Проект: "Куклы наших прабабушек"
проект (старшая группа)

Тарасова Татьяна Николаевна

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления кукол , а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении русских народных традиций. Однако имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей.

Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukly_nashih_prababushek.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:

«Куклы наших прабабушек»

Старшая группа

Воспитатель: Тарасова Татьяна Николаевна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

Наименование проекта

«Куклы наших прабабушек»»

Актуальность проекта

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления кукол , а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении русских народных традиций. Однако имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей.

Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель проекта

 Формирование у детей старшей группы первичных представлений о народной игрушке кукле - обереге через ознакомление  с традициями русского народа, её роли в повседневной жизни наших предков.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные: 

- формировать знания о национальном жилище  - изба,  музыкальных инструментах, орнаменте, русских народных играх;

- знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием русского народного фольклора;

- познакомить с историей возникновения русской народной куклы и с их основным предназначением.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;

- повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами: зипун, порты, кафтан, косоворотка, кожух, понева, душегрея, кушак, ухват, амбар, гумно, лучина, хлев, кочедыг,  гусли, свирель, оберег, мотанка и др.;

- развивать интерес к изготовлению куклы, навыки работы с различными  материалами;

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к творчеству;

-воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа;

-воспитание духовно - нравственных качеств у детей;

-воспитывать бережное отношение к игрушкам;

-способствовать  воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.

Для педагогов:

- подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме ( рассказы, загадки, стихи и др);

-  подготовить практический и дидактический материал по теме;

- составить план проекта «Куклы наших прабабушек»;

- подготовить консультацию для родителей: «Куклы обереги»;

- подготовить консультацию для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

- подготовить консультацию для педагогов: «Тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

- подобрать видео, аудио по теме.

Для родителей:

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно -развивающей среды);

- активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности.

Сроки реализации

Краткосрочный-8 дней

Тип проекта

Информационно - творческий

Продукт проекта

  1. Макет «Русская изба»
  2. Мини - музей «Куклы - обереги»

3. Картотека стихотворений про народную куклу

4. Картотека сказок про народную куклу

5. Альбом «Славянские куклы -обереги»

6. Альбом «Народные праздники»

7.Презентация: «Кто в куклы не играл, тот детства не видал»

Особенности проекта

Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребёнок выступает  заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта.

Условия реализации проекта

Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, фломастеры, раскраски по теме,  ткань, нитки, ножницы, тесьма

Финансовое оснащение: не потребовалось

Кадровое: дети старшей группы № 1-24 человека, два педагога, родители воспитанников

Информационные:  

1. Журнал «Сибирячок» № 6 -2011г.

2. О.Л. Князева, М. Д. Маханева Программа. Учебно-методическое пособие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт - Петербург Издательство «Детство - Пресс» 2010 ББК 74.100.5 К 54

3.Н.В.Шайдурова  Учебно-методическое пособие. «Традиционная тряпичная кукла». Санкт - Петербург Издательство «Детство -Пресс»2015г.

4.Интернет – ресурсы:

- https://www.skazka.ru/written/tkirushatova/

- https://yandex.ru/video/preview/240144317669556064

- https://vk.com/wall-89693779_6333

- https://vk.com/wall-89693779_6333

- https://savevideohd.ru/watch/5rIZjo6vsnY

- https://vk.com/wall-156646756_51

- https://stihi.ru/2013/11/29/5036

Планируемые результаты

Дети  познакомятся с культурой, традициями и обычаями русского народа, узнают историю и назначение кукол - оберегов, научаться изготавливать простых кукол и использовать в игре (кувадки, птицы радость, пеленашки,);

- Словарь детей пополниться таким терминами как: зипун, порты, кафтан, косоворотка, кожух, понева, душегрея, кушак, ухват, амбар, гумно, лучина, хлев, кочедыг,  гусли, свирель, оберег, мотанка  и др.;

- В ходе проектной деятельности дети научаться самостоятельно действовать, добывать нужную информацию;

- Дети приобретут опыт публичного выступления при защите результатов продуктов проекта.

Основной этап.

Период

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Понедельник

  1. Участие детей в беседе: «Как жили люди на Руси»

2.Рассматривание иллюстраций с изображением разных русских старинных домов, украшения на избах (деревянная резьба), внутреннее убранство избы, предметы быта.

