Конспект занятия "Быт и одежда наших прабабушек"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Снисаренко Светлана Вячеславовна

Конспект открытого занятия по музейной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_byt_i_odezhda_nashih_prababushek.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

            «БЫТ И ОДЕЖДА НАШИХ ПРАБАБУШЕК»

        Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе закр6епления материала о «русской избе, традициях, национальной одежды русского народа».

        Задачи: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

        Материал: проектор, музыкальное сопровождение, ленты для плетения пояска.          

        Действующие лица: рассказчица, дети.

             

        Содержание организационной деятельности:

        Воспитатель: - Здравствуйте, ребята вы пришли ко мне в гости, но и к нам приехали  гости. Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси.

А сейчас располагайтесь поудобнее,  смотрите и слушайте внимательно. Что знаю, обо всем поведаю.                                                                                    

Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. «Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку».        

 Национальная старинная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха.  И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами. А как вы думаете  почему? (  ответы детей)   Считалось неприличными ходить с голыми руками. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.

              - Ребята, мы   с вами  отправимся в старинную деревню. Увидим  национальную одежду, головные уборы.                                                                                                     ( Показ слайдов  и рассказ) .

 Сарафаны были разных фасонов. Такой сарафан придавал девичьей походке величавость. Чем украшали сарафаны? (Узорными лентами, Медными пуговицами). Покрой, цвет и украшение этого платья в пол зависели от возраста и место проживания женщины.

 Праздничный сарафан  шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Сарафаны попроще ,  украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею (кацавейку, шугай) – тёплую одежду на бретелях.

В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники – корона, на конце длинной косы – косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца А самым древним головными уборами были кокошники и шлемы.

В каждой губернии, или области, женщины носили кокошники особенной формы. Кокошник – старинный женский головной убор. Его делали в виде веера из толстой бумаги, обтягивали тканью и пришивали к шапочке. Сверху кокошник украшали вышивкой, золотым шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, иногда живыми цветами.    

        - Ребята, мы  увидели много национальной одежды. А какие пословицы вы знаете об одежде? (ответы детей: « Не поносишь старого – не носить нового» крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной ветхости) .             – Как вы знаете, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей). Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутки-прибаутки.

Воспитатель: - А вы знаете шутки-прибаутки, небылицы? Спойте, повеселите нас. (Дети исполняют шутки-прибаутки).  

Воспитатель:- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть.  Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)  (картинки для игры: стиральная машина - стиральная доска, чайник - самовар,  пылесос -  веник, электрическая плита - русская печь, кроватка – люлька, кастрюля – чугунок,  раковина - рукомойник, шляпа – кокошник, сарафан – платье, стул, диван -  лавка.)

Воспитатель: - А давайте присядем и отдохнём.

                         - Вы знаете ребята, почему Русь называли деревянной? (ответы детей). Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему?                                                                                                                    Рассказывает ребёнок:

Потому, что люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой избе, всю жизнь в ней жил. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.  

Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую дудочку, шкатулку,  в которой хранились мелкие предметы, украшения.  В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.                                                                                                Воспитатель: - Сколько народных умельцев было на Руси Ребята, а посмотрите, что на столе стоит?                                                                                                                                                            

 Рассказывает ребёнок: Это та посуда и предметы, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины.        

 Воспитатель: - А какие это предметы?: Мы узнаем, играя в игру. Игра заключается в следующем. Я буду загадывать загадки, а вы этим временем будете брать картинку отгадку и показывать мне. Солнце разгорается, загадка начинается. Воспитатель загадывает детям загадки:  

1.Стоит толстячок, блестит бочок                                                                    Шипит, кипит, всем чай пить велит.                                  (Самовар)                                                2.Он по горнице гуляет                                                                                     Пыль и мусор собирает.                                             (Веник)                                                                         3.В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер.         (Лапоть)                                 4.То взад-то вперед ходит-бродит пароход                                                 Остановишь – горе!                                                                               Продырявит море.                                                         (Утюг)                                                                               5.Тело бело, душа льняная, маковка золотая.                 (Свеча)

Воспитатель хвалит детей.

- А может, вы ещё загадки  отгадаете?

Тогда слушайте:

Летом спит
Зимой горит,                                                                                                                             Пасть открывает,
Что дают – глотает      
 (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт        
(ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…            
(коромысло).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…                
(коромысло).

