Программа тьюторского сопровождения детей с проблемами поведенческого характера в условиях дошкольного образовательного учреждения
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа предназначена для преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в процессе тьюторского сопровождения.
В данной программе работа тьютора прописана по трем направлениям: с детьми, с родителями, с педагогами ДОУ.
Участники Программы: тьютор, обучающиеся, родители, педагогический коллектив детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya_detey_s_narushennym_povedeniem.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428»
ПРОГРАММА
тьюторского сопровождения
детей с проблемами поведенческого характера
в условиях дошкольного образовательного учреждения
Разработчики программы:
Ананьева Е.В.
Новосибирск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка. …………………………………………… | 3 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы. …………………………… | 3 |
1.3. | Принципы и подходы тьюторского сопровождения……………… | 4 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Тьюторское сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ……………………… | 7 |
2.2. | Особенности взаимодействия тьютора с семьями тьюторантов….. | 19 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. ………………………………………….. | 21 |
Библиографический список………………………………………….. | 22 | |
|
|
В МБДОУ д/с № 428 тьюторское сопровождение определено детям по заключению ТПМПК.
В процессе педагогического наблюдения членами ППк было выявлено, что обучающиеся требующие тьюторского сопровождения имеют проблемы поведенческого характера. Поэтому было принято решением ППк тьюторское сопровождение направить на преодоление нежелательного поведения, положительную социализацию обучающегося в условиях детского сада.
В данной программе работа тьютора прописана по трем направлениям: с детьми, с родителями, с педагогами ДОУ.
Участники Программы: тьютор, обучающиеся, родители, педагогический коллектив детского сада.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: преодоление агрессивных поведенческих отклонений у обучающихся дошкольного возраста в процессе тьюторского сопровождения.
Задачи Программы:
- выявить особенности проблемного поведения (в том числе агрессивного) у детей дошкольного возраста;
- определить комплекс мероприятий тьюторского сопровождения, позволяющих преодолеть агрессивное поведение у обучающихся;
- содействовать сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых.
В условиях ДОУ тьютору важно сопровождать ребенка с проблемным поведением не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободных режимных моментах.
- Принципы и подходы тьюторского сопровождения
Программа подразумевает использование разных форм тьюторского сопровождения:
- индивидуальная (выявление, фиксация, проектирование и анализ образовательных запросов ребенка, построение ресурсной карты под эти запросы; сопровождение создания, реализации и корректировки индивидуального маршрута сопровождения, организация рефлексии по ней, помощь в выборе способа преодоления трудностей и проблем);
- подгрупповая;
- групповая (групповые консультации, тьюториалы, занятия);
- тьюториал (учебный тьюторский семинар проводится для педагогов ДОУ, индивидуальные тьюториалы организуются с родителями);
- образовательное событие (это могут быть, походы на природу, экскурсии, встречи с интересными людьми, благотворительные акции и т.д.)
Принципы тьюторского сопровождения:
- модульность;
- гибкость;
- непрерывность;
- индивидуализация;
- открытость.
Согласно этическому кодексу тьютора, опубликованному межрегиональной тьюторской ассоциацией, тьютор в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами относительно тьюторанта:
- уважение,
- принятие тьюторанта таким, каков он есть,
- безоценочность,
- поддержка субъектности тьюторанта,
- актуализация самостоятельного поиска тьюторантом необходимого ресурса,
- работает от интересов ребенка,
- вся полученная информация от тьюторанта – конфиндециальна,
- с разрешения тьюторанта может передать информацию Заказчику,
- соблюдает границы своей компетентности, если тьюторанту нужна помощь других специалистов, тьютор говорит об этом,
- избегать манипулятивного воздействия на тьюторанта,
- при решении заказа тьютор останавливает работу с тьюторантом.
Методы тьюторского сопровождения:
- практико-ориентированной деятельности;
- проектные;
- проблемного обучения;
- «кейс-стадии» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);
- самостоятельной работы обучающегося;
- психодиагностические: анкеты, психологические диагностики, индивидуальные и групповые консультации;
- анализа и самоанализа: рефлексия, анализ и самоанализ способностей и возможностей.
Для решения поставленных задач Программы тьютор может использовать следующие образовательные технологии:
- ИКТ заключается в использовании обучающих программ, цифрового интерактивного, игрового оборудования, обучающих презентаций, мультимедийных средств.
- Здоровьесберегающие технологи подразумевают соблюдение режима труда и отдыха, двигательную активность, поддержку эмоционального благополучия, упражнения, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, на снятие психоэмоционального напряжения.
- Игровые технологии наиболее важны, так как ведущей деятельность дошкольников является игра. В процессе игры у ребенка формируются следующие компетентности: самостоятельность, умение принимать решения, нести личную ответственность, играть по правилам, рефлексировать, развивается воображение, интуиция, стимулируются практические навыки приемлемого в обществе поведения.
Основные приёмы работы:
- беседа,
- игры на развитие коммуникативных навыков,
- игры по правилам;
- приемы творческой деятельности (элементы арттерапии);
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- совместный просмотр и обсуждение мультфильмов;
- приемы театрализованной деятельности;
- игры с песком и водой;
- приемы выражения гнева;
- визуальные карты-подсказки, карты интересов ребенка;
- открытые, закрытые вопросы;
- техника активного слушания;
- приемы эмоциональной поддержки и принятия.
Эффективность Программы определяется с помощью следующих методов:
- наблюдения за тьюторантами,
- беседы,
- анкетирование,
- интервьюирование,
- проективные методики,
- анализ данных.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
определены особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста; в связи с этим подобран комплекс мероприятий тьюторского сопровождения, позволяющий преодолеть агрессивное поведение у детей; как результат количество детей с таким поведением понизится; дети и взрослые находятся в положительных межличностных отношениях направленных на сотрудничество и сотворчество.
Условия для реализации программы:
- Кадровый потенциал (наличие тьюторов в организации).
- Материально-техническое обеспечение реализации программы.
- Открытость педагогов к сотрудничеству с тьютором в процессе реализации программы.
- Сотрудничество тьютора с родителями.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Тьюторское сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
При планировании последовательности работы тьютора в Программе учитывались следующие направления тьюторского сопровождения:
- Диагностический: запрос на сопровождение, установление контакта с дошкольниками, педагогами, воспитателями, специалистами и родителями; мониторинг развития.
- Организационный: подготовка документации по сопровождению («Дневник наблюдения», «Журнал регистрации проведенных мероприятий с родителями/педагогами», «Журнал регистрации проведенных тьюториалов»), разработка индивидуального маршрута преодоления агрессивного поведения.
- Основной: взаимодействие с дошкольниками в ходе обучения в соответствии с разработанным маршрутом.
- Контрольно-оценочный: определение результативности проведенной работы.
Организация данной программы состояла из нескольких этапов:
- Подготовительный.
На данном этапе целью было выявление запроса на содержание и формы тьюторского сопровождения дошкольников. Для этого тьютор обращался к разным субъектам образовательного процесса: родителям, специалистам, воспитателям, администрации ДОУ.
Изучена следующая документация:
- организационно-нормативная документация, локальные акты ДОУ (устав, положение о тьюторском сопровождении, должностная инструкция тьютора);
- карты развития детей с проблемным поведением, заключения ТПМПК;
- медицинские карты (индивидуальные особенности ребенка с медицинской точки зрения);
-психолого-педагогические характеристики дошкольников (индивидуальные психологические особенности дошкольников).
Также на подготовительном этапе осуществлялось знакомство с семьями участников и деятельностью узких специалистов.
Решение о необходимости сопровождения осуществлялось по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с агрессивным поведением/или на основании заключения ТПМПК.
В процессе интервьюирования родителей были выявлены их ожидания от тьюторского сопровождения, определены их пожелания относительно деятельности тьютора. Родители признались, что не справляются с детьми, они испытывают чувство вины, стыда, усталости, безысходности, они не знают, как преодолеть агрессивное поведение у своих детей. От тьютора родители ждут помощи и готовы к сотрудничеству.
Работа с педагогами предполагала изучение программ, конспектов, планов с целью определения, как тьютор может быть включен в процесс сопровождения детей с агрессивным поведением.
- Проектировочный
Цель этапа – проектирование процесса тьюторского сопровождения с учетом данных, полученных на подготовительном этапе.
Важно было спроектировать условия, которые обеспечат обучающимся:
-достижение планируемых результатов программы тьюторского сопровождения;
- адекватную оценку динамики преодоления проблемного поведения;
- индивидуализацию процесса обучения;
- целенаправленную работу по устранению агрессивного поведения;
- использование в работе современных достоверных технологий с учетом особых образовательных потребностей детей с агрессивным поведением.
