Проект: "Куклы наших прабабушек"
проект (старшая группа)
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления кукол , а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении русских народных традиций. Однако имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей.
Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly_nashih_prababushek.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:
«Куклы наших прабабушек»
Старшая группа
Воспитатель: Тарасова Татьяна Николаевна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
Наименование проекта | «Куклы наших прабабушек»» |
Актуальность проекта | Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления кукол , а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении русских народных традиций. Однако имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы. |
Участники проекта | Дети старшей группы, педагоги, родители. |
Цель проекта | Формирование у детей старшей группы первичных представлений о народной игрушке кукле - обереге через ознакомление с традициями русского народа, её роли в повседневной жизни наших предков. |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: - формировать знания о национальном жилище - изба, музыкальных инструментах, орнаменте, русских народных играх; - знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием русского народного фольклора; - познакомить с историей возникновения русской народной куклы и с их основным предназначением. Развивающие: - развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников; - повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами: зипун, порты, кафтан, косоворотка, кожух, понева, душегрея, кушак, ухват, амбар, гумно, лучина, хлев, кочедыг, гусли, свирель, оберег, мотанка и др.; - развивать интерес к изготовлению куклы, навыки работы с различными материалами; - закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Воспитательные: -воспитывать интерес к творчеству; -воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа; -воспитание духовно - нравственных качеств у детей; -воспитывать бережное отношение к игрушкам; -способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств. |
Для педагогов: - подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме ( рассказы, загадки, стихи и др); - подготовить практический и дидактический материал по теме; - составить план проекта «Куклы наших прабабушек»; - подготовить консультацию для родителей: «Куклы обереги»; - подготовить консультацию для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»; - подготовить консультацию для педагогов: «Тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - подобрать видео, аудио по теме. | |
Для родителей: - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно -развивающей среды); - активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности. | |
Сроки реализации | Краткосрочный-8 дней |
Тип проекта | Информационно - творческий |
Продукт проекта |
3. Картотека стихотворений про народную куклу 4. Картотека сказок про народную куклу 5. Альбом «Славянские куклы -обереги» 6. Альбом «Народные праздники» 7.Презентация: «Кто в куклы не играл, тот детства не видал» |
Особенности проекта | Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребёнок выступает заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта. |
Условия реализации проекта | Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, фломастеры, раскраски по теме, ткань, нитки, ножницы, тесьма Финансовое оснащение: не потребовалось Кадровое: дети старшей группы № 1-24 человека, два педагога, родители воспитанников Информационные: 1. Журнал «Сибирячок» № 6 -2011г. 2. О.Л. Князева, М. Д. Маханева Программа. Учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт - Петербург Издательство «Детство - Пресс» 2010 ББК 74.100.5 К 54 3.Н.В.Шайдурова Учебно-методическое пособие. «Традиционная тряпичная кукла». Санкт - Петербург Издательство «Детство -Пресс»2015г. 4.Интернет – ресурсы: - https://www.skazka.ru/written/tkirushatova/ - https://yandex.ru/video/preview/240144317669556064 - https://vk.com/wall-89693779_6333 - https://vk.com/wall-89693779_6333 - https://savevideohd.ru/watch/5rIZjo6vsnY |
Планируемые результаты | Дети познакомятся с культурой, традициями и обычаями русского народа, узнают историю и назначение кукол - оберегов, научаться изготавливать простых кукол и использовать в игре (кувадки, птицы радость, пеленашки,); - Словарь детей пополниться таким терминами как: зипун, порты, кафтан, косоворотка, кожух, понева, душегрея, кушак, ухват, амбар, гумно, лучина, хлев, кочедыг, гусли, свирель, оберег, мотанка и др.; - В ходе проектной деятельности дети научаться самостоятельно действовать, добывать нужную информацию; - Дети приобретут опыт публичного выступления при защите результатов продуктов проекта. |
Основной этап.
Период | Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Понедельник |
2.Рассматривание иллюстраций с изображением разных русских старинных домов, украшения на избах (деревянная резьба), внутреннее убранство избы, предметы быта. 3.Слушанье рассказа К.Д.Ушинского:«Как рубашка в поле выросла» 4.Конструирование из бумаги: «Изба» 5.Лепка «Посуда» 6.Сюжетно - ролевая игра «Дочки - матери» 7.Пальчиковая гимнастика: «Не плачь куколка моя» | 1.Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций» 2.Рекомендовать для чтения с детьми русские народные сказки, пословицы, поговорки. 3. Просмотр дома познавательных фильмов по теме. | 1. Беседа с детьми: «Как жили люди на Руси». Знакомство детей с национальным русским жилищем» 2. Приготовить иллюстрации по теме: (изба, русские народные музыкальные инструменты, русская народная одежда, национальные орнаменты, куклы - обереги и др.) 3. Собрать картотеку русских народных сказок и сказок про кукол -оберегов, пословиц, поговорок, закличек и др. 4. Чтение детям рассказа К.Д.Ушинского:«Как рубашка в поле выросла» 5.Конструирование совместно с детьми: «Изба» 6. Создать условия для сюжетно -ролевой игры «Дочки - матери» (приготовить атрибуты к игре) |
Вторник |
3.Игры детей в лото: «Найди такой же узор» 4.Настольная игра: «Сложи узор» 5. Раскрашивание детьми трафаретов одежды 6. Слушание рассказа «Анютка» (миниатюра) | 1.Консультация для родителей: «Куклы обереги» 2.Родителям предложить сделать альбом «Славянские куклы - обереги» | 1. Беседа с детьми: «Знакомство с русским народным костюмом, его особенностями» 2..Приготовить иллюстрации: «Русский народный костюм, раскраски и трафареты одежды с русскими народными узорами. 3.Изготовить лото: «Найди такой же узор» (по мотивам русских национальных узоров) 4. Изготовить настольную игру: «Сложи узор» 5. Чтение детям рассказа «Анютка» (миниатюра) |
Среда |
Рассматривание иллюстраций.
«К нам гости пришли, дорогие пришли»
| 1.Предложить родителям сделать дидактическую игру: «Одень куклу в национальный костюм» 2.Предложить сделать элементы русского костюма - кокошники, сшить для игр и развлечений фартуки по мотивам народных росписей. (хохлома, гжель) 3.Рекомендовать родителям нарисовать с детьми кукол в русских народных костюмах. | 1.Рассказ - беседа с рассматриванием иллюстраций «Русские народные праздники» 2. Приготовить материал, трафареты для аппликации. 3. Просмотр и прослушивание с детьми видео, аудио записи (русские народные песни, хороводы): «Во поле берёза стояла...», «Калинка - малинка моя», «Разрумяными блинами..» и др. 4.Создать условия для сюжетно -ролевой игры « К нам гости пришли, дорогие пришли» (приготовить атрибуты к игре) 5.Разучить с детьми пальчиковую гимнастику: «Бурёнушка» |
Четверг |
3. Рисование детьми по замыслу: (изба, куклы,национальная одеждаи др.) и презентация своих работ. 4. Слушание детьми стихотворений «Обереги» Э.Поповой. 5. Прослушивание пословиц. 6.Игра: «Ручеёк» |
3.Рекомендовать для чтения с детьми кукольные сказки Т.Кирюшатовой | 1.Беседа с детьми: «История тряпичной куклы», (история возникновения кукол, основные правила изготовления кукол). 2. Чтение детям стихотворений «Обереги» Э.Поповой. 3. Приготовить материал для детского творчества. 4.Чтение и обсуждение с детьми пословиц: одному страшно, а ораве всё нипочём; семья в куче—не страшна туча; чем больше рук, тем легче труд; и др. 5.Игра с детьми: «Ручеёк» |
Пятница | 1.Участие детей в беседе: «Куклы -обереги» (игровые) 2.Слушание сказки Т.Кирюшатовой «Стригушка» 3.Изготовление детьми куколки «птица радость» 4. Д.игра: «Найди такой же узор» 5. Хороводная игра: «Во поле берёза стояла» | 1.Рекомендовать родителям продолжать знакомить детей с куклами - оберегами при помощи чтения сказок Т.Кирюшатовой. | 1.Беседа - рассказ для детей: «Игровые куклы -обереги» (малышок-голышок, узелковая, зайчик на пальчик, девка - баба, бабочка и др.) 2.Чтение с детьми сказки Т.Кирюшатовой «Стригушка» 3.Приготовить материал для изготовления куколки «птица радость» 4. Игры с детьми (хороводные, настольно-дидактические) |
Понедельник |
|
|
Т. Кирюшатовой
4.Разучить с детьми пальчиковую гимнастику: «Кукла в гости собиралась» 5.Игры с детьми. |
Вторник | 1.Участие детей в беседе:«Обрядовые куклы» 2.Слушание сказки «Крупеничка» Н.Телешова 3.Прослушивание русских народных песен: «Уж как шла Коляда», «Валенки» 4. Игры детей с куклами. 5. Хороводная игра: «Галя по садочку ходила» 6.Участие детей в создании макета «Изба» | 1. Предложить родителям рассказать детям про домовых в славянской народной культуре. Вместе с детьми посмотреть мультфильм «Домовёнок Кузя» 2.Рекомендовать родителям почитать с детьми стихи о Родине. | 1.Беседа - рассказ для детей: «Обрядовые куклы» (Неразлучники, Коляда, Масленица, Крупеничка и др. ) 2.Чтение детям сказки: «Крупеничка» Н.Телешова 3.Приготовить аудио русских народных песен для прослушивание с детьми: «Уж как шла Коляда», «Валенки» 4.Создать условия для игр (атрибуты из уголка ряженья) 5.Приготовить материал для изготовления коллективного макета «Изба» 6. Игры с детьми |
Заключительный этап
https://www.youtube.com/watch?v=bW-M8f0eu5g
Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с народными игрушками и играми (Богородская игрушка, бирюльки, и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе «Игрушки наших прабабушек».
Познакомить детей с простой куклой закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки. И учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.Развивать творческие способ...
Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"
Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...
Картотека подвижных игр и забав (игры наших прабабушек и прадедушек)
Картотека подвижных игр и забав, в которые играли наши прабабушки и прадедушки....
Конспект занятия "Быт и одежда наших прабабушек"
Конспект открытого занятия по музейной педагогике...
Проект «Куклы наших прабабушек»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...
Куклы наших прабабушек
Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...
Занятие Игрушки наших прабабушек
Программное содержание (задачи НОД).1. Воспитывать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и бережное отношение к предметам старины ,вопитывать доброту, отзывчи...