Колобок» | Хитрость - осторожность, самонадеянность - осмотрительность, хвастовство – лень
| |
«Теремок» | Умение жить дружно
| |
«Кот, петух, и лиса | Дружба, взаимовыручка, послушание
| |
А П Р Е Л Ь | «Волк и козлята» | Послушание, обман
|
«Заюшкина избушка» | Добро - зло, мудрость – хитрость. Гостеприимство - коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность - непорядочность.
| |
«Мужик и медведь» | Уважение к труду.
| |
«Два жадных медвежонка» | Положительные и отрицательные качества в поступках (жадность – непослушание) . |
Тематическое планирование
Тема (сказка, пословица) | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Совместная детско-родительская деятельность |
Тема: Общее дело, значимость малой помощи Сказка «Репка» Пословица: «Там\, где дружат, живут, не тужат» | Развивать умение откликаться на просьбу, принимать помощь. Даже самую малую. | Инсценировка сказки «Репка» Пальчиковая игра «Репка» Настольная игра: «Собери сказку» | Составлять творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи |
Тема: Хитрость -осторожность, самонадеянность - осмотрительность, хвастовство – лень. Сказка «Колобок» Пословица: «Лесть без зубов, а с костьми съест» «Не задирай носа - споткнешься» | Посредством сказки дать детям понять, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, учится послушанию | Рисование: «Колобок» Инсценировка сказки «Колобок» «Собери картинку из частей». «Колобок» | Придумывание своего варианта конца сказки. Игра: «Рассказываем сказку вместе» |
Тема: «Умение жить дружно» Сказка «Теремок» Пословица: «В тесноте, да не в обиде» | Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие. | Инсценировка сказки «Теремок» Хороводная игра «Теремок» Аппликация «Теремок» | Нарисовать рисунок «Моя дружная семья» |
Тема: «Дружба, взаимовыручка, послушание» Сказка «Кот, петух и лиса» Пословица: «Друг познается в беде», «Без друга в жизни туго» | Учить детей дружить, помогать друг другу. На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание может быть причиной бед | Чтение сказки Рассматривание иллюстраций к сказке Театрализация отрывка из сказки
| Вместе с родителями выучить пословицу о труде, послушании. |
Тема: «Добро – зло, мудрость - хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность Сказка: «Заюшкина избушка» Пословица: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай. | На примере сказки Учить детей мудрости и осмотрительности в своих поступках Учить детей анализировать поступки героев сказки |
Коллективная аппликация «Медведь, заяц, домик» Парная пальчиковая игра «Заюшкина избушка» | Рисование иллюстраций к русским народным сказкам с участием лисы. |
Тема: «Послушание, обман Сказка «Волк и козлята» Пословица: «В согласии жить – никто не одолеет» | На примере сказки учить послушанию, как добрые и миролюбивые побеждают. | Инсценировка сказки Показ кукольного театра «Волк и козлята» | Изготовление сказочных героев |
Тема: «Уважение к труду» Сказка «Медведь и мужик»
| Учить внимательно слушать, приучать к запоминанию и пересказыванию по вопросам. Развивать мышление, память. | Чтение пословиц и поговорок о труде. Рассматривание иллюстраций.
| Выучить пословицы о труде
|
Тема: «Положительные и отрицательные качества в поступках» Сказка «Два жадных медвежонка» | Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других. | Аппликация «Верблюжонок». Пальчиковая гимнастика «верблюжонок» Инсценировка «Верблюжонок»
| Совместное придумывание сказки Изготовление книжки-малышки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка в гости к нам пришла"
Был проведен краткосрочный педагогический проект в средней группе "Сказка в гости к нам пришла"...
Проект "Сказка в гости к нам пришла"
Презентация краткосрочного творческого проекта "Сказка в гости к нам пришла"...
Презентация проекта "Сказка в гости к нам пришла"
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного чело...
Проект "Сказка в гости к нам пришла!"
Формирование у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности ....
Проект «Сказка в гости к нам пришла»
ПРОЕКТ «Сказка в гости к нам пришла»Цель: Создать условия для активной речевой и творческой деятельности детей, способствуя сотворчеству взрослых и детей, направленных на повышение интереса к народным...
Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли»
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, з...
«Разработка практико-ориентированного проекта в рамках образовательного процесса»• Тема проекта: Сказка в гости к нам пришла...
Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские пси...