- Реализационный
Данный этап включал в себя непосредственно работу с детьми с проблемным поведением. Результативность фиксировалась в конце каждого месяца и в конце реализации организованного сопровождения. В течение всего периода велись записи в дневнике наблюдений.
- Аналитический.
Цель данного этапа – анализ действенности разработанной программы.
Направления работы тьютора в процессе тьюторского сопровождения преодоления нарушенного поведения у детей представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Направления работы
№ | Вид деятельности | Дата | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Диагностическая деятельность | |||
1. | Первичная диагностика детей согласно предложенным методикам. Наблюдение. | В начале | Тьютор, педагог-психолог, воспитатели |
2. | Индивидуальные консультации родителей по итогам диагностического обследования. Выявление запроса родителей на тьюторское сопровождение | В начале | Тьютор, педагог-психолог, старший воспитатель |
Организационная деятельность | |||
1. | Разработка документов тьютора | В начале | Тьютор, старший воспитатель |
2. | Оказание помощи ребенку с агрессивным поведением в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также режимных моментов по успешному включению во взаимодействие с детским коллективом | Ежедневно | Тьютор, педагог-психолог |
3. | Разработка индивидуального маршрута преодоления агрессивного поведения | Февраль 2022 | тьютор, узкие специалисты, воспитатели |
4. | Создание условий для индивидуализации процесса обучения | Ежедневно | Тьютор |
5. | Создание избыточной развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от потребностей тьюторанта, организация рабочего пространства | Еженедельно | Тьютор |
Основная деятельность | |||
1. | Ведение документации тьютора | Ежедневно | Тьютор |
2. | Адаптация учебного материала под возможности тьюторанта, помощь в освоение АОП для обучающихся с ЗПР | Ежедневно | Тьютор |
3. | Подготовка и проведение образовательных событий
| 1 раз в квартал Февраль Май Август Октябрь | Тьютор |
4. | Подготовка и проведение индивидуальных консультаций с детьми | 1 раз в день | Тьютор |
5. | Подготовка и проведение игр с группой детей | 1 раз в день | Тьютор |
6. | Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, беседа по прочитанному, увиденному, инсценировка | 1 раз в неделю | Тьютор |
7. | Участие в педагогических советах, семинарах, в работе ППк ДОУ | По плану ДОУ | Тьютор |
8. | Проведение тьюториалов для педагогов
| Февраль, сентябрь, декабрь 2022 | Тьютор |
9. | Индивидуальные тьюториалы для родителей (по запросам родителей) | В течение года | Тьютор |
10 | Выступления на родительских собраниях:
| Три раза в год | Тьютор |
Контрольно-оценочный | |||
1. | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Тьютор |
2. | Мониторинг нарушенного поведения у детей | Декабрь 2022 | Тьютор, педагог-психолог |
3. | Анкетирование родителей, интервьюирование педагогов | Декабрь 2022 | Тьютор, педагог-психолог, старший воспитатель |
4. | Анализ эффективности данной программы тьюторского сопровождения | Декабрь 2022 | Тьютор, педагог-психолог, старший воспитатель |
Дневник наблюдения тьютора (таблица 2).
Таблица 2 – Форма дневника наблюдений тьютора
Дневник наблюдений ___________ (И.Ф.) Период: Цель: | ||
Дата/время наблюдения | Событие/реакция | Комментарии/Замечания (до инцидента/после инцидента) |
Выводы: | ||
Рекомендации по преодолению агрессивного поведения: |
Авторами Программы были составлены правила работы с дневником наблюдения:
- Вся информация, записанная в дневнике - конфиденциальна.
- Родители имеют право в любой момент ознакомиться с данной информацией.
- Информация изложена корректно, кратко, правдиво, в пользу интересов ребенка.
- Дневник заполняется ежедневно при условии пребывания ребенка в ДОУ.
- Тьютор, проанализировав полученную информацию, совместно с родителями, психологом, воспитателями выстраивает пути преодоления агрессивного поведения у тьюторанта.
Для систематической рефлексии нами проводились тьюториалы с воспитателями, специалистами ДОУ. С родителями проводились индивидуальные тьюториалы.
Разработанный нами журнал тьюториалов представлен в табли3 .
Таблица 3 – Форма журнала тьюториалов
Дата проведения | ФИО | Цель обращения | Содержание | Примечание |
|
|
|
|
|
Данная Программа подразумевает период адаптации (в среднем продолжительность его в течение первого месяца). В этот период тьютор устанавливает положительный эмоциональный контакт с тьюторантом, с родителями тьюторанта. Основная задача адаптационного периода – организация последовательной работы ребенка и тьютора по включению в образовательный процесс.
