Перспективное планирование по моральному воспитанию младшая группа
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Юрченко Светлана Валентиновна

Формирование нравственных основ - важное условие всестороннего развития личности ребенка. Воспитать нравственные ценности - это задача, которая стоит перед педагогом и семьей, и которые в последствии станут жизненной позицией человека. Картотека бесед по моральному воспитанию поможет воспитателям спланировать свою работу на протяжении года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

Моральное воспитание

Младшая группа

Дата

Формы работы

Цель

Сентябрь

1. Беседа «Не бери игрушки без разрешения»

Формировать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

2. Беседа: «Как играться игрушками»

Формировать дружелюбное отношение к другим, воспитывать умение делиться игрушками, играть дружно.

Октябрь

1. Беседа: «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»

Формировать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, воспитывать умение делиться игрушками.

2. Беседа: «Играться необходимо по очереди»

Учить детей принимать в свою игру других, проявлять дружелюбие в игре.

Ноябрь

1. Беседа: «Друзьям надо помогать»

Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, оказывать посильную помощь, формировать стремление прийти на помощь другому.

2. Беседа: «Как играться в группе»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время игр в группе.

Декабрь

1. Чтение В. Осеевой «Кто наказал его?»

Учить детей быть вежливыми и сдержанными по отношению к окружающим людям.

2. Беседа: «Волшебные слова – наши верные друзья»

Вызвать желание использовать в своей речи добрые и вежливые обращения, укреплять дружеские отношения в группе.

Январь

1. «Наши хорошие поступки». Чтение В. Осеевой «На катке»

Учить детей сопереживать другим, отвечать за свои поступки.

2. Беседа «Бережное отношение к игрушкам»

Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Февраль

1. Беседа: «Каждой вещи – свое место»

Воспитывать желание соблюдать порядок, формировать бережное отношение к игрушкам

2. Инсценировка «Весело или грустно»

Продолжать формировать дружелюбное отношение друг к другу, воспитывать умение делиться игрушками.

Март

1. Беседа: «Мы мамины помощники»

Воспитывать желание заботиться о близких людях, побуждать и проявлять желание помогать старшим.

2. Беседа: «Уважительное отношение к книгам»

Формировать бережное отношение к книгам, закрепить правила обращения с книгами.

Апрель

1. Беседа: «Стоит ли говорить правду?»

Формировать умение отвечать за свои поступки

2. Беседа: «Внимание и уважение к старшим»

Учить детей с уважением относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Май

1. Беседа: «Отношение к животным». Чтение Осеевой «Плохо»

Воспитывать желание заботиться о братьях наших меньших, вставать на защиту беспомощным и слабым.

2. Рассматривание иллюстраций «Хорошие и плохие поступки»

Способствовать усвоению детьми нравственных норм, давать оценку поступкам.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Сентябрь

  1. Беседа «Не бери игрушки без разрешения»

Воспитатель разыгрывает ситуацию:

«Матрешка играется петушком, поет песенку. Петрушка подбегает и вырывает у Матрешки петушка. Матрешка плачет, а Петрушка весело играется петушком»

Воспитатель спрашивает:

  • Почему Матрешка плачет?
  • Как надо было поступить Петрушке?
  • Помогите ему исправить ошибку.
  • Запомни, Петрушка, и вы, дети, «не бери игрушку без разрешения другого»

  1. Беседа: «Как играться игрушками»

Воспитатель использует фланелеграф, демонстрирует ситуацию:

«Пришли утром в группу Вова и Витя. И сразу побежали играться с кубиками. Они очень любили строить домики, мосты. Каждый из них взял себе несколько кубиков. Но у Вовы не хватило одного кубика. Начавшаяся весело игра, закончилась, потому что Вова забрал кубик у Вити и закончил свое строение. Витя заплакал»

  • Почему Витя заплакал?
  • Кто научит Вову правильно просить игрушки?
  • Что ему скажет Витя?
  • Какое правило забыл Витя?
  • Что необходимо сделать Вове, чтобы Витя никогда не обижался на него?
  • Старайся в своих играх поступать так, как говорит правило: «Не бери игрушки без разрешения»

Октябрь

  1. Беседа: «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»

Воспитатель предлагает всем детям посмотреть, какие домики умеют делать Вова и Витя. У Вити много кубиков, у Вовы мало. Вове не хватило кубиков.

