Проект "Мы жители планеты ЗЕМЛЯ"
проект (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе, о планетах солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_zhiteli_planety_zemlya.docx62.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

ПРОЕКТ

Тема: «Мы жители планеты ЗЕМЛЯ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Разновозрастная группа «Капитошки»

Тип: информационно - познавательно

Вид: среднесрочный (один месяц)

с 01.04.2024 – 01.05.2024

                             Воспитатели:

                                                                      Атаманова Светлана Алексеевна.

                                                                                                .

                                                г. Красноярск

                                                       2024г.

Проект в разновозрастной  группе «КАПИТОШКИ»

«Мы жители планеты ЗЕМЛЯ»

 Тип проекта: информационно-познавательный.

Участники проекта: дети разновозрастной  группы, родители, воспитатели.

Время реализации: апрель 2024.

Актуальность проекта

       Быть космонавтом не актуально у современных мальчишек

Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

       Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предполагаемый результат:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Воспитания патриотического чувству дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Цель: расширить знания детей о космосе, людях его осваивающих. Систематизировать представления о Вселенной, солнечной системеи её планетах. Воспитывать интерес к космическому пространству, Вселенной.

Задачи:

1.Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях;
2. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю.А. Гагариным и другими космонавтами;                                 
3. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;                                                    
4. Привлечь родителей к совместной деятельности;

5. Осуществлять гендерное воспитание на примерах мужественности мальчиков;

6.  Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу.

Этапы реализации проекта

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

1 этап.

Предварительная работа

Мониторинг знаний детей.

Выяснить: что знают, что умеют, что хотят узнать.

01.04 - 03. 04

педагоги

Сбор информации, иллюстраций и литературы.

Беседа с родителями по данной теме

*Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

*Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми

*Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы

01.04 - 04. 04

педагоги

Привлечь родителей к участию в жизни группы.

Изучение литературы; Подготовка материала

Изучение, рассмотрение и предоставление детям необходимого материала.

01.04 - 05. 04

педагоги

Подбор необходимой методической литературы, иллюстраций, художественной литературы и т.д.

2 этап.

Основной

II часть проекта

Реализация запланированных мероприятий

Познавательное развитие:

  1. Утренний круг

Беседа-рассуждение: «Что общего и чем отличаются друг от друга?» (Земля и Марс; Космонавт и летчик; Космический корабль и самолет).

Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Беседа «Что мы знаем о КОСМОСЕ»

Беседа «Космическое пространство?»

Беседа «Планеты солнечной системы»

Беседа «Что мы узнале о Космосе на этой недели»,  с рассматриванием альбома: «Космос»

Беседа-рассуждение:  «Особенности приема пищи в космическом полете»

Цель: продолжать развивать умение фантазировать, анализировать, делать умозаключение

Беседа - рассуждение «Есть ли жизнь в космосе?»

Беседа «Что едят космонавты в космосе"

Беседа «Звёздное небо»,  с рассматриванием альбома: «Космонавты»

Беседа «Узнай по описанию - планеты»

Беседа - рассуждение: «Как помочь нашей планете?"

Беседа «Береги свою планету»

Беседа «Голубая планета - Земля».

Беседа «Луна - спутник Земли».

Беседа  «Первый в космосе»

Беседа «Я люблю КОСМОС»

Беседа «Мы сильные, мы смелые»

Беседа: «Помоги нашей планете?"

Вечерний круг:

 «Вечерний круг» - сбор информации «Чем занимались сегодня, что узнали за день?»

«Вечерний круг» -«Что мы узнали о космосе?»

       2.  Р. Речи:

1).«Составление рассказа по картине «Космос», Показ презентации «Мы в Космосе»

2. Беседа «Первый космонавт». Показ презентации «Мы на Марсе»

3. «Составление описательного  рассказа - Мы летим в космос»

4). Придумывание сказки: «В гостях у Лунтика»»

5. «Заучивание стихотворения: «Космонавт»  Я. Аким "Земля", В.Степанов "Юрий Гагарин", "Астрономическая считалка" В.Усачёв

      3. Познавательное развитие:

1) Беседа-рассуждение: Что мы знаем о космосе и готовы ли мы к путешествию в космос?

Цель: мотивировать детей на изучение новых знаний и на подготовку «к полету».