3.Слушанье рассказа К.Д.Ушинского:«Как рубашка в поле выросла»

4.Конструирование из бумаги: «Изба»

5.Лепка «Посуда»

6.Сюжетно - ролевая игра «Дочки - матери»

7.Пальчиковая гимнастика: «Не плачь куколка моя»

1.Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»

2.Рекомендовать для чтения с детьми  русские народные сказки, пословицы, поговорки.

3. Просмотр дома  познавательных фильмов по теме.

1. Беседа с детьми: «Как жили люди на Руси». Знакомство детей с национальным русским  жилищем»

2. Приготовить иллюстрации по теме: (изба, русские народные музыкальные инструменты, русская народная  одежда,  национальные орнаменты, куклы - обереги и др.)

3. Собрать картотеку русских народных сказок и сказок про кукол -оберегов, пословиц, поговорок, закличек и др.

4. Чтение детям рассказа К.Д.Ушинского:«Как рубашка в поле выросла»

5.Конструирование совместно с детьми: «Изба»

6. Создать условия для  сюжетно -ролевой игры «Дочки - матери» (приготовить атрибуты к игре)

Вторник

  1. Участие детей в беседе: «Знакомство с русским народным костюмом национальными узорами, их особенностями»
  2. Рассматривание иллюстраций: «Русский народный костюм»

3.Игры детей в лото: «Найди такой же узор»

4.Настольная игра: «Сложи узор»

5. Раскрашивание детьми трафаретов одежды

6. Слушание рассказа «Анютка» (миниатюра)

1.Консультация для родителей: «Куклы обереги»

2.Родителям предложить сделать альбом «Славянские куклы - обереги»

1. Беседа с детьми: «Знакомство с  русским народным костюмом, его особенностями»

2..Приготовить иллюстрации: «Русский народный костюм, раскраски и трафареты одежды с русскими народными узорами.

3.Изготовить лото: «Найди такой же узор» (по мотивам русских национальных узоров)

4. Изготовить настольную игру: «Сложи узор»

5. Чтение  детям рассказа «Анютка» (миниатюра)

Среда

  1. Участие детей в беседе: «Русские народные праздники»

Рассматривание иллюстраций.

  1. Прослушивание русских народных песен, звучания русских народных инструментов.
  2. Аппликация «Русский народный костюм»
  3. Сюжетно -ролевая игра:

«К нам гости пришли, дорогие пришли»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Бурёнушка»

1.Предложить родителям сделать  дидактическую игру: «Одень куклу в национальный костюм»

2.Предложить сделать элементы русского костюма - кокошники, сшить для игр и развлечений фартуки по мотивам народных росписей. (хохлома, гжель)

3.Рекомендовать родителям нарисовать  с детьми кукол в русских народных костюмах.

1.Рассказ - беседа с рассматриванием иллюстраций «Русские народные праздники»

2. Приготовить  материал, трафареты для аппликации.

3. Просмотр и прослушивание  с детьми видео, аудио записи (русские народные песни, хороводы):

«Во поле берёза стояла...», «Калинка - малинка моя», «Разрумяными блинами..»

 и др.

4.Создать условия для  сюжетно -ролевой игры « К нам гости пришли, дорогие пришли» (приготовить атрибуты к игре)

5.Разучить с детьми пальчиковую гимнастику: «Бурёнушка»

Четверг

  1. Участие детей в беседе: «История тряпичной куклы», (история возникновения кукол, правила изготовления кукол)
  2. Рассматривание детьми альбома  «Славянские куклы -обереги»

3. Рисование детьми по замыслу: (изба, куклы,национальная одеждаи др.) и презентация своих работ.

4. Слушание детьми стихотворений «Обереги» Э.Поповой.

5. Прослушивание пословиц.

6.Игра: «Ручеёк»

  1. Предложить родителям  сделать дома вместе с детьми обережную куклу для создания коллекции  «Куклы - обереги»
  2. Выучить с детьми стихотворения про кукол «Малышок -голышок» Е.Благинина, Л.Рубальская «Фея», и др. (на выбор)

3.Рекомендовать для чтения с детьми  кукольные сказки Т.Кирюшатовой

1.Беседа с детьми: «История тряпичной куклы», (история возникновения кукол, основные правила изготовления кукол).

2. Чтение детям стихотворений «Обереги» Э.Поповой.

3. Приготовить материал для детского творчества.

4.Чтение и обсуждение с детьми  пословиц: одному страшно, а ораве всё нипочём; семья в куче—не страшна туча; чем больше рук, тем легче труд; и др.

5.Игра с детьми: «Ручеёк»

Пятница

1.Участие детей в беседе: «Куклы -обереги» (игровые)

2.Слушание сказки Т.Кирюшатовой «Стригушка»

3.Изготовление детьми куколки «птица радость»

4. Д.игра: «Найди такой же узор»

5. Хороводная игра: «Во поле берёза стояла»

1.Рекомендовать родителям продолжать знакомить детей с куклами - оберегами при помощи чтения сказок Т.Кирюшатовой.

1.Беседа - рассказ для детей: «Игровые куклы -обереги» (малышок-голышок, узелковая, зайчик на пальчик, девка - баба, бабочка и др.)

2.Чтение с детьми  сказки Т.Кирюшатовой «Стригушка»

3.Приготовить материал для изготовления куколки «птица радость»

4. Игры с детьми (хороводные, настольно-дидактические)

Понедельник

  1. Участие детей в беседе:«Обережные куклы»
  2. Слушание сказки Т.Кирюшатовой «Десятиручка»
  3. Ручной труд: «Мастерим куклу - кувадку»
  4. Пальчиковая гимнастика: «Кукла в гости собиралась»
  5. Подвижная игра: «Горелки»
  1. Предложить родителям  дома прослушать с детьми  русские народные песни, посмотреть мультфильмы по мотивам русских народных сказок.
  1. Беседа - рассказ для детей: «Обережные куклы» (Кувадка, Десятиручка, Кубышка -травница, Подорожница, Берегиня и др.)
  2. Чтение детям сказки «Кукла Десятиручка»

 Т. Кирюшатовой

  1. Приготовить материал для изготовления куклы - кувадки

4.Разучить с детьми пальчиковую гимнастику: «Кукла в гости собиралась»

5.Игры с детьми.

Вторник

1.Участие детей в беседе:«Обрядовые куклы»

2.Слушание сказки «Крупеничка» Н.Телешова

3.Прослушивание русских народных песен: «Уж как шла Коляда», «Валенки»

4. Игры детей с куклами.

5. Хороводная  игра: «Галя по садочку ходила»

6.Участие детей в создании макета «Изба»

1. Предложить родителям рассказать детям про домовых в славянской  народной культуре. Вместе с детьми посмотреть  мультфильм «Домовёнок Кузя»

2.Рекомендовать родителям почитать с детьми стихи о Родине.

1.Беседа - рассказ для детей: «Обрядовые  куклы»

(Неразлучники, Коляда, Масленица, Крупеничка и др. )

2.Чтение детям сказки: «Крупеничка» Н.Телешова

3.Приготовить аудио русских народных песен для прослушивание с детьми: «Уж как шла Коляда», «Валенки»

4.Создать условия для игр (атрибуты из уголка ряженья)

5.Приготовить материал для изготовления коллективного макета «Изба»

6. Игры с детьми

Заключительный этап

  1. Презентация: «Традиции и быт русского народа»
  2. Презентация детьми кукол изготовленных совместно с родителями.

https://www.youtube.com/watch?v=bW-M8f0eu5g

  1. Оформление мини - музея : «Куклы - обереги»

Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с народными игрушками и играми (Богородская игрушка, бирюльки, и др.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе «Игрушки наших прабабушек».

Познакомить детей с простой куклой  закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки. И учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.Развивать творческие способ...

Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"

Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...

Картотека подвижных игр и забав (игры наших прабабушек и прадедушек)

Картотека подвижных игр и забав, в которые играли наши  прабабушки и прадедушки....

Конспект занятия "Быт и одежда наших прабабушек"

Конспект открытого занятия по музейной педагогике...

Проект «Куклы наших прабабушек»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...

Куклы наших прабабушек

Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...

Занятие Игрушки наших прабабушек

Программное содержание (задачи НОД).1.     Воспитывать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и бережное отношение к предметам старины ,вопитывать доброту, отзывчи...