 Воспитатель: - Ребята, а что самое главное в деревенской избе? (печь). Рассказывает ребёнок Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол – избы. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло. Печь топили дровами. Русские хозяйки готовили еду в чугунках.

Воспитатель: ставят горшок на шесток. Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети: Ухватом.

Воспитатель:  - А  я еще добавлю. Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». А знаете, что печь использовали вместо бани. - Залезали  в неё, там и попарились и помылись! Она всегда стояла в центре дома. - А откуда вы ещё знаете о быте и одежде русского народа?

 Ответы детей: Из русских народных сказок: (Емеля, разъезжающий на печке; «Гуси - лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колобок», «Зимовьё зверей», «Маша и медведь», «Царевна Несмеяна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», П.П.ЕРШОВА «Конёк-Горбунок», А.С.ПУШКИНА «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).    

        Физминутка «Уберём в избе».

Воспитатель: - После работы в поле, избе мыли руки в рукомойнике и вытирали руки  чем?

Дети: - Полотенцем.

Воспитатель: - Обратите внимание, ребята какое красивое полотенце, а называлось оно «крючковое». «Крючковое» потому, что всегда на крючке, всегда под рукой.                (Показ слайдов).                                                                Значение полотенец в жизни славян было огромное. Полотенце сопровождало человека от рождения до кончины. Раньше словом «полотенце» называли только длинные (около трех метров) полотнища ткани. Они были белого цвета с вышитыми узорами на концах. В старину полотенце было главное украшение в дом. Все в избе покрывалось полотенцами, так как полотенце несет охранное значение. Существует очень много видов и названий полотенец. Так, например, полотенце, которое называли «маховик» предназначалось для украшения мебели и различных предметов в доме.

- «Полка» - для покрытия полок.

- «Постинник» - украшает стены.

- «Блинник» - для выноса блинов на масленицу.

- «Дарье, дарное» - подарок на именины, крестины.

В наше время на примере сохранился один из обрядов с полотенцем для встречи молодых на свадьбе и называется оно «подножник».  ( воспитатель показывает свадебное полотенце с пирогом ).

             Воспитатель: - Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.  «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.

Игра «Колечко – колечко».

- Кому колечко упадёт, тот своё имя назовет. Колечко - колечко, выйди на крылечко.  (Кладёт колечко в ладошки ребёнку.)  

Ребёнок встаёт и произносит своё имя: «Машенька», «Катюшенька», «Данила».

Воспитатель:  - Ой, и наигрались мы с вами.

 - Илья скажи нам, пожалуйста, а что это у тебя на поясе?

 – И зачем тебе это?

 - Это – опоясок или оберег.

        - Одежду без пояска носить нельзя.

        - А почему нельзя?

        - Опоясок – это оберег, а ещё он порты держит.

        - Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда считался пояс, или кушак. Это была не просто деталь туалета, а « опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями.

        А простые люди носят простые пояски.

Воспитатель: - Илья, а ты нас научишь плести пояса?

Илья: - Конечно, покажу и научу!

         - Илья показывает детям, как плести косичку из ленты. Дети делятся на пары. Один ребенок держит ленточки, а другой плетёт.

Воспитатель: - Вот какие красивые получились у нас пояса! А давайте мы их подарим нашим гостям.                                                                        

Дети дарят пояса гостям.                             

Воспитатель: - Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, согревали чаем. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище. А на дорожку я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе «Игрушки наших прабабушек».

Познакомить детей с простой куклой  закруткой. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки. И учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.Развивать творческие способ...

Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"

Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...

Картотека подвижных игр и забав (игры наших прабабушек и прадедушек)

Картотека подвижных игр и забав, в которые играли наши  прабабушки и прадедушки....

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Игрушки наших прабабушек»

Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-пеленашки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.Задачи:Обучающие: показать последовательнос...

Одежда наших прабабушек.

Ознакомление детей с национальным костюмом.Показ орнамента на национальном костюме....

Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки наших прабабушек и прадедушек»

Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки наших прабабушек и прадедушек»...

Конспект занятия в старшей группе «Одежда наших прабабушек»

данный материал поможет педагогам в интересной форме рассказать дошкольникам об одежде наших пробабушек...