  • Дети, что необходимо сделать Вове?
  • Что ему ответит Витя?
  • Правильно ли ответил Витя: «Возьми, Вова, вот эти кубики. У меня их много»
  • Не забывайте очень хорошее правило: «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»

  1. Беседа: «Играться необходимо по очереди»

Воспитатель использует картину, на которой: одна девочка сидит на качели, другая ее раскачивает. Рядом стоит мальчик.

Рассказ воспитателя. Дети увидели качели. Всем захотелось на них покататься. Первой села Таня, а Валя начала ее раскачивать. Подошел Вова, он тоже хочет покататься.

  • Что будет дальше?
  • Как бы ты поступил, если бы был среди детей?

Ноябрь

1. Беседа: «Друзьям надо помогать»

Воспитатель может использовать картинку и рассказ.

«Машенька пошла в лес за грибами. Она начала их собирать, да так увлеклась, что не заметила, как наступил вечер. Увидев, что темнеет, Машенька вышла на тропинку и, торопясь, уронила корзинку с грибами. Грибы рассыпались по дорожке. Навстречу из леса вышел мальчик, тоже с корзинкой грибов. Он увидел, что девочка рассыпала грибы»

  • Что будет делать мальчик?
  • Как бы ты поступил, если бы был на месте мальчика?
  • Как надо поступать в таких ситуациях?

  1. Беседа: «Как играться в группе»

Когда дети шумно играют, воспитатель берет игрушечного зайчика и просит всех послушать:

Зайчик говорит: «Дети! Наша мама-зайчиха учит нас, зайчиков, что играть нужно тихо, шум мешает другим. А почему вы так кричите?»

Воспитатель знакомит детей с правилом: «Играть надо тихо». Объясняет, почему необходимо играть тихо. Через некоторое время воспитатель создает ситуацию «кукла хочет спать», в которой закрепляет знакомое правило. Для этого куклу кладут в кровать, а когда кто-то начинает шуметь, к нему подходят и говорят, что куколка говорит: «Я не могу уснуть, дети разговаривают очень громко…» Потом воспитатель переходит на шепот: «Какое вы забыли правило, как нужно разговаривать во время игры?» Дети вспоминают. Воспитатель просит: «Пожалуйста, не забывайте!»

Декабрь

  1. Чтение В. Осеевой «Кто наказал его?»

После чтения проводиться беседа:

  • Почему заплакал мальчик?
  • Правильно ли вел себя мальчик?
  • Как необходимо вести себя по отношению к другим?
  • А теперь давайте вы расскажите, как вы вели себя сегодня.

  1. Беседа: «Волшебные слова – наши верные друзья»

Дети сидят на стульчиках напротив игрового уголка. Воспитатель обращается к детям:

«Дети вы хотите поиграть с игрушками? Посмотрите на игрушки, подумайте, с какой игрушкой вы бы хотели поиграть, но игрушки в руки не берите. Пусть это будет ваша тайна. Я попытаюсь отгадать эту тайну отгадать. Сейчас раздам вам игрушки, а вы сидите тихонько и молчите, не выдавайте свою тайну!

  • Оля, какую я дала тебе игрушку?
  • А с какой игрушкой ты хотела поиграть?
  • У кого она оказалась? Не отгадала я твою тайну. Что тебе нужно сделать, чтобы эта игрушка оказалась у тебя? Иди, Оля, попроси ее у Васи. Молодец, Оля. Ты попросила вежливо, ласково посмотрела на Васю, когда просила, сказала спасибо. Вася тоже поступил правильно, он поделился игрушкой с девочкой. Чью тайну я не отгадала? Ну ничего, вы попросите нужную вам игрушку у товарища так, как это сделала Оля і Вася, і поиграете с ней.
  • Дети, никто не обиделся? Все довольны? Вы сейчас говорили друг другу волшебные слова. Ви делали правильно. Делитесь игрушками и у нас в группе никто не будет плакать от обиды. Не забывайте правило: «Не бери игрушки без разрешения»

Январь

  1. «Наши хорошие поступки». Чтение В. Осеевой «На катке»

К детям в гости приходит кукла Таня, ее встречают приветливо, предлагают присесть. После этого воспитатель говорит:

  • Кукла Таня знает, как вы умеете умываться, аккуратно кушать. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы делать хорошие поступки. Что же мы расскажем Тане?