Рассказ воспитателя об интересной книге. «Моя первая книга о Космосе».  Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию энциклопедии, к космосу.

2) «Солнце – источник жизни на земле.»

Просмотр видеоролика.

Обсуждение по содержанию.

3) Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»

Цель: вызвать интерес к тайнам космоса.

4) Просмотр видео-презентации «Планеты Солнечной системы»

Цели: расширять знания детей о космосе, продолжать знакомить детей с планетами солнечной системы,  обогащать словарный запас.

5) Чтение художественной литературы: Чтение рассказа В. Драгунского «Восток-2».

Цель: Предложить детям ответить на вопросы по тексту полными предложениями. Учить видеть в книге источник информации и впечатлений

6) Беседа на тему: «Планеты солнечной системы»

Цель: продолжать расширять представление детей о том,  что собой представляет  Солнечная система.  Внести понятие «спутники», «кометы», «планеты», «метеориты», «орбита».  Развивать творческое мышление и воображение.

7). Беседа: «Мир техники»

Цель: формирование представлений о космической технике.

8). Чтение стихотворений о космосе: Р. Алдонина «Млечный путь», Г. Сапгир «В небе – медведица». 

Цель: продолжать знакомить детей со стихотворениями различных писателей, способствовать запоминанию некоторых из них

  1. Конструирование

Тема«Космические ракеты».

Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги

  1. Рисование»,

Тема: «Открытый космос», «Космонавт», «Весёлые инопланетяне».«Загадочный космос». 
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, продолжать учить самостоятельно, задумывать сюжет.

  1. Лепка

Тема: «Космонавты», «Космический корабль»

Цель: учить детей лепить космонавта «пружинку», используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки 

      4. Совместная деятельность

1 Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".

       5.  Дидактические игры:

«Найди пару»,

«Четвертый лишний»

 «Подбери словечко»

 " Выбери предметы необходимые космонавту",

" Расставь по порядку",

 " Соедини по точкам и раскрась", " Собираюсь я в полёт" 

       

6. Подвижные игры:

 «Ждут нас быстрые ракеты»,

«Невесомость»,

«Космическая эстафета»,

«Кто больше соберет астероидов»,

«Ракетодром»,

«Солнце – чемпион».

      7. Сюжетно – ролевые игры

 «Космическое путешествие»,

«Космонавты»

"Космодром",  

" Исследование новой планеты ";

«В гостях у инопланетян".

         9.  Чтение художественной литературы

В. Бороздин «Первый в космосе»,

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях".

Загадки о космосе.

Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». 

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

Заучивание наизусть стихотворений Я. Аким "Земля", В.Степанов "Юрий Гагарин", "Астрономическая считалка" В.Усачёв.

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми знаний представлений о космосе, о космическом пространстве, эмоциональное ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей самостоятельной творческой личности.

3 этап Заключительный:

Создание папки передвижки «Планеты солнечной системы»

Праздник «Мы жители планеты Земля»

Коллективное панно «Полет на луну»

       Работа с родителями

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

Список источников:

  1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.  М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
  4. Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми  // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009.
  5. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
  7. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников 3 – 7 лет (ФГОС).Мозаика-Синтез, 2014 г.
  8. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010 г.
  9. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).
  10. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
  11. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
  12. Прохорова  Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
  13. Шиян О.А. Развитие творческого мышления 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2012 г.
  14. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (

 Приложения:

Подвижные  игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся, опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Космические загадки с ответами

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

 

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

 

Ночью посмотри в оконце –

В небе высоко Зажигаемся,

как солнца, Очень далеко. (Звезды)

 

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

 

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

 

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

 

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

 

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

 

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

 

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

 

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

 

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

 

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

 

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

 

Есть окошко в корабле -

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

Конспект НОД

«Ю. А. Гагарин – первый космонавт».

Программные задачи: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине. Ввести в словарь детей слова: космос, космодром, планета, космическая ракета, скафандр. Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.

Предварительная работа: чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», рассматривание иллюстраций.

Материал: портрет Ю. А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета «Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт.

Ход.

Воспитатель показывает картинку космонавта.

- Дети, как вы думаете, кто это? (ответы).

Дети, рассматривают одежду космонавта, называют ее с помощью воспитателя.