На этом этапе важно подготовить ребенка к тому, что помощь тьютора будет дозированной, направляющего характера и побуждать его к самостоятельной деятельности.
После адаптационного периода главная задача тьютора состояла в непосредственном сопровождении детей и ведении документации.
На занятиях тьютор давал рекомендации ребенку с агрессивным поведением и при необходимости помогал выражать гнев приемлемыми способами, учил договариваться, уступать, делиться, ждать, проявлять эмпатию, сострадание, сочувствие, учил понимать эмоции и чувства другого человека. С некоторыми детьми составлял карты-поддержки, чтобы у ребенка была наглядная опора в случае необходимости быстрого переключения внимания, выбора правильного вида действия.
На протяжении всего периода реализации сопровождения, тьютор несомненно оставался посредником в образовательном процессе ребенка. В ходе тьютореалов ребенок и тьютор обсуждали возникающие трудности и пути их решения.
Тьютор при необходимости направлял ребенка на правильный выбор, помогал осуществлять рефлексию собственной деятельности, строить индивидуальный маршрут. Главная цель деятельности тьютора – добиться максимальной самостоятельности ребенка. В нашей работе были использованы все формы и методы тьюторского сопровождения, адаптированные для детей с агрессивным поведением.
Примерный календарно-тематический план тьюторского сопровождения представлен в таблице 4.
Таблица 4– Примерное календарно-тематическое планирование
Дата | Вид деятельности | Цель деятельности |
1 | 2 | 3 |
февраль | ||
1 неделя | -Игра «Давайте познакомимся» -Рисование «Моё настроение» -Индивидуальные беседы (знакомство) | Познакомиться с детьми, установить положительный психоэмоциональный контакт, ведение дневников наблюдения. |
2 неделя | -Игра «Поприветствуем друзей» -Игра «Кто сказал МЯУ» -Игры – бродилки, пазлы -Индивидуальные беседы (выявление интересов тьюторанта) | Продолжить устанавливать положительный психоэмоциональный контакт с тьюторантами, заполнение дневников наблюдения, вовлекать тьюторанта в совместную деятельность с детьми, подсказывать правила приемлемого общения. Проанализировать первые данные зафиксированные в дневниках наблюдения, составить совместно с психологом и воспитателями индивидуальные маршруты сопровождения для наиболее сложных детей. |
3 неделя | -Игра «Снежный ком» -Экскурсия в библиотеку -Игра «Аплодисменты по кругу» | Наблюдение за ребенком, оказание помощи в процессе посещения библиотеки, вовлечение ребенка в положительное взаимодействие с детьми. |
4 неделя | -Игра «Назови друга справа от себя ласково» -Подарок другу (лепка) -Составление рассказа «Мой друг» (Расскажи, какой он, твой друг. В какие игры вы с ним играете. Что обычно ты говоришь ему при встрече. А бывает, что друг на тебя обижается, а ты на него и т.д.) -Покажи, как ты злишься, как радуешься, удивляешься и т.д. -Если ты злишься, то делай так… | Наблюдение за ребенком, оказание своевременной помощи, обучение распознаванию эмоций, обучение проговаривать свои чувства, например «Я злюсь, потому что…», показать приемлемые способы выражения гнева. |
март | ||
1 неделя | -Игра: «Ты мне нравишься, потому что…» -Индивидуальные беседы, проводятся после беседы воспитателя с детьми, по разъяснению правил дружбы. -Рисование правил дружбы «Я буду делать так» | Наблюдение за ребенком, подсказывание ему приемлемых способов выражения гнева. |
2 неделя | -Игра: «Ходит солнышко по кругу…» -Разучивание песни кота Леопольда «Если добрый ты…» -Рисование портретов «Я злой», «Я добрый» (беседа по рисункам) | Наблюдение за ребенком, формирование адекватного отношения к своему поведению (драться – это плохо, хорошо быть добрым и т.д.). |
3 неделя | -Игра: «Давай меняться игрушками» -Игры с пособием «Парашют» -Индивидуальные беседы -Составление сказки с детьми в группе «Жил был зайчик в лесу… И вел он себя…и собрались звери…и решили…прошло время и зайчик изменился» | Наблюдение за ребенком, при необходимости оказание помощи. Способствовать формированию принятия детьми ребенка с агрессивным поведением. |
4 неделя | Составление карты - подсказки в форме коллажа «Я и другие» (направления «что делать, если я злюсь», «правила дружбы») | Оказание помощи ребенку в разработке и составление карты-подсказки относительно его взаимодействия с другими людьми. |
апрель | ||
1 неделя | -Игра «Я рад тебя видеть, потому что…» -Рассматривание и обсуждение тематических картинок «Хорошие и плохие поступки» -Игры-бродилки, пазлы, лего | Оказание помощи в выражении своих чувств, учить договариваться, делиться, уступать. |
2 неделя | С/р игра «Зайчик в гостях у мишки» (изготовление атрибутов, распределение ролей и т.д.) | Оказание помощи тьюторанту во взаимоотношении с детьми, учить следовать правилам, уступать, учитывать интересы окружающих. |
3 неделя | -Чтение, обсуждение, инсценировка стихотворения С.Михалкова «Два барана» -Индивидуальные беседы -Акция «Береги родную планету» (раздельный сбор мусора, собираем крышечки, батарейки, макулатуру) | В процессе инсценировки сказки основываясь на практическом опыте показать, что упрямым быть тяжело, плохо и никому не нужно, вред причиняешь только себе. Формировать бережное отношение к родной земле. |
4 неделя | Составление карты - интересов (ребенок рисует те виды, деятельности, которые ему нравятся, те игры, в которые он любит играть) | Оказание помощи ребенку в рефлексии его интересов и составление карты. |
май | ||
1 неделя | -Разучивание стихотворения «Пусть дети не знают войны» -Спортивная эстафета «Полоса препятствий» | Способствовать формированию чувства гордости за родную страну, благодарности за победу, желание соответствовать победителям. Помогать инструктору по физическому воспитанию в подготовке атрибутов и проведении эстафеты. Следить, чтобы не было детского травматизма по вине тьюторанта. |
2 неделя | -Игра «Расшифруй послание и узнай, кто придет к нам в гости завтра» -Поздравительная открытка (рисунок) -Встреча с ветераном труда (образовательное событие «Интересные люди») | Вовлечение в совместную деятельность с детьми, помощь в избежание конфликтных ситуаций. Помочь тьюторанту подготовить вопрос для гостя и подарок. |
3 неделя | -Игра с пособием «Парашют», «Гусеница» -Игра «Лепешка» (бумажное поле, пластилин) | Оказание помощи во взаимодействии с детьми, постепенно помощь минимизировать. Следить, чтобы не было детского травматизма по вине тьюторанта. Учить выражать свой гнев приемлемым способом. |
4 неделя | -Просмотр мультфильма «Чебурашка» -Игра «Строим дом для Чебурашки» | Правила дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки. Формировать чувство радости от сопричастности к доброму делу. |
июнь | ||
1 неделя | -Акция «Улыбка» -Игры с водой и песком на улице | Наблюдение за ребенком, постепенно предоставляем ему как можно больше самостоятельности. |
2 неделя | -Мультфильм «Оловянный солдатик» (просмотр, обсуждение) -Игра на снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов «Оловянный солдатик – тряпичная кукла» | Учить расслабляться, тем самым снимать эмоциональное напряжение. |
3 неделя | -Игра «Веселый хоровод» -Игра «К нам гости пришли» | Закреплять правила поведения в гостях, учить не толкаться, соблюдать очередность. |
4 неделя | -Игра «Зонтик» | Помогать договариваться, предотвращать конфликтные ситуации. |
июль | ||
1 неделя | Игра «Футбол» | Следить, чтобы не было детского травматизма по вине тьюторанта. Помочь тьюторанту соблюдать правила игры. |
2 неделя | -Игры с водой и песком на улице | Наблюдение за ребенком, постепенно предоставляем ему как можно больше самостоятельности. |
3 неделя | Проект «Юные исследователи» (тьютор помогает воспитателю реализовать проект) | Помогает ребенку наблюдать за насекомыми, растениями, облаками. Совместно фиксируют результаты наблюдения, оформляют папку наблюдения. |
4 неделя | ||
август | ||