Воспитатель может рассказать про хорошие поступки, которые дети делали сегодня.

  • Кукле понравилось, что дети такие воспитанные, она просит научить ее поступать так же и показать ей, что необходимо делать:
  • если кто-то пришел к нам в гости? (сказать: «Здравствуйте!», принести стульчик и сказать: «Присаживайтесь, пожалуйста!»)
  • если надо пройти, а на пути кто-то стоит? (сказать: «Пропустите, пожалуйста», «Можно пройти?»)
  • А сейчас давайте подумаем, какие хорошие поступки можно делать, чтобы порадовать своих близких и знакомых?

  1. Беседа «Бережное отношение к игрушкам»

Воспитатель рассказывает детям, что все, что есть в детском саду – игрушки, книжки, посуда, мебель – твое, мое, наше. Оно общее, принадлежит нам всем. Все это надо беречь, иначе не будет чем играться, а в группе станет неуютно и некрасиво.

Вот пришел в гости к детям смешной клоун, расспрашивает их, с чем они игрались, рассказывает веселые истории про игрушки и ненароком вспоминает: что видел, как Марина обидела куклу Катю, разорвала ей красивое платье; как Валера плохо обходился с машинкой – тянул ее по земле колесами вверх (так настоящий водитель не делает!); как Кирилл все, чем игрался, оставил на полу, а не положил на свои места.

  • Если так вести себя с игрушками, то они обидятся и уйдут, а детям не будет чем играться, - говорит клоун. Хорошо, что в нашей группе все дети бережно относятся к игрушкам и всегда убирают их на свои места. И Марина, и Валера, и Кирилл теперь тоже будут аккуратными и бережными.

Февраль

  1. Беседа: «Каждой вещи – свое место»

Воспитатель рассказывает, что вещи (одежда, игрушки и др.) необходимо класть на свои места, не только для того, чтобы они не пачкались и не мялись, а еще и для того, чтобы быстро их найти.

  • Посмотрите, как красиво у нас в группе. Повсюду чисто. Все вещи, игрушки лежат на своих местах, и мы можем быстро найти любой предмет. Если мне нужна будет книжка, где я ее найду?
  • А если мне нужна будет настольная игра, где я ее возьму?
  • Юра, принеси мне, пожалуйста, карандаши. Почему ты их так быстро нашел?
  • Правильно, вы быстро находите вещи, потому что они лежат на своих местах. Сегодня вы сами убедились, что хорошо, когда все предметы имеют свое место, и не будете забывать убирать за собой игрушки, одежду, книги, настольные игры. Тогда у нас в группе всегда будет порядок и мы не будем тратить время на то, чтобы найти необходимый предмет или вещь.

  1. Инсценировка «Весело или грустно»

Воспитатель может использовать фланелеграф или кукол.

Рассказ воспитателя:

«Девочки игрались на коврике в «дочки-матери». Всем было весело. Как вдруг неожиданно Таня схватила куклу и закричала, что никому ее не отдаст. Девочки ответили: «Ну и не надо». Таня начала забирать все игрушки и, наконец, забрала все. Подружки ушли от нее»

  • Как вы думаете, весело играться теперь Тане?
  • Правильно ли сделала Таня?
  • Как нужно играться?

Март

  1. Беседа «Мы мамины помощники»

Воспитатель проводит беседу и спрашивает:

  • Дети, а вы часто помогаете мамам дома?
  • Сейчас я вам прочитаю стихотворение С. Капутикяна «Мамины помощники», а вы внимательно послушайте.
  • А давайте теперь каждый из вас расскажет, как вы помогаете своим мамочкам и бабушкам.

  1. Беседа: «Уважительное отношение к книгам»

Воспитатель рассказывает, что в книжках можно встретить интересные истории, сказки, веселые стихотворения. Ученики учатся по книжкам. Это они, наши друзья – делают нас умными и взрослыми. Благодаря книжкам мы узнаем про жизнь людей. Книжки нам рассказывают про природу и животных. Книжки нас учат и развлекают.

