Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"
проект по окружающему миру на тему
Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 г. Павлово
Материалы на районный конкурс методических разработок по организации проектной деятельности детей «Культура. Дети. Творчество».
Творческий проект
«Куклы наших прабабушек».
Номинация «Художественное творчество. Культура. Дети».
Автор-разработчик:
Тигаева Ольга Владимировна
воспитатель высшей
квалификационной категории.
Участники проекта:
дети старшей группы, родители,
музыкальный руководитель.
Количество:18 чел.
Возраст: 5-6 лет.
Продолжительность проекта:
2 недели
2014г.
Структура педагогического проекта.
- Аналитико - прогностическое обоснование проекта.
Человек, утративший свои корни,
становится потерянным для общества.
И ничто так не способствует
формированию и развитию личности, её творческой
активности, как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока – Россинский.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Об этом писал М.Е.Салтыков - Щедрин «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.
Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается западная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с национальной культурой, национальными традициями связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.
Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и любить народное творчество. Поэтому мы поставили перед собой задачу – узнать историю русской народной куклы и ее назначение, назначение обереговых и обрядовых кукол.
2. Концепция проекта.
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание
русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из
игрушек – тряпичная кукла.
Образовательные задачи:
- Изучить народные традиции, связанные с историей русской
тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных
образов.
- Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных
умений, творчества и способности к преобразованию материалов
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, фантазию и наблюдательность.
- Развивать конструктивный праксис и пальцевую моторику.
- Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.
- Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми.
- Развивать способность управлять своим поведением и планировать действия.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народ - - Воспитывать любовь к русской народной игрушке - прикладному творчеству.
Гипотезы:
1.Игрушки хранят в себе много тайн.
2. Игрушки не рождаются сами: их создает человек.
Формы работы:
- внесение куклы в образовательную деятельность в режиме дня (игровая мотивация) с учетом гендерной принадлежности (создание целостного позитивного " образа Я "мальчика/девочки);
-использование куклы в музыкальной художественной деятельности;
- экскурсии: в краеведческий музей, в библиотеку, в ДТЮ;
- рассказывание историй; чтение художественной литературы;
- беседы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание иллюстраций и картинок; ручной труд ,работа с тканью и
нитками.
- непосредственная образовательная деятельность.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.
Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как:
– Социализация;
– Познание;
– Коммуникация;
– Чтение художественной литературы;
– Музыка;
– Художественное творчество;
– Труд.
3 . Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта | Задачи этапа | Проектные мероприятия | Временной отре зок испол нения | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
1.Этап: Подготовитель ный | Образовательные задачи: Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны. Развивающие задачи: Развивать желание создать куклу своими руками. Воспитательные задачи: Вызвать яркие положительные эмоции. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. | Проводит анкетирование родителей " Игрушки в жизни ребенка"и опрос детей "Моя любимая игрушка" Вносит в группу куклы: "Кувадку", "День и Ночь", "Пеленашку". Задает вопросы к детям: 1.Есть ли у вас дома такие куклы? 2.Хотели бы вы иметь таких кукол дома и в группе? 3.Зачем вам такие куклы? Почему их нет у вас дома? 4.Кто делает таких кукол? | Принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы. Дети рассматривают кукол, заинтересовываются ими, задают вопросы: - Когда появились куклы? -Кто и для чего создает куклы? -Из чего делают народную куклу? -Для чего нужны обереговые куклы? -Какие народные обрядовые праздники были раньше? -Для чего нужны обрядовые куклы? Вносят предложения о том, как мы это будем узнавать: -Посетить библиотеку. -Прочитать в книгах, журналах. -Спросить у взрослых. -Обратиться к интернету. -Посетить Дом детского творчества. | 2-3дня |
2 этап: органи зационный | Осуществить связь с социумом: посетить с детьми музей, библиотеку, выставку детских работ в ДТЮ. Изучить историю возникновения русской народной куклы. Выстроить целостный педагогический процесс. Подобрать методическую литературу об истории куклы. Составить план работы с детьми. | Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо узнать о куклах: 1.Почему у них нет глаз, носика и рта? 2.Из чего делают волосы? Почему у них на голове платок? 3.Почему они такие разные? Проводит беседу о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети. Организует посещение краеведческого музея и выставки кукол в ДТЮ, беседу с представителем ДТЮ и экскурсоводом музея. Представитель ДТЮ рассказывает о том, что куклы на выставке изготовили дети своими руками и педагоги из изостудии, о том какие материалы они использовали. Воспитатель подбирает иллюстрации, фотографии о жизни детей в прошлом, пословицы и поговорки. Привлекает родителей к подбору материала для изготовления кукол | -Дети высказывают пожелание научиться, самим мастерить тряпичные куклы. -Принимают активное участие в поиске информации, иллюстраций и образцов кукол. -Упражняются в плетении косичек, завязывании узлов и бантиков. - принимают участие в экспериментировании с тканью. | 1-неделя |