- Что делают космонавты? (ответы).

- На чем они летают? (ответы).

Воспитатель показывает картинку «Старт космического корабля».

- А кто был первым космонавтом на Земле? (ответы).

- Правильно, первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Хотите побольше узнать о нем?

Рассказ воспитателя.

«12 апреля 1961 года русский человек первым полетел в космос, звали его Ю. А. Гагарин. Полетел он на космической ракете «Восток» (показывает рисунок). Космическая ракета на борту с Гагариным облетела Землю один раз»

- Как звали первого космонавта? (ответы)

- Когда Гагарин полетел в космос? (ответы)

- Да. Первый полет в космос был 12 апреля. И поэтому в этот день мы празднуем День космонавтики.

- Дети, а вы хотите стать космонавтами? (ответы).

- Тогда давайте готовиться!

Физкультминутка.

Дети вместе с воспитателем выполняют несколько физических упражнений.

- Из космоса Ю. А. Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал ее. Дети, где мы живем? (ответы).

- Правильно, мы живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (снимок Земли из космоса).

- Весь мир знает первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно из них. Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

На веки будут вместе

Гагарин и апрель.

- Дети. Теперь вы знаете, кто такие космонавты? (ответы).

- Как звали первого космонавта Земли? (ответы).

- Какой это был человек? (ответ).

Поведение итогов.

Беседа «Что такое космос»

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием “Солнечная система”. Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету - Земля. Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, изображать объекты по представлению, создавать композицию на широком пространстве неба. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия "звезды", "планеты", "кометы", " спутники", названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат, художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование “Космическая фантазия”, звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

Тонированные листы бумаги синего цвета А-4, салфетки, стеки или пластиковые палочки,, фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; кроссворд: картинки на тему: “Космос”.

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте.

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Хорошее, радостное, веселое.

- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг. 
Крепче за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.

- Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

Дома за книжкой и в детском саду 
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки 
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.

- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Недавно наша страна отметила “День космонавтики”. Исполнилось 51год с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным выносливым и т.д.).

- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться. 
Но зато умеет это 
Делать быстрая ... (ракета)

-Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

- Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
- Им - им - им, на ракете полетим.
- Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
- Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.

Игра с мячом “Образуй прилагательные от существительных”.

-Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда -звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь -ночной, холод-холодный, кислород-кислородный...).

-Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

(Звук запуска ракеты).

- Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.

- Посмотрите - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ картинки).

- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда началсвоё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?

Д.: Это солнце - вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.

- А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют).

- Чтобы лететь дальше, нам нужно разгадать кроссворд.

- Назовите самую дальнюю планету. (Плутон)

- Какая планета ближе к Земле? (Марс)

- какая планета состоит из газа и жидкости и окружена огромными кольцами из кусков льда и камня? (Сатурн)

- какая планета такая яркая, что её принимают за НЛО? (Венера)

- какая планета населена живыми существами? (Земля)

-А есть ли в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ карт). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы - телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ картинки).

- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия) А сейчас выполним графический диктант и узнаем какое созвездие под ним скрывается.

клеточки вверх; 1 влево; 1 вверх; 2 вправо; 3 вниз; 2 вправо; 2 вниз; 3 влево;

- Что получилось? (Ковш - Большая медведица).

-Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

- Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

- Давайте нарисуем звезду глазами.

- А какие вы планеты еще знаете? (Дети перечисляют).

- Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети вписывают.)

  • ВЕН...РА
  • ЮП...ТЕР
  • МА...С
  • ...ЛУТОН
  • НЕПТ...Н

- До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали.

- Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (показ картинки) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки - белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ картинки). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

Физкультминутка.

Мы летим к другим планетам
Объявляем обо всем (Поднимаем руки)
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет (шагают и хлопают)
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь (руки на пояс и качаются с ноги на ногу)
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться (шагают).

-А  теперь мы с вами будем рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом: на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать стеками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок. Рисовать мы будем космос и все что с ним связано. Продумайте содержание и композицию вашего представления о космосе, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты (кометы, планеты, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

По мере выполнения работы собираю детские рисунки и помещаю их на доске.

- Подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз, как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости.

         Праздник  - конкурс «Мы жители планеты Земля»

Программное содержание

Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Задачи

Образовательные:

Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике

Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.)

Развивающиеся:

Развивать интеллектуальные способности детей

Развивать силу, выносливость

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу

Создавать эмоционально благоприятную атмосферу

Материал: Картины о космосе, соответствующие каждому вопросу и загадке

Рисунок по точкам с цифрами (ракета) для конкурса капитанов

Спортивный инвентарь для соревнований

Доска для каждой команды с изображением планеты и названием команды

Звезды – бонусы за правильные ответы

Подарки – книги «Астрологическая энциклопедия»

Видеозапись с мультфильмом «Чип и Дейл – полет в космос»

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг.

4. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

 Ход

1. Вступительная часть. Беседа.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

Воспитатель: А вы ребята знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя группами. Команда старшей группы называется «Сатурн», а команда подготовительной группы - «Юпитер». Вы должны отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

Поочередно каждой команде читается загадки. Побеждает команда, отгадавшая большее число загадок.

1. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)

2. Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули по утру – нет ничего. (Звезды на небе)

3. Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится. (Луна)

4. То блин, то полблина,

То та, то эта сторона. (Луна или месяц)

5. По высокой дороге

Идет бычок круторогий,

День он спит,

А ночью глядит. (Месяц)

6. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

7. Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. (Солнце)

8. Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и Солнце)

Конкурс капитанов.

Каждый из капитанов задает друг другу по вопросу «Верно или неверно?». На обдумывание каждого ответа дается 1 мин. В случае затруднения на помощь капитану приходит команда.

Варианты вопросов:

1. Юрий Гагарин был первым человеком, ступившим на Луну.

2. Земля – единственная планета, у которой есть спутник.

3. Метеорит – название планеты.

4. Марс иногда называют Красной планетой.

5. Малая медведица – название звезды.

6. Солнце – самая горячая планета.

7. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.

8. Солнечная система состоит из девяти планет.

9. Белка и Стрелка – названия космических кораблей.

10. Телескоп – оптический прибор для исследования и изучения космических тел.

11. Комета – это летящая звезда.

12. Скафандр – одежда космонавтов.

Конкурс команд.

1. Эстафета

Для каждой команды на магнитной доске нарисовано Солнце с пронумерованными орбитами и подготовлена изображения 9 планет Солнечной системы с магнитами.

Команда выстраивается в колонну по одному слева от стола, на котором лежат плоскостные модели планет. Каждый член команды, взяв одну «планету», должен добежать до доски, прикрепить «планету» на соответствующую ей орбиту и передать эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, быстрее и без ошибок составившая схему Солнечной системы

2. Ребус

Каждой команде дается маркер и изображение ракеты с написанными частями слов. От каждой из команд выбирается по 2 участника. После объяснения задания изображения ракет помещают на магнитную доску.

Задание. При запуске ракеты 5 слов раскололись надвое. Нужно линией соединить половинки вместе, чтобы получились эти слова.

Слова: спут-ник, теле-скоп, пла-нета, зем-ля, Неп-тун;

Плу-тон, луно-ход, коме-та, орби-та, лу-на.

3. «Четвертый лишний»

Участники получают конверты с набором рисунков, три из которых можно объединить вгруппу по какому-либо общему признаку, а один выделить как четвертый лишний.

Варианты:

- Земля, Марс, глобус, Сатурн;

- Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, А. А. Леонов, С. П. Королев.

4. Кроссворд

Вопросы:

1. Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет.

2. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы.

3. Спутник Земли.

4. Вторая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли.

5. Оно есть у планеты Сатурн.

6. Самая большая планета солнечной системы.

5. «Дешифровщик»

Командам предлагается зашифрованные слова на тему «Созвездия» (название созвездие). Буквы в словах зашифрованы цифрами.

Задание. Вписать буквы, соответствующие данной цифре.

Для первой команды – ДЕВА, РЫБЫ.

Для второй – МУХА, ЛИРА.

Конкурс болельщиков.

«Объясни словечко».

Задание. Болельщикам каждой команды дается для объяснения два слова:

- луноход, звездочет;

- прилуниться, звездолет.

За правильные ответы команде присуждаются баллы.

Подведение итогов и объявление результата.

Вручение призов.

