Паспорт проекта «Мы – друзья природы»
проект (средняя группа)
Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, то детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек - это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.
Цель: Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.
На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Ø учить видеть красоту природы;
Ø учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи;
Ø развивать логическое мышление, внимание, память;
Ø развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
Ø формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;
Ø формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;
Ø учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мы друзья природы" | 50.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени профессора Н.Е. Жуковского»
ДЕТСКИЙ САД №7
Паспорт проекта
«Мы – друзья природы»
средняя группа
Выполнили воспитатели:
Попругина А.В
Качионас Е.В.
г.о.Жуковский
2023-2024 гг.
Авторы проекта: воспитатели Попругина А.В., Качионас Е.В.
Тип проекта: познавательный, творческий, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта – среднесрочный (1.10.2023г. – 30.05.2024г.).
Участники проекта: (групповой) воспитанники, воспитатели группы, родители, музыкальный
руководитель, инструкторы по физической культуре, педагог доп. образования по
худ./эст. развитию.
Актуальность темы:
Планета Земля — наш общий дом, и каждый человек должен проявлять заботу о нем, беречь и сохранять все его ценности и богатства. Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, то детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек - это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.
Цель: Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.
На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;
- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;
- учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
- привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети:
Опыт детей в сфере экологического воспитания обогащен и обобщен путем использования различных форм деятельности. Благодаря применению различных методов и приемов у ребят развились эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, целостное представление об организации природоохранной деятельности. У детей развились воображение, мышление, восприятие, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Сформировалось сообщество «дети – воспитатель – родители».
Будут созданы:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая закреплению знаний детей о бережном отношении к природе;
Коллективные работы:
Фотовыставки:
«Мое любимое животное» (к всемирному дню защиты животных)
«Птицам и животным зимой мы поможем добротой»
«Красная книга руками детей средней гр.№2»
«Весна на окошке для наших животных»
Акция «Покормите птиц зимой»
«Как вести себя в лесу» (коллективная работа, художественно-эстетическое развитие)
«Разноцветные клумбы» (посадка цветов детьми)
Итоговое мероприятие - квест: «Мы друзья природы»
Повышен интерес у родителей к жизни детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. (1.10.2023г.-07.10.2023г.)
- Выбор актуальной темы.
- Поставка цели и задач по выбранной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Создание модели реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап – основной (практический). (07.10.2023г. – 30.05.2024г.)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и систематизации знаний у детей о природе, ее значении в жизни человека, человека, как части природы, необходимости беречь природу.
3 этап – заключительный. (20.05.2024г. – 30.05.2024г.)
- Оформление результата проекта в виде презентации и видео.
- Проведение итогового мероприятия - квеста «Мы друзья природы».
Формы реализации проекта:
- НОД
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Игровая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Досуговая деятельность
График мероприятий
Тема | Цель и задачи | Формы работы | ||||
Наблюдение | Чтение | НОД, беседы | Игры Фк.мин Пальч.упражн. | Итоговое мероприятие | ||
Октябрь Здравствуй, осень! Приложение 1 | На вводном занятии познакомить детей с понятием «природа» и зачем ее надо беречь. Уточнять и расширять представления детей о сезонных (осенних) изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | «Ищем приметы осени» «Как изменились клумбы» «Деревья и кустарники нашего д/с» «На каких деревьях поспели плоды» | В.Бианки «Чей нос лучше» Н.Сладков «Лесные силачи» Е. Чарушин «Про зайчат» Н. Сладков «Осень на пороге» И. Токмакова "Ветрено" И. Токмакова "Сосны" | НОД: «Мы друзья природы» (ОО Познание) «Заюшкин огород» (ОО Худ.-эст.разв, аппликация) «Осеннее дерево» (ОО Худ.-эст.разв, рисование) «Мухомор» (ОО Худ.-эст.разв, лепка) Беседы: «Что такое природа» «Зачем человеку природа» «Почему природу надо беречь» «День защиты животных» «Почему нельзя трогать грибы в лесу»
