Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"
проект по окружающему миру на тему

Тигаева О.В.

Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы.  По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой  в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 г. Павлово

Материалы на районный конкурс методических разработок по организации проектной деятельности детей «Культура. Дети. Творчество».

Творческий проект

«Куклы наших прабабушек».

                         

 Номинация «Художественное творчество. Культура. Дети».

                       

                                       Автор-разработчик:

                                                                Тигаева  Ольга Владимировна

                                                                 воспитатель высшей

                                                                 квалификационной категории.

                                                                 Участники проекта:

                                                                 дети старшей группы, родители,

                                                                 музыкальный руководитель.                  

                                                                          Количество:18 чел.

                                                                          Возраст: 5-6 лет.

                                                                          Продолжительность проекта:

                                                                                             2 недели

               

2014г.

              Структура педагогического проекта.

  1. Аналитико - прогностическое обоснование проекта.

                                            Человек, утративший свои корни,

становится потерянным для общества.

И ничто так не способствует

 формированию и развитию личности, её творческой

 активности, как обращение к народным традициям.

В. Н. Сорока – Россинский.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Об этом писал М.Е.Салтыков - Щедрин «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.

Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается  западная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с  национальной культурой, национальными традициями  связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и   любить народное творчество. Поэтому мы поставили перед собой задачу – узнать историю русской народной куклы и ее назначение, назначение обереговых и обрядовых кукол.

 

2. Концепция проекта.

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание

русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из

игрушек – тряпичная кукла.

 Образовательные задачи:

- Изучить народные традиции, связанные с историей русской

 тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных

 образов.

- Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных     ценностях, традициях и быте русского народа.

Развивающие задачи:

- Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных

 умений, творчества и способности к преобразованию материалов

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности,    фантазию и наблюдательность.

- Развивать конструктивный праксис и пальцевую моторику.

- Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.

- Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми.

- Развивать способность управлять своим поведением и планировать действия.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народ - - Воспитывать любовь к русской народной игрушке - прикладному творчеству.

Гипотезы:

1.Игрушки хранят в себе много тайн.

2. Игрушки не рождаются сами: их создает человек.

Формы работы:

- внесение куклы в образовательную деятельность в режиме дня (игровая мотивация) с учетом гендерной  принадлежности (создание целостного позитивного " образа Я "мальчика/девочки);

-использование куклы в музыкальной художественной деятельности;

- экскурсии: в краеведческий музей, в библиотеку, в ДТЮ;

- рассказывание историй; чтение художественной литературы;

- беседы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры;

- рассматривание иллюстраций и картинок; ручной труд ,работа с тканью и

нитками.

- непосредственная образовательная деятельность.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как:

– Социализация;
– Познание;
– Коммуникация;
– Чтение художественной литературы;
– Музыка;
– Художественное творчество;
– Труд.

 

3 .  Стратегия и тактика проектных действий.

Этапы проекта

  Задачи этапа

        Проектные мероприятия

Временной отре

зок испол

нения

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Этап:

Подготовитель

ный

Образовательные задачи:

Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

Развивать желание создать куклу своими руками.

Воспитательные задачи:

Вызвать яркие положительные эмоции.

Заинтересовать детей  предстоящей деятельностью.

Проводит  анкетирование родителей " Игрушки в жизни  ребенка"и опрос детей "Моя любимая игрушка"

Вносит в группу куклы:

"Кувадку",

"День и Ночь",

"Пеленашку".

Задает  вопросы к детям:

1.Есть ли у вас дома такие куклы?

2.Хотели бы вы иметь таких кукол дома и в группе?

3.Зачем вам такие куклы?

Почему их нет у вас дома?

4.Кто делает таких кукол?

Принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы.

Дети рассматривают кукол, заинтересовываются ими, задают вопросы:

- Когда появились куклы?

-Кто и для чего создает куклы?

-Из чего делают  народную куклу?

-Для чего нужны обереговые куклы?

-Какие народные обрядовые праздники были раньше?

-Для чего нужны обрядовые куклы?

Вносят предложения о том,  как мы это будем узнавать:

-Посетить библиотеку.

-Прочитать в книгах, журналах.

-Спросить у взрослых.

-Обратиться к интернету.

-Посетить Дом детского творчества.

2-3дня

2 этап: органи

зационный

Осуществить связь с социумом: посетить с детьми музей, библиотеку, выставку детских работ в ДТЮ.

 Изучить историю возникновения русской народной куклы.

 Выстроить целостный педагогический процесс.

Подобрать методическую  литературу об истории куклы.

Составить план работы с детьми.

Воспитатель подводит  детей к тому, что необходимо  узнать о куклах:

1.Почему у них нет глаз, носика и рта?

2.Из чего делают волосы? Почему у них на голове платок?

3.Почему они такие разные?

Проводит  беседу о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети.

Организует посещение краеведческого музея и выставки кукол в ДТЮ, беседу с представителем ДТЮ и экскурсоводом музея.

Представитель ДТЮ рассказывает о том, что куклы на выставке изготовили дети своими руками и педагоги из изостудии, о том какие материалы они использовали.

Воспитатель  подбирает иллюстрации, фотографии  о жизни детей в прошлом, пословицы и поговорки.
Оформляет схемы последовательности изготовления кукол.

Привлекает родителей к  подбору  материала для изготовления кукол

-Дети высказывают пожелание научиться, самим мастерить тряпичные куклы.

-Принимают активное участие в поиске информации, иллюстраций и образцов кукол.

-Упражняются в плетении косичек, завязывании узлов и бантиков.

- принимают участие в экспериментировании  с тканью.

1-неделя

3 этап:    формирующий

 Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей и значением куклы, в жизни русского народа.

Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла».

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а так же материалами, из которых они изготовлены

  Изготовить с детьми игровые, обрядовые и обереговые куколы,

Развивающие задачи:

Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.

Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к игрушкам.

-Показывает презентацию “Русская народная кукла” с  целью  познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги).

Проводит занятия:

-Как появились куклы.

-Как родилась тряпичная кукла.

-Составляет с детьми творческие рассказы «Моя любимая игрушка»

-Организует изготовление кукол «Пеленашки», " Кукла-Зайчик на пальчик"
Проводит беседы с детьми:

-Виды кукол.

-Куклы наших бабушек.

 -Моя любимая кукла.

Организует встречу с бабушками, которые рассказывают об игрушках и играх, в которые они играли в детстве.


-рассматривают куклы - обереги,

- принимают участие в

дидактических играх : «Собери приданое девице»,

«Дом»,

«Собери бусы из бисера»,

«Русский народный костюм»,

«Подбери головной убор к сарафану»,

«Собери узор»

    Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.

«Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

«Четвертый лишний»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить представления о народной игрушке.

«Из чего сделана игрушка? »

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о материале, из которого мастерили куклы (соломенные, тряпичные, их названия.

«Новоселье кукол»

Дидактическая задача. Пополнять активный словарь детей названиями предметов быта (чугунок, лукошко, котел, ухват, рушник и т. д.) . Упражнять в составлении описательных рассказов по картинкам

- применяют полученные знания в сюжетно – ролевых играх:

«Магазин ткани», «Дом моды», «Куклы  бабушкиного сундука»;

- заслушивают русские народные сказки « Василиса Прекрасная»,

«Крупеничка», дают оценку поступкам героев.

- прослушивают музыкальные произведения “Новая кукла” и “Болезнь куклы” П.И. Чайковского,

- принимают участие в театрализованной деятельности: кукловождении под музыкальное сопровождение,

-разучивают стихи о кукле.

-изготавливают самодельные куклы совместно с мамой и бабушкой.

2-недели

4 этап: итоговый

Организовать выставку детских работ

Воспитатель руководит созданием мини-музеев:

-История куклы;

-Русская кукла.

Проводит выставку детских работ.

Участвует в презентации.

Дети узнают, кто и для чего создает куклы, из чего делают традиционную народную куклу, о назначении обереговых и обрядовых кукол, учатся создавать художественный образ в народных традициях. Ребята совместно с родителями принимают участие в оформлении выставки.

Рассказывают об экспонатах выставки и мини-музея родителям и детям из других групп. Предлагают дальнейшее использование кукол: подарить малышам, научить друзей делать русские куклы, подарить обереги членам семьи, играть с ними.

4.  Ожидаемые результаты проекта.

Результаты проекта для детей:

• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

• они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол (конструировать из ткани , завязывать узлы и бантики);

•будут использовать пословицы и поговорки ,объяснять их значение;

• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле , как к объекту национальной истории и культуры

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс.
  • Сближение с детьми и педагогами.
  • Проявление интереса к событиям, происходящим в детском саду.

Для воспитателей:

  •  Укрепление отношений с родителями.
  •   Повышение самообразования.
  • Повышение интереса к русскому народному творчеству

Результат проекта: Выставка детских работ, создание мини-музея «Русская народная кукла».   

 5. Ресурсная база проекта.

Материально – технические ресурсы:

Книги, иллюстрации, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи, ноутбук.

Программно – методические ресурсы:

1. Методическая литература Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д./с.» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.  

2.  Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

4.  И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»  

Детская литература :

1. А. Толстой «Буратино»

2. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная», «Крупеничка»,

3.Курбатовой Н. «Игрушки» Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и

машин»



http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/110/d-109431/109431_html_1da347b.pnghttp://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/110/d-109431/109431_html_m2bf4eb19.png

http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/110/d-109431/109431_html_m6a267a65.png

                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Куклы наших прабабушек»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...

Куклы наших прабабушек

Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...

Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"

Тряпичная кукла   в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения....

Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»

Родительское собрание – посиделки «В горнице»  Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...

Куклы наших прабабушек

Познакомить детей с игрушками прабабушек ,с тряпичной куклой....

Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»

Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...

Проект: "Куклы наших прабабушек"

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...