                           НОД  Конструирование Тема: «Ракета».

Конструирование из цветной бумаги.

Задачи:

1.Учить навыкам работы с бумагой

2.Активизировать словарь детей : галактика , звезда , планета , астроном ,

орбитальная станция , космическое пространство.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений .

Материалы, инструменты, оборудование:

Квадраты  из бумаги  , заготовки для конструирования , кисточки , клей, салфетки, клеенка, слайды.

                                        Ход занятия.

Ребята , нам  сегодня в группу пришло письмо. Давайте прочтем  

«Ребята , мы с друзьями  полетели на ракете в космос, но наша ракета

сломалась , а нам очень хочется вернуться на планету Земля . Вы сможете смастерить для  нас ракеты ? Буду очень благодарен , если вы нам поможете.»

Наверно там очень интересно, что Незнайка со своими друзьями отправился в космос.

Ребята , а как вы думаете , а на  чем отправился Незнайка?

А хотите и мы с вами сегодня отправимся в космическое путешествие.

А на чем мы полетим в космос ? (ракете ) .А что мы с вами наденем? ( скафандр)

Мы скафандры надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

Отправляемся в полет.!

Основная часть .

Вступительная беседа.

Звучит музыка ( рев ракеты)

Беседа по видеопрезентации.

Вот мы и в космическом пространстве звёзды кажутся нам  маленькими светящимися огоньками.  По тому, что они находятся далеко от земли. Ребята , а что такое звезда ?  Звезда – это гигантский газовый шар подобный солнцу, который излучает тепло и свет. А как вы думаете ,

как называется – скопление миллионов разных звёзд, и планет.(галактика).А чем отличается звезда от планеты (размером).

 (Слайд,№2).

В необъятных просторах космоса вращается наша планета Земля.

Она –одна из планет солнечной системы.

Земля и другие планеты имеют форму круга.

Солнечная система – это объединение планет и их спутников.

(Слайд , №3).

. Планет всего 9 и все они разные

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

      Отгадайте мою загадку?

                      Ночью по небу гуляю

                      Тускло землю освещаю

                       Скучно, скучно мне одной

                       А зовут меня ……….луной

Луна спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты и освещает её ночью.

(Слайд№4).

Кто знает . как звали первого человека который полетел в космос? Ю.А.Гагарин советский космонавт   (слайд№5)

Полёт этот состоялся 12 апреля 1961 года.

На корабле  «Восток « Он совершил один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут    (слайд №6.).

Этот день 12 апреля принято считать Днём космонавтики.

Сегодня изучение космического пространства продолжается .Что вы об этом знаете?( запускаются спутники к другим планетам).

Для проведения исследований люди находятся на орбитальной станции  долгое время в космосе.  Жить на орбитальной станции не просто поэтому люди долгое время готовятся к полётам. .  (слай№7).

А еще есть люди которые  изучают звезды – это астрономы ., они  наблюдают за звездами в огромные телескопы. (слай№8).

А теперь нам  пора  возвращаться на землю, чтобы помочь Незнайке.

  1. Практическая часть

А сейчас  давайте сделаем ракеты из бумаги.

Для  ракеты  нам понадобятся квадраты цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, , ножницы.

     Складываем из бумаги ракеты поэтапно.   

Завершаем оформление ракеты  иллюминаторами.

Ракета готовы, теперь Незнайка со своими друзьями может вернуться обратно на землю. Давайте возьмем свои ракеты наклеим  на ночное небо

и будем ждать возвращения Незнайки.

Итог.

Ребята вам понравилось помогать Незнайке ? Что мы сегодня делали ?

А что вы можете рассказать о космосе ? .В благодарность Незнайка прислал вам подарки. Это медальоны. На что они похожи?( солнечную систему).

Давайте скажем Незнайке огромное спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на плане...

"Жители планеты Земля".

Занятие для детей средней группы по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЦОР в старшей группе. Тема: «Мы все – жители планеты Земля»

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности с использованием ЦОР в старшей группе. Тема: «Мы все – жители планеты Земля»...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Мы - жители планеты Земля".

Данное занятие посвященно проблеме толерантности детей дошкольного возраста. В занятие включены стихи, рассказы детей, использование ИКТ, продуктивная деятельность....

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В совр...