Если книжку разорвать или загрязнить, то прочитать ее будет невозможно, и тогда она ничего не сможет рассказать.

Воспитатель показывает и объясняет, как нужно пользоваться книжкой: переворачивать с правого уголка, не слюнявить пальцы, не мять странички, не загибать уголочки.

В таком случае, она рвется, быстро становится старой и не красивой. Так делают только не аккуратные дети.

Воспитатель может прочитать стих С. Я. Маршака «Мишка-грязнуля» и спросить: «Разве вы хотите, чтобы наши книжки были такими?»

  • Если хочешь посмотреть книжку, проверь руки: чистые ли они?
  • Книжку нужно смотреть в специально отведенном месте, за столом, а не на ковре или игровом уголке.
  • Нельзя рисовать на книжках, мять их или резать.

Апрель

  1. Беседа: «Стоит ли говорить правду?»

Воспитатель использует рассказ про девочку Юлю:

«Девочка играла с котенком возле клумбы с цветами. Она так заигралась, что не заметила, как нечаянно растоптала любимый мамин цветок. Она знала, что мама очень расстроится, когда узнает. Когда мама увидела, что цветок сломан, она спросила у Юли: «Кто поломал цветок?» Юля ответила: «Это не я, это, наверное, котенок Пушистик поломал». «Ну если этот котенок такой непослушный, - сказала мама, - то придётся его прогнать». Юля заплакала, ей стало жаль котенка. А мама спросила: «Юля, почему ты плачешь?» И Юля рассказала маме, что это она растоптала цветок, не специально, а случайно. Мама обняла Юлю и сказала, что ничего страшного, цветок посадят новый. А она молодец, что не побоялась и сказала правду, хоть и не сразу!»

  • Почему Юля сразу не сказала правду?
  • Правильно ли сделала Юля, что рассказала правду маме?
  • Чтобы случилось, если бы Юля не сказала правду?
  • Как вы думаете, стоит ли говорить правду?

  1. Беседа: «Внимание и уважение к старшим»

Воспитатель рассказывает, что необходимо помогать не только друг другу, но и старшим. Приводит пример:

  • «Витя и Наташа смотрели телевизор. В комнату вошла бабушка. Витя быстро встал и предложил бабушке мягкое кресло. Бабушка ласково улыбнулась и поцеловала его»
  • За что бабушка поцеловала внука?
  • «Няня несла обед из кухни: в одной руке хлеб, в другой – ведро. Перед дверью остановилась - не может открыть двери. Дети так увлеклись игрой, что не заметили этого. Только Юля подбежала на помощь няне. «Огромное тебе спасибо», - сказала няня»
  • За что поблагодарила няня Юлю?

Май

  1. Беседа: «Отношение к животным». Чтение Осеевой «Плохо»

После чтения проводиться беседа:

  • Почему женщина сказала мальчикам: «Как вам не стыдно!»
  • Правильно ли сделали мальчики? Почему?
  • Что необходимо было сделать мальчикам?

Во время беседы воспитатель прививает любовь к животным, приучает защищать слабых животных от сильных, не оставаться равнодушными, ухаживать за животными.

  1. «Хорошие и плохие поступки» (Рассматривание иллюстраций)

С помощью иллюстраций, воспитатель закрепляет, как нужно относиться к игрушкам, книжкам, друг другу, к животным. Приучает, что нельзя оставаться равнодушным, когда кто-то попадает в беду или делает что-то плохое. В такой ситуации необходимо сказать, как правильно поступить в такой ситуации. Не нужно забывать, что мальчики должны защищать девочек и слабых, а не обижать их. Нельзя смеяться, когда кому-то плохо, (нужно пожалеть, дать игрушку, разрядить ситуацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Перспективное планирование  в первой младшей группе...

Перспективное планирование во второй младшей группе. Тема недели: "Наша группа".

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема " Наша группа"....

Перспективное планирование музыкального воспитания. Средняя группа.

Цель:  Продолжать развивать интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать да...

Перспективное планирование музыкального воспитания. Старшая группа.

Цель:  Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыко...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...