Пословицы о природе | Подвижные «Мыши водят хоровод» «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб!» «Собери картинку» ФК минутки: «Листопад» «За грибами» Пальчиковые упр: «Осень» 1, 2 «Собираем листочки» | Выставка рисунков «Осень золотая» Фотовыставка к всемирному дню защиты животных «Мое любимое животное» «Осенняя фантазия» из природных материалов. «Разноцветный клен» коллективная работа из осенних листьев |
Ноябрь Волшебница вода Приложение 2 | Знакомить со свойствами воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни, о важности ее чистоты. | «Вода вокруг нас» «За шишками в разную погоду» За осадками (дождь, снег, иней, туман) За появление льда на улице | К. Д. Ушинский "Хотела галка пить"
"Вы слыхали о воде" Николаев "Путешествие капельки" О.Борщ «Воду над уважать» | НОД «Волшебница вода»(экспериментальная д-ть) Исследовательская д-ть: «Как вода шишку закрыла» «Вода нужна всем» (растение поливать и не поливать) «Зимнее дерево» (худ.-эст.разв, аппликация)) Беседы «Вода вокруг нас» «Путешествие капельки» «Без воды нет жизни» «Волшебница вода» Пословицы о воде Загадки о воде | Подвижные : «Солнышко и дождик» (мр3), «Ручеек», Ручейки и озера» (мр3) Дидактические: «Кому нужна вода» ФК минутки «На водопой», «Как приятно в речке плавать», «К речке быстрой» Пальчиковые упр. «Выходи водица» «Антошка моет посуду» | Эксперимент «Вода нужна всем» (растение поливать и не поливать) |
Декабрь В лесу родилась ёлочка. Приложение 3 | Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры. | «Ель живая» «И зимой и летом одним цветом» «Ель долго растет» «Ель и ее друзья» Как меняется ель зимой Сравнение ели и лиственных деревьев Рассматривание зеленой и голубой ели Сравнение шишек ели и сосны | А. Сожан «Сказка о ёлочке, которую не срубили» М. Шкурина «Сказка про ёлочку»
Г. Х. Андерсен «Ёлочка» Т. Волгина Стих-е «Лесная красавица» С.Михалкова «В снегу стояла ёлочка…» И. Токмаковой «Живи, ёлочка» «Мы жалеем елочку» | НОД «Елочка-красавица» (ОО Познание) «С кем дружит ель» (ОО Познание) «Елочка в снегу» (ОО худ.-эст разв, рисование) Беседы «Ель живая» «Зимой и летом одним цветом» «Ель долго растет» «Ель и ее друзья» Загадки о ели | Подвижные «Раз, два, три к ёлочке беги» Дидактические «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку», «Третий лишний» ФК минутки «Елка» по стихотворению «Ель»по стихотворению «Птичья ёлка»Пальчиковые упр. «Ёлочка» «Елка» «Елочка» | «Наша елка хороша» (коллективная работа) «Кто под елочкой живет, кто на елочке живет» (макет) |
Январь Пернатые друзья. Приложение 4 | Знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, ласточка, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим". | за вороной за синицей за голубями за дятлом | Н.Грибачева "Ну, морозы, ну, морозы!”, Т. Евдошенко "Берегите птиц", "Зимние гости", Ю.Никонова "Воробьишко", В.Н. Морозов "Птичьи хлопоты". | НОД «Покормите птиц зимой» (ОО Познание) «Рябина для снегирей»(ОО Худ.-эст.разв.,рисование) «Снегири и синицы» (ОО Худ.-эст.разв., аппликация) «Воробьиная столовая» (ОО Худ.-эст.разв., лепка) Беседы «Зачем кормить птиц зимой» «Как и зачем человек помогает зимой диким животным» «Животным и птицам зимой мы поможем добротой» Загадки о птицах | Подвижные «Зимующие и перелетные птицы» (русская народная) «Воробушки и автомобиль» «Перелетные птицы» Дидактические «4 лишний» «Где, какая птица находится» «Найди по описанию» ФК минутки «Воробушки» « Вороны» «Снегири» «Белочка» Пальчиковые упр. «Сколько птиц в кормушке нашей «Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» | Акция «Покормите птиц зимой» (устройство кормушек на участке, регулярное кормление птиц, кормление птиц на прогулках дома) Фотовыставка «Птицам и животным зимой мы поможем добротой» |
Февраль Чудеса зимы Приложение 5 | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Объяснить необходимость витаминов для человека и животных в конце зимы Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | За глубиной снега Опыт со сладкой водой (почему деревья не замерзают) За строением снежинок За ростом посадок (луком и овсом) | РНС "Зимовье"
"Зимняя сказка"
"Мама, глянь-ка из окошка:"
| НОД «Зимние чудеса» (ОО Познание) «Зимняя экскурсия по детскому саду» (ОО Познание, экология) «Чудеса: зимой у нас весна» ОО: Познание, экология (огород на окне) Беседы «Весна на окошке» «Снег – «одежда» для растений и деревьев» «Что нам дарит снег» «Что такое снег» Загадки о зиме Пословицы о зиме | Подвижные «Берегись- заморожу» « Брось дальше» «Снежинки и ветер» Дидактические «Наоборот» «Что зимой бывает» «Подбери слово» «Кто скорее соберет» ФК минутки «Ну, а снег летит, летит» «В зимнем лесу» Пальчиковые упр. «Снежок» «Мы во двор пришли гулять» «Мы сажаем огород» | Устройство «Птичьей столовой» Буклет для родителей «Покормите птиц зимой» «Весна на окошке» (посадка лука и овса для «животных») |
Март Береги все живое Приложение 6 | Познакомить детей с Красной книгой. редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | За таянием снега За первыми подснежниками За появлением первых листочков За белкой За птицами | В. Бианки «Как муравьишко домой спешил» Н. Габаева «Животные-малютки» В.Лифшиц «Лесные хозяева» И.Гурина «Приключения бельчонка» | Просмотр видео о Красной книге НОД «Знакомство с Красной книгой» (ОО Познание) Беседы «Как Красная книга помогает сохранить животных» «Почему пропадают растения» «Как сберечь животных морей и океанов» Беседы по картинкам Красной книги, которые заинтересовали детей Загадки о краснокнижных животных и растениях | Подвижные «У медведя во бору…» «Сидит, сидит зайка…» «Охотник и зайцы» Дидактические «Расскажи о диких животных и их детенышах» «Звери» « Вот животное Что за птица?» «Угадай – ка» ФК минутки «Звери шли на водопой» «Цветы» «В лесу» Пальчиковые упр. «В лесу» Дети, в лес шагаем, диких животным изучаем. «Есть у каждого свой дом» | «Красная книга руками детей средней группы 2» |
Апрель Встречаем весну Приложение 7 | Обратить внимание детей на наступление весны (пробуждение природы: появление первой зелени, насекомых, пение птиц, прилет птиц, первые цветы, погодные изменения). | За изменениями погоды (то тепло, то холодно) За первыми ростками травы За набуханием почек За первыми листочками За поведение птиц, пением За появлением насекомых За появлением березового сока | Стихи «Апрель, апрель» «Весна» «Два скворца» В. Бианки: «Как Муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Хвосты», «Лесные домишки», «Синичкин календарь». Экологические сказки по выбору (см Экологические сказки) | Просмотр видео экологический мультфильм «Мальчик и Земля» НОД «Подснежник» (ОО Худю-эст.разв., пластилинография) «Скворечник для скворушки» (ОО Худю-эст.разв., аппликация) Беседы «Пробуждение природы после зимы» По просмотру видеоролика «Мальчик и Земля» «Как прекрасен этот мир» «Как животных я люблю» «Все времена года хороши» «Природу берегу как могу» | Подвижные «Гуси-лебеди» «Пчелки» «Что происходит в природе?» Дидактические «Мое облако». «Насекомые» «Да или нет» «Природа и человек» ФК минутки «Земля – наш общий дом» «На водопой» «Скворушки» Пальчиковые упр. «Подснежник» «Перелетные птицы» «Край родной» | «Береги природу» (Коллективная работа-плакат по правилам поведения на природе) |
Май Мы – друзья природы! Приложение 8 | Закрепить представления детей о планете Земля (суше и водном пространстве,) Обобщить полученные в ходе проекта знания о природе, о ее значении в жизни человека, о необходимости ее беречь. Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, уходом за растениями). | За изменениями погоды (то тепло, то холодно) За поведение птиц, пением За появлением насекомых | Экологические сказки по выбору (см Экологические сказки) | Просмотр презентации по проекту Обсуждения каждого слайда | По выбору детей из проведенных в течение проекта | Итоговое развлекательное занятие, игра-квест «Мы друзья природы» |
Итоги проекта
Нами был разработан и реализован проект «Мы - друзья природы!». Осуществляя данный проект, мы старались помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Проект «Мы - друзья природы!» - среднесрочный и реализовывался с октября по май.
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий. Проект состоял из нескольких подпроектов, раделенных на темы месяцев.
С ребятами проводились целевые прогулки по территории детского сада, интегрированные занятия по изодятельности, коллективные работы по пластилинографии, беседы, наблюдения за состоянием погоды и трудом взрослых, дидактические и подвижные игры. Дети отгадывали загадки, изучали народные приметы, готовили своими руками угощение для птиц.
В результате проведенного проекта дети стали проявлять любознательность, интерес т бережное отношение по отношению к природе. Преобладает эмоционально-положительное отношение к ней, стали лучше ориентироваться в мире животных и птиц, овладели некоторыми правилами поведения на природе.
Список использованных источников
1.Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
2.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика- синтез.
3.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. ТЦ Сфера.
4.Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.
5.Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.
6.Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.
7.Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»
8.Н. Рыжова «Наш дом природа», М. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Пернатые друзья"
Краткосрочный творческий проект познавательного направления...
Паспорт проекта "Радуга - чудо природы"
Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....
Паспорт проекта "Лаборатория неживой природы". 2 младшая группа.
Проект: «Лаборатория неживой природы». 2 младшая группа "Ромашки"Автор проекта: Попова Т.А.Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как познакомиться с н...
Паспорт проекта "Мы друзья природы"
Паспорт проекта "Мы друзья природы" старшая группа...
Паспорт проекта "Мы-друзья книги" в старшей группе детского сада
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся нев...
Паспорт проекта «Мы друзья природы » 2021 год
Паспорт проекта...
Паспорт проекта «Мы друзья природы »
Паспорт проекта...