Разработка перспективного плана во второй младшей группе детского сада Тема: « Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижегородский институт дополнительного образования
( ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО»
Разработка перспективного плана
во второй младшей группе детского сада
Тема: « Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников»
Выполнила
Иванова Е. Л.,
воспитатель МБДОУ
д/сад № 5 «Теремок»
Борского района
2015
Перспективный план работы
«Формирование целостной картины мира и ознакомление с социальной действительностью младших дошкольников»
Основные задачи перспективного плана:
- Расширить круг представлений детей об окружающем мире и социальной действительности: деятельности людей, предметах, явлениях.
- Сообщая детям знания, воспитывать в них нравственные качества – любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории.
- Развивать чувство уважения к людям труда и, прежде всего к тем, кто заботится о детях в детском саду.
- Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда-то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.
1 квартал.
Задачи:
- Создание комфортных условий в адаптационный период для каждого ребёнка.
- Формирование элементарных представлений о нормах человеческого общения
- Развитие знаний о названиях основных цветов и формы предметов.
- Формирование элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Раздел | Содержание работы | Интеграция с образовательными областями | Дидактический материал |
1.Дети, сверст- ники, семья
| Знакомство воспитателя с детьми, детей друг с другом в беседах, играх. НОД: «Игрушки»; «Мои друзья в детском саду»; «Загадки и потешки». С | Музыка: Прослушивание песен Шаинского «О дружбе». Развитие речи: дидактические игры и упражнения, беседы, считалки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризный момент. | Чтение цикла стихов А. Барто «Игрушки». О.Князева «Развитие социальной компетенции детей – игры и упражнения». |
2.Д/Сад | Знакомство детей с помещениями группы: раздевалка, групповая комната, умывальная, спальня. НОД: «Чтение стихотворения «Катя в яслях». Александровой; Развлечение: «В гости к игрушкам». | Художественное творчество: «Раскрась одежду», «Укрась коврик, салфетку, шарфик для куклы». Развитие речи: игры и упражнения. | Словесные игры: «Кто в домике живёт?», «Как тебя зовут», «Ау». Набор спокойных мелодий для игр на ковре.. |
3.Пред- метный мир | Рассматривание предметов группы: мебель, игрушки. НОД: «Знакомство с обобщающим понятием «Игрушки»; «Одежда»;«Обувь. Головные уборы». | Развлечения: ФМП «Три медведя»; развитие речи - «В гостях у хозяюшки». | Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?».Сборник дидакт. игр под ред. Н.В. Алёшиной. |
4.Труд взрос- лых людей | Показать в доступной форме, что в каждой вещи заложен труд людей разных профессий. Знакомство с няней, трудом няни, беседы о её работе. | Наблюдение за работой помощника воспитателя, орудиями труда. Физическое развитие: Подвижная игра «Сделай, как я, и покажи, как я!» | Посильное выполнение трудовых поручений. Наборы для труда в природе. |
5.Родной Город | Утренние беседы о родном доме, родном городе, Дне города. | Художественное творчество: Коллективная работа «Украсим улицу воздушными шарами». Физкультура: Подвижные игры «Шофёры», «Красный, жёлтый, зелёный». | Чтение стихов А. Барто !Грузовик», «Самолёт». Наблюдение за близ- лежащими домами во время прогулки. Конструктивные игры с крупным и мелким строительным материалом. |
2. квартал.
Задачи:
- Закреплять знания имён родных, кто кем кому доводится (бабушка - мама моей мамы и т.п.)
- Продолжать закреплять названия помещений в группе, их назначение, развивать ориентировку на территории детского сада.
- Расширять представления о предметах быта. Знакомить с названиями материалов, их качествами. Знакомить с культурой русского народа, предметами народно-прикладного искусства.
- Знакомить детей с трудом сотрудников Д/С.
- Познакомить с названием улицы, на которой находится д/с
Раздел | Содержание работы | Интеграция с образовательными областями | Литературный и дидактический материал |
1.Дети, сверст- ники, семья | Беседы о младших (старших) братьях и сёстрах, рассматривание фотографий членов семьи. НОД: «Тело человека – наши руки»; «Наши зимние развлечения»; «Я и мой папа».Новогодний утренник. Развлечение «Папин праздник». | Коммуникативные и пальчиковые игры: Музыка: Разучивание стихов и песен к новогоднему утреннику и тематическому занятию «23 февраля». | Чтение стихов и рассказов А. Барто, К.Чуковского, Т. Аполоник, А.Воронковой Чтение рассказа Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». С/р игры «Дочки-матери», «Семья». |
2.Д/Сад | Рассматривание участка, экскурсии по территории д/с. Труд: Протирать столы и стулья в групповой комнате, ухаживать за живыми объектами природы. НОД: «Рассказывание из личного опыта на тему «Мы гуляем». | Художественное творчество: Использование в изодея -тельности различных бросовых и природных материалов. Эксперементирование: простые опыты со снегом, сосульками, водой. | Чтение стихотворения М. Ивенина о детях в д/с «Кто поможет?» Оборудование для проведения опытов. |
3.Пред- метный мир | Закрепление обобщающих понятий «мебель», «игрушки», «одежда, обувь, головные уборы» в повседневной жизни. НОД: «Знакомство с обобщающим понятием «Посуда». | Художественное творчество: раскрашивание трафаретов посуды, лепка посуды. | Дидактические игры: «Что изменилось?», «Лото», «Матрёшки». |
4.Труд взрос- лых людей | Беседы: «Как помочь няне?», «Чистота- залог здоровья». Занятия: «Целевое посещение кухни»; «Знакомство с трудом медсестры». | Физическое развитие: использование тематических дин./ пауз, физкультминуток. Широкое использование муз. произведений для оформления НОД. | Трудовые поручения, посильная помощь помощнику воспитателя. Экскурсия в медицинский кабинет. |
5.Родной город | Беседы с детьми о названиях улиц, на которых они живут, об улице, на которой находит- ся д/с. НОД: «Транспорт»; «Составление рассказа по предметной картинке». | Рассматривание территорий возле близлежащих домов на прогулке |
3. квартал.
Задачи:
1. Побуждать детей интересоваться занятиями бабушек и дедушек, воспитывать уважение к старшему поколению. Продолжать воспитывать умение общаться со сверстниками и окружающими взрослыми людьми. Развивать коммуникативные качества, психологическую устойчивость.
2.Продолжать закреплять названия помещений в группе, их назначение, развивать ориентировку на территории детского сада. 3. Продолжать расширять кругозор детей, закреплять имеющиеся навыки обследования предметов, развивать психические процессы.
4. Продолжать формирование элементарных представлений о явлениях общественной жизни, народных и государственных праздниках.
Раздел | Содержание работы | Интеграция с образовательными областями | Литературный и дидактический материал |
1.Дети и сверст- ники.
| Беседы о дедушках и бабушках, как мы им помогаем. НОД: «Вместе дружная семья»; «Вот какая мама – золотая прямо!». Развлечение: «Праздник красивых платьиц и рубашек». Утренник «Мамин праздник». | Музыка: разучивание стихов, песен о маме, бабушке. Просмотр концертов детей старших групп. Художественное творчество: аппликация «Цветок для бабушки и мамы». | Чтение стих-я Л. Квитко «Бабушкины руки», рассматривание фотографий, которые дети принесли из дома. |
2.Д/Сад | Посещения участков подг. и ст. групп, работы на участке- уборка снега. Беседы о бережном отношении ко всему, что находится в групповой комнате | Наблюдения за трудом детей старших групп на участках д/с. Экскурсии по помещениям д/с, беседы с сотрудниками и детьми из других групп. | Метод. пособие: «Приобщение к труду». Словесные игры: «Кто в домике живёт?», «Как тебя зовут», «Ау». Набор спокойных мелодий для игр на ковре. |
3.Пред- метный мир | Рассматривание предметов. Закрепление обобщающих понятий: «Посуда», «Транспорт». | Физическое развитие: использование тематических физминуток муз. произведений для оформления НОД. | Настольно – дидактические игры по данной теме. Сюжетно – ролевые игры, ситуативные, хороводные игры. |
4.Труд взрос- лых людей | Целевая прогулка по близлежащей улице: что нового появилось – стройка, магазин и т.п. целевое наблюдение за работой водителя, работой светофора. Продолжать наблюдения за работой медсестры, повара, няни, воспитателя, дворника. | Художественное творчество: закрепление полученных знаний в изодеятельности. Лепка:«Испечём прянички», Рисование: «Чистые дорожки», аппликация: «Цыплятки в зелёной травке». | Рассматривание сюжетных картин «На дороге», с последующим обсуждением Рассматривание картин «Труд взрослых». Дид. игры: «Что кому нужно?», «Красный, жёлтый, зелёный». Сюжетные игры.
|
5.Родной Город | Целевая прогулка по близлежащей улице. Как и почему празднично украшен город? Тематические НОД: «Дорого яичко ко Христову дню»; «День Победы 9 мая». | НОД: «Лети, ракета, в космос» - комплексное. Игры – путешествия: «Поездка на автобусе»; «Вот поезд наш едет…» (физкультура). | Рассказы воспитателя о ВОВ и Дне Победы. Чтение стих-я Е.Карасёвой Широкое использование патриотических песен, мелодий в аудиозаписи. «В садике- садочке». |
4. квартал
Цель:
Закрепление ранее полученных знаний, навыков, умений.
Раздел | Содержание работы | Интеграция с образовательными областями | Литературный и дидактический материал |
1.Дети и сверст- ники.
| Беседы с детьми о семье, домочадцах, домашних животных. Беседы о самообслуживании, о том, что дети делают дома и в д/с самостоятельно. Развлечение: «Наши добрые дела». | Музыка: слушание в аудиозаписи и CD - сказок, детских художественных произве- дений, песен о лете, дружбе, взаимопомощи. Физическое развитие: Оздоровительно - закалив. мероприятия. | Взаимопомощь детей друг другу, чтение произведений К.Чуков ского, А. Барто, С. Мар шака, Я.Хармса. Сюжетно – ролевые игры, ситуативные, хороводные игры. |
2.Д/Сад | Целевые прогулки по территории д/с, наблюдения за результатами труда в огороде и цветнике старших дошкольников и взрослых. | Физическое развитие: игровые и ритмические упражнения, подвижные игры, двигательная активность. | Посильный труд на территории Д/С, рыхление, полив поса- док, комнатных растений. |
3.Пред- метный мир | Закрепление уже полученных знаний об окружающем, предметном мире и социальной действительности в играх, самостоятельной и совместной деятельности детей. | Эксперементирование: игры, опыты с водой, песком, природными материалами. Использование в изодея -тельности различных бросовых и природных материалов. | Использование дидактических игр, направленных на развитие знаний формы, цвета, величины. Чтение рассказов К.Чуковского, А. Барто, С.Маршака, Я.Хармса, Чарушина. |
4.Труд взрос- лых | Целевые прогулки по близлежащим улицам. Беседы по вопросам: - Что нового появилось, кто построил, почему? Беседы о знакомых профессиях, с которыми дети познакомились в течение года. | Наблюдение за работой сотрудников д/с. Изодеятельность: работа с различными материалами. Музыка: Слушание песен и коротких рассказов «Профессии взрослых людей» | Организация детского труда в цветнике, на огороде, участке группы. Наборы для труда в природе, в уголке природы. Дидактические игры «Собери картинку»; «Кому что нужно?»; «Чьё орудие труда». |
5.Родной город | Воспитывать интерес к родному городу, стране, закреплять знание домашнего адреса. Игры со строительным материалом –строительство улиц города, дорог, мостов.
| Художественное творчество: с использование раз- личных изоматери- алов. Физическое развитие: использование тематических физминуток муз. произведений для оформления НОД. | Рассматривание иллюстра- ций с видами родного города. Закрепление знаний о городе Бор. |
Литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Младшая группа.- М.: ЦГЛ. 2003.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М.: Просвещение, 1992.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя детского сада. -2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1991. .
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М: Линка -Пресс, 2009...
- Дыбина О.В. Что было до…: Игры –путешествия в прошлое предметов.- М.; ТЦ «Сфера», 1999.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.).- М. :ТЦ «Сфера, 2005.
- О.А.Скоролупова, Л.В.Логинова Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Г...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Формирование целостной картины мира» :Познание. Тема: « Урок вежливости» вторая младшая группа
28 октября План-конспект непосре...
Формирование целостной картины мира через ознакомление дошкольников с природой.
В статье описываются методы и приёмы работы с дошкольниками при ознакомлении с миром живой и неживой природы....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: &l...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: Формирование целостной картины мира «В гости к Матрешке»
КонспектНепосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группеТема: Формирование целостной картины мира«В гости к Матрешке»...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и экологической культуры детей младшей группы « Мы сажаем цветы»
Цель: воспитывать в детях чувства прекрасного. Познакомить детей с приёмами посадки цветов. Учить последовательности во время посадки семян....
НОД по формированию целостной картины мира и развития речи В младшей группе « Путешествие в деревню к бабушке»
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му.....