1 неделя | -Проект «Юные исследователи» -Рефлексия по проекту | Помогает тьюторанту презентовать продукт проекта («Альбом наблюдения»). |
2 неделя | -Малые летние олимпийские игры (тьютор помогает инструктору по физическому воспитанию организовать и провести данное образовательное событие) -Рефликсия с тьюторантом | Следит, чтобы не было детского травматизма по вине тьюторанта. Помогает тьюторанту соблюдать правила игры, очередность. Предотвращает возникновение конфликтных ситуаций. |
3 неделя | Детский сад закрыт на ремонт | |
4 неделя | ||
сентябрь | ||
1 неделя | -Мультфильм «Осьминожки» -Коллективная работа «Веселые осьминожки» (рисование ладошками) | Вовлечение тьюторанта во взаимодействие с детьми. |
2 неделя | -Игра «Сказочная башня» -Индивидуальные беседы | Вовлечение тьюторанта во взаимодействие с детьми. |
3 неделя | -Игра в шашки -Игра «Тряпичная кукла -оловянный солдатик» -Сюрприз для воспитателей | Помочь снять психоэмоциональное напряжение, помочь подготовить сюрприз для воспитателя ко дню дошкольного работника. |
4 неделя | -Игра в шашки -Разучивание стихотворения «Осень золотая», песни «Тучка» | Подготовка к шашечному турниру, помощь в подготовке к осеннему утреннику. |
октябрь | ||
1 неделя | -Игра в шашки -Хоровод «Завитуха» | Подготовка к шашечному турниру, помощь в подготовке к осеннему утреннику. |
2 неделя | -Игра в шашки | Подготовка тьюторанта к шашечному турниру. |
3 неделя | -Шашечный турнир -Рефлексия после турнира | Наблюдение, предоставление тьюторанту полной самостоятельности. |
4 неделя | - Акция «Мои добрые дела» -Чтение и обсуждение ненецкой сказки «Кукушка» | Способствовать формированию бережного отношения к членам своей семьи. |
ноябрь | ||
1 неделя | С\р игра «Мы строители» | Помочь подобрать атрибуты для игры, материал для конструирования. Наблюдать за самостоятельной деятельностью тьюторанта в процессе взаимодействия с детьми. |
2 неделя | Акция «Все люди России - ДРУЗЬЯ» | Способствовать формированию чувства толерантности, помочь склеить флажок. |
3 неделя | -Разучивание танцев к новогоднему утреннику -Игры – бродилки, пазлы, шашки | Помощь в подготовке к новогоднему утреннику. |
4 неделя | -Мультфильм «Серая шейка» -Рефлексия по карте-поддержке составленной в марте. -Составление новой карты интересов и ресурсов тьюторанта. | Обсуждение мультфильма, напоминание тьюторанту правил дружбы. Помощь в осознании тьюторантом, продвижения в изменении его поведения. |
декабрь | ||
1 неделя | Наблюдение за тьюторантами, анализ данных дневников наблюдения. Подготовка и проведение чаепития «Теперь Я всё могу сам», рефлексия с тьюторантами. Подведение итогов эксперимента. | |
2 неделя | ||
3 неделя | ||
4 неделя |
2.2. Особенности взаимодействия тьютора с семьями тьюторантов
Учитывая, что родители являются активными участниками образовательного процесса, они непосредственно влияют на формирование приемлемого поведения у ребенка, большое внимание в данной программе уделяется взаимодействию с родителями.
Задачи:
- повышение осведомленности родителей;
- организация регуляторного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации сопровождения;
- организация участия родителей в образовательных мероприятиях, индивидуальных тьюториалах, родительских собраниях.
Формы сотрудничества тьютора и семьи ребенка индивидуальные (тьюториалы, консультации), коллективные (образовательные события), групповые (родительские собрания). Тьютор в процессе индивидуальных бесед с родителями информирует их о том, как прошел день, об успехах и трудностях ребенка.
Проведенные мероприятия с родителями и педагогами тьютор фиксировал в журнале. Форма журнала представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Форма журнала проведенных мероприятий с родителями/педагогами
Дата проведения | Тема мероприятия | Форма проведение | Участники | Примечание |
|
|
|
|
|
В таблице 6 представлен план работы с родителями в процессе реализации Программы.
Таблица 6 – План работы с родителями
Дата | Тема | Форма |
1 | 2 | 3 |
Февраль | Результаты диагностики. Тьюторское сопровождение | Индивидуальные консультации |
посещение детских спектаклей в музыкальном зале | Образовательное событие | |
Март | Преодоление агрессивного поведения в процессе тьюторского сопровождения | Родительское собрание |
Апрель | Приёмы преодоления детской агрессивности | Буклет |
Май | Игрушки-релаксанты | Буклет |
Июнь | Тьюторские компетенции у родителей | Тьюториал |
Гаджеты и агрессия | Буклет | |
Июль | Солнце, море и вода – наши лучшие друзья | Буклет |
Август | Летние олимпийские игры в детском саду | Образовательное событие |
Сентябрь | Проблемное поведение, как результат семейного воспитания | Родительское собрание |
Октябрь | Как настольные игры дисциплинируют | Буклет |
Ноябрь | Почитай мне мама сказку | Буклет |
Декабрь | Итоги и рекомендации | Индивидуальные тьюториалы |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Тьютор способствует созданию избыточной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Он следит за наполняемостью центров активности, чтобы не было дефицита игрового, спортивного материала, предметов необходимых для детской продуктивной деятельности, костюмов для ряженья. Недостаток того или иного предмета может послужить причиной конфликта и ссоры среди детей. Данные предметы должны быть доступны и безопасны. Совместно с воспитателями групп участвует в организации центра «Уединения». Роль и значение данного центра для детей с агрессивным поведением велика. При усталости, переутомление, ощущении нервозности, ребенок может уединиться в данном центре и отдохнуть. Организует центры: «Здесь живут эмоции», который наполняет предметами для снятия раздражения и выражения гнева (релаксационные игрушки, стакан для кричания, подушка для битья, ведро гнева, театрализованная маска барашка, одев её ребенок, может бодать подушку и т.д.) и центр «Дружба», в котором находится муфточка примирения, коврик мира, картотеки мирилок, правила дружбы и т.д.
Тьютор следит за организацией рабочего пространства тьюторанта, адаптирует образовательный материал под возможности тьюторанта. Создает условия для выполнения предписаний ТПМПК.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Анохина В. Г. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения : методический материал в помощь тьютору. М. : Проспект, 2018. 67 с.
- Бендова Л. В. Система подготовки новых тьюторов как условие обеспечения качества образовательных услуг в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании : [сб. науч. тр.] ; М. : МИМ ЛИНК., 2006. С. 13-20.
- Бокова И. Н. Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом // Молодой ученый. 2022. № 5. С. 365-367.
- Вовк Е. В. Функции и задачи деятельности тьютора в системе дошкольного образования на современном этапе // Педагогический вестник. 2019. № 11. С. 14–16.
- Горбунова А. Ю., Королькова О. О., Ткаченко Е. С. Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. 2020. №4. С. 97-104.
- Дацун Н. Н. Тенденции в развитии тьюторского сопровождения // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 фев. 2017 г.) / отв. ред. О. Н. Широков ; Чебоксары : ЦНС «ИнтерактивПлюс», 2015. С. 479-481.
- Дубченкова Н. О. Тьютор в ДОУ как важный составляющий элемент дошкольного образования // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Астрахань, 11 нояб. 2021 г.) / науч. ред. Г. В. Палаткина ; Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2021. С.8-12.
- Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (М., 29–30 окт. 2019 г.) / науч. ред. Т. М. Ковалева ; М. : МГПУ, 2019. С. 11–16.
- Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2019. 54 с.
- Ковалева Т. М., Попова С. Ю. Тьютор в открытом образовательном пространстве // Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы IV Междунар. науч. – практ. конф. (М., 29-30 окт. 2018 г.) / науч. ред. Т. М. Ковалева ; М. : МПГУ, 2018. С. 248 – 252.
- Кокамбо Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://www.amursu.ru/attachments/article/9505/N60_20.pdf76. (дата обращения: 23.09.2021).
- Рыбалкина Н. В. К истории тьюторства // Сборник статей : Тьюторство: наблюдения, технологии, опыт. Томск, 2005. С. 205-209.
- Солдатова О. А. Тьютор новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения) // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 2. С. 8-14.
- Суханова Е. А. Принципы и практика инклюзивного образования. М. : ИЦ Академия, 2002. 320 с.
- Файн Т. А. Дашкевич И. С. Тьюторство как стратегия профилактики и снижения детской агрессивности // Психологический журнал. 2018. № 5. С. 318.
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании», [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 22.09.2021).
- Чернова М. И. Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 677-679.
- Шикова Е. В. Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении // Молодой ученый. 2022. № 5. С. 413-417.
- Хидирова Н. Т. Тьюторство в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/37326.html. (дата обращения 02.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....