3 этап: формирующий | Образовательные задачи: Познакомить детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа. Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а так же материалами, из которых они изготовлены Изготовить с детьми игровые, обрядовые и обереговые куколы, Развивающие задачи: Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитательные: | -Показывает презентацию “Русская народная кукла” с целью познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги). Проводит занятия: -Как появились куклы. -Как родилась тряпичная кукла. -Составляет с детьми творческие рассказы «Моя любимая игрушка» -Организует изготовление кукол «Пеленашки», " Кукла-Зайчик на пальчик" -Виды кукол. -Куклы наших бабушек. -Моя любимая кукла. Организует встречу с бабушками, которые рассказывают об игрушках и играх, в которые они играли в детстве. | -рассматривают куклы - обереги, - принимают участие в дидактических играх : «Собери приданое девице», «Дом», «Собери бусы из бисера», «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор» Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму. «Оденем куклу в русский народный костюм» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения. «Четвертый лишний» Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить представления о народной игрушке. «Из чего сделана игрушка? » Дидактическая задача. Закрепить знания детей о материале, из которого мастерили куклы (соломенные, тряпичные, их названия. «Новоселье кукол» Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей названиями предметов быта (чугунок, лукошко, котел, ухват, рушник и т. д.) . Упражнять в составлении описательных рассказов по картинкам - применяют полученные знания в сюжетно – ролевых играх: «Магазин ткани», «Дом моды», «Куклы бабушкиного сундука»; - заслушивают русские народные сказки « Василиса Прекрасная», «Крупеничка», дают оценку поступкам героев. - прослушивают музыкальные произведения “Новая кукла” и “Болезнь куклы” П.И. Чайковского, - принимают участие в театрализованной деятельности: кукловождении под музыкальное сопровождение, -разучивают стихи о кукле. -изготавливают самодельные куклы совместно с мамой и бабушкой. | 2-недели |
4 этап: итоговый | Организовать выставку детских работ | Воспитатель руководит созданием мини-музеев: -История куклы; -Русская кукла. Проводит выставку детских работ. Участвует в презентации. | Дети узнают, кто и для чего создает куклы, из чего делают традиционную народную куклу, о назначении обереговых и обрядовых кукол, учатся создавать художественный образ в народных традициях. Ребята совместно с родителями принимают участие в оформлении выставки. Рассказывают об экспонатах выставки и мини-музея родителям и детям из других групп. Предлагают дальнейшее использование кукол: подарить малышам, научить друзей делать русские куклы, подарить обереги членам семьи, играть с ними. |
4. Ожидаемые результаты проекта.
Результаты проекта для детей:
• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;
• они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;
• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол (конструировать из ткани , завязывать узлы и бантики);
•будут использовать пословицы и поговорки ,объяснять их значение;
• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле , как к объекту национальной истории и культуры
Для родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс.
- Сближение с детьми и педагогами.
- Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.
Для воспитателей:
- Укрепление отношений с родителями.
- Повышение самообразования.
- Повышение интереса к русскому народному творчеству
Результат проекта: Выставка детских работ, создание мини-музея «Русская народная кукла».
5. Ресурсная база проекта.
Материально – технические ресурсы:
Книги, иллюстрации, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи, ноутбук.
Программно – методические ресурсы:
1. Методическая литература Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д./с.» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
4. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
Детская литература :
1. А. Толстой «Буратино»
2. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», «Крупеничка»,
3.Курбатовой Н. «Игрушки» Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и
машин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Куклы наших прабабушек»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...
Куклы наших прабабушек
Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...
Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"
Тряпичная кукла в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения....
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...
Куклы наших прабабушек
Познакомить детей с игрушками прабабушек ,с тряпичной куклой....
Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»
Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...
Проект: "Куклы наших прабабушек"
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...