НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_vospitaniyu_tolerantnosti_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
обучающие:
- формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;
- познакомить с понятием «толерантность»;
воспитательные:
- воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;
- доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;
- положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;
- эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.
развивающие:
- развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.
Материал и оборудование:
-мультимедийный проектор;
-презентации: «Китай», «Африка», «Россия»;
-глобус;
- карта;
- аудиозапись песни «Дружба»;
- мультфильмы:«Катерок», «Народы России», «Мы живём в России. Татары».
Образовательные области:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка».
ХОД НОД: Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг».
- Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.
-А теперь закроем глаза, возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить!
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.
Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Дети: На карте.
Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей
Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?
Дети: Столица.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.
Дети: Москва.
Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?
Дети: Россия
Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?
Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…
Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?
Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.
Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.
- Встаньте все те, кто умеет читать, - любит кататься на каруселях, - любит смотреть мультфильмы, - любит мороженное, - любит играть, - мечтает полететь в космос, - любит животных, - встаньте те, кто любит танцевать, - встаньте все те, кто умеет дружить.
Воспитатель:
Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)
Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?
Почему вы так думаете? (ответы детей)
Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.
Воспитатель:
- А кто из вас слышал слово «толерантность»?
- А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)
В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.
А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:
Ребёнок 1.
Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, Садик, быт наш и уют.
Ребёнок 2.
Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.
Ребёнок 4.
Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность, Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность.
Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.П. Катаева.
Как звали девочку?
Кого Женя встретила?
Какого цвета был последний лепесток и желание? (Голубой, чтобы Витя был здоров)
Чем закончилась сказка?
Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам! Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
-Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? ( Фею цветов)
Как вы думаете, больше всего на свете она любит, что? (цветы)
- Правильно цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:
«В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»
(дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).
Слайд№1 с изображением Китая. - Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)
Слайд№2. - Правильно. Софья расскажет нам об этой стране .
Слайд№3. «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Попробуйте поздороваться и вы.
Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.
Слайд№4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.
Слайд№5,6,7. Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.
Слайд№8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.
Слайд№9. Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.
Слайд№10. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.
Слайд№11. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».
Я приглашаю всех на китайскую гимнастику.
(звучит китайская музыка для медитации)
- Сначала мы поприветствуем солнце. Ручки поднимаем вверх, опускаем и ещё раз повторяем.
- Соединяем ладошки над головой, поднимаем ногу, держим равновесие.
- В Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашечки, еще наливаем, А теперь в другую чашечку и ещё раз.
- Чай горячий подуем.
- Медленно поднимаем руки вверх, резко наклоняемся, говорим «ха»,
Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)
Воспитатель: А теперь скажем Софье по-китайски: се-се (спасибо).
- А нам ребятки пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова …. (дети встают в круг и произносят волшебные слова)
Слайд №1 с изображением Африки.
- Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)
Слайд №2. Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.
-Эльвира познакомит нас с жителями Африки.
Слайд №3. -Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.
Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.
Слайд №4. - Почему у людей Африки такая темная кожа? (жарко)
Слайды №5,6. -Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей, поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев.
Слайды №7,8,9. А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.
Слайд №10,11. Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.
Слайд №12. Как и мы любят животных, природу.
Слайд № 13. Ходят учиться в школу.
Слайд № 14. Но больше всего африканские дети любят танцевать.
- Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.
(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)
- Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.
- Сколько у нас осталось лепестков, вспоминаем волшебные слова и снова отрываем лепесток…
Слайд №1- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?
-Попросим Илюзю рассказать о нашей стране.
-Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.
Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.
А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Народы России».
Слайд №4.Татары, то есть мы – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием.
Просмотр видео « Мы живём в России».
Слайд №5. Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза». Я приглашаю всех. Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла»
У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.
- Давайте скажем волшебные слова… .
(воспитатель отрывает лепесток, дети кружатся и возвращаются в свой детский сад)
- А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
-А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.
Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?
- А вы по–настоящему дружные ребята?
Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?
- А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).
- Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.
Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?
(познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали).
Г лавное чудо света — это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!
А какой это человек выбирайте сами: добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.
Дети уходят под песню «На большой планете».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»
Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...
Конспект НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование и систематизация прочных знаний у детей старшего дошкольного возраста о планете Земля и ее жителях
Перспективное планирование по формированию у детей прочных знаний о планете земля и ее жителях....
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Конспект по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля»
...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Берегите планету Земля»
Развивать экологический интерес к нашей планете....
Технологическая карта исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста "Тайны планеты Земля"
Дошкольникам присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаютс...