Паспорт проекта "Лаборатория неживой природы". 2 младшая группа.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Попова Татьяна Александровна

Проект: «Лаборатория неживой природы». 2 младшая группа "Ромашки"

Автор проекта: Попова Т.А.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как познакомиться с неживой природой?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

Информационная карта проекта

Проект: «Лаборатория неживой природы».

Автор проекта: Попова Т.А.

Продолжительность: февраль – май 2016 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой

Участники проекта: дети 2 младшей группы «Ромашки», родители, воспитатели.

Возраст детей: 3 года

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект :

Как познакомиться с неживой природой?

Целевая группа:

дети, родители, воспитатели

Цель проекта:

обогатить представления детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближнем окружении.

Задачи проекта:

Для детей:

Получить  представление о свойствах воды (льётся, переливается, прозрачная, растворяет некоторые вещества).
Получить  представление о воздухе и его свойствах(прозрачный, невидимый, лёгкий).
Познакомиться со свойствами песка (сухого -сыпучесть, мокрого -можно лепить).
Для педагогов:

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности.

Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Для родителей:

 Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Форма проведения итогового мероприятия:

Показ  ОД «Вода и ее значение».

Презентация  проделанной работы по проекту.

Продукты проекта:

Для детей

  • Рисунки детей «Идет дождь», «Рисование картинок песком»,  лепка фигурок из мокрого песка.
  • Экспериментально-исследовательская деятельность.

Для педагогов

  • Подготовка  презентации  проведенной работы по проекту.
  • Показ  ОД «Вода и ее значение».

Для родителей

  • Выставка детских работ
  • Ознакомление с  презентацией о проделанной работе по проекту на сайте группы.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы.

Дети бережно относятся к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

 Родители будут вовлечены в педагогический процесс ДОУ, возрастет заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

Краткое содержание проекта

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

1.Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта)

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний).
2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»

6. Оформление картотеки опытов.

 7.  Подготовка информации для родительского уголка.

Чтение потешки «Водичка-водичка», « Ай, лады, лады, не боимся мы воды. Чтение стихотворений « Что такое вода?» «Ручеёк, речка».Чтение А. С. Пушкина (из «сказки о царе Салтане») «Ветер по морю гуляет».Чтение А. С. Пушкина «Ветер! Ветер! Ты могуч!»Наблюдения за ветром, дождем, лужами, снегом, сосульками. Подвижные игры:«Солнышко и дождик».« Кто быстрей соберёт?».«Не разлей воду». «Мыльные пузыри». Беседы: «Береги воду». Разговор на тему: «Кому нужен песок для жизни?». Строительные игры с песком, рисование на песке.  Беседы: «Песок в природе», «Где используют песок »,     « Животные и песок». 
Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду». Загадывание загадок на тему:”Вода, воздух и песок”

1. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «Уголка экспериментирования»
2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

2. Основной

(Познавательно-исследовательская деятельность)

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.



1. Экспериментирование с водой:

Опыты - вода прозрачная,

у воды нет запаха,

у воды нет вкуса,

вода жидкая может течь,

лед легче воды,

вода бывает холодной, теплой, горячей,

вода не имеет формы.

2. Экспериментирование с воздухом:

Опыты – «Как поймать воздух?»,

«Воздушные шары», «Воздух внутри нас», «Ветер, ветер – ты могуч!»,

3. Экспериментирование с песком:
- опыты с песком и глиной; 
- игры-эксперименты: 
«Песчаный конус» 
 «Свойства мокрого песка» 
 «Волшебный материал» 
 «Где вода?» 
 «Ветер» 
 «Песочные часы» 
 «Замок из песка» 
 «Строительство из «жидкого песка» 

1.Родители интересуются ходом проекта

2. Беседа "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". 
Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента. 
3. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". 
Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
4. Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой». 
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома. 

3. Завершающий

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2. Презентация проекта.

3. Показ ОД «Вода и ее значение».

 1. Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
2. Участие в презентации проекта

Ознакомление с  презентацией о проделанной работе по проекту

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

План работы над проектом

Этапы, их цель

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

Выявление проблемы.

Цель: помочь детям осознать проблему.

Выбор темы проекта.

Цель: сформулировать тему проекта

•Беседа с воспитателем; •групповой сбор

Тема: «Лаборатория неживой природы»

Слово

Дети, воспитатели

Планирование работы над проектом.

Цель: составить план проекта, определить последовательность работы над проектом, участников, материалы

«Мозговой штурм» в группе активных.

Групповой сбор

 Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

 Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Загадки, поговорки, сказки, потешки, стихи.

Материал для творчества детей. Материал для исследовательской и практической деятельности.

Дети, воспитатели, родители

Реализация проекта.

Цель для детей:

Получить  представление о свойствах воды(льётся, переливается, прозрачная, растворяет некоторые вещества).
Получить  представление о воздухе и его свойствах(прозрачный, невидимый, лёгкий).
Познакомиться со свойствами песка(сухого -сыпучесть, мокрого -можно лепить).

Цель для педагога: создание условий для формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность детей по изучению объектов неживой природы.


Отражение результата.
ОД

Необходимый материал для познавательно-исследовательской деятельности.

Дети, воспитатели, родители

Завершение проекта – презентация, выставка детских работ. Открытая ОД.

Цель: дать возможность предъявить результат своей деятельности

Презентация, выставка детских работ. Открытая  ОД

 Выставка детских работ.

 Презентация.

 Анализ полученных результатов. Открытая  ОД.

Рисунки, поделки, фото

Дети, воспитатели, родители

Приложение


Опыты с водой.

Знакомство со свойствами воды.

Опыт №1.Вода не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.

Цель: Доказать ,что вода не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.

Переливаем одну и туже воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов, когда выливаем из одного из сосудов воду на поднос ,то вода принимает –бесформенную лужу(п.ч.вода не имеет своей формы).

Даем понюхать воду в подготовленных стаканчиках. Вспоминаем запахи лимона, цветов, духов. Все это имеет запах, а вода не имеет запаха.

Пробуем воду на вкус. Какая она на вкус - безвкусная. Добавляем сахар, вода стала -сладкая , добавляем соль- вода стала соленая, добавляем в воду лимон - вода стала кислая. Сравниваем воду в первом стаканчике и делаем вывод – вода чистая не имеет- вкуса.

-Какая вода по цвету?

Подкрашиваем воду во всех стаканчиках (используем крупинки гуаши, тщательно размешивая). Используем белую краску - вода белая.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.

Опыты с воздухом.

Проводя эти опыты, вы познакомите детей с некоторыми свойствами воздуха его качественными характеристиками.

Опыт №1 “Как поймать воздух?”

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

Опыт с воздухом №2

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом №3

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом №4.

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий) .

Опыт с воздухом №5.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.

Опыт с воздухом №6.

Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе. » Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

Опыты с песком.

Знакомство со свойствами песка.

Опыт 1. Песчаный конус.

Цель: Показать, что отдельные песчинки и слои песка передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1.Сухой песок.

2.Поднос для песка.

Опыт: Берем горсть песка и медленно высыпаем струйкой в одно и то же место. Постепенно образуется конус, растущий в высоту, занимающий все большую площадь у основания.

Если долго сыпать песок, то будут возникать” сплывы ”- движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных песчинок. Скреплены ли они между собой? Нет. Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Опыт 2. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается и может принимать форму , которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование:

1.Сухой песок.

2. 2 подноса.

3.Формочки и совки для песка.

Опыт:

Насыпим сухой песок небольшими струйками на первый поднос. Песок сыпится очень хорошо. Почему? Потому что ,слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Пробуем насыпать мокрый песок на второй поднос.

Не сыпится. Почему? Дети высказывают свои версии. Потому что в сухом песке между песчинками воздух, а в мокром – вода. Вода склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться как в сухом песке.

Пробуем лепить кексики и куличи при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Лепка получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличи и кексики сохраняют форму. Оставим на подносе наши куличи до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим ,что куличи рассыпаются при малейшем прикосновении рук. Почему? Вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать ,но можно из него лепить. Он принимает любую форму пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода. А в сухом песке между песчинками находится воздух.

С помощью опытов и экспериментов доказали, что воздух есть везде. У детей развились такие качества, как любознательность, наблюдательность, мыслительная деятельность, умственные способности, речь, научились анализировать.

Появилось желание к исследовательской деятельности. Сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными методами.

Мероприятия по изучению свойств воды, воздуха, песка:

Игры с песком.

1.На картонных листах нарисовать рисунок, намазать клеем и тонкой струйкой посыпать песок.

2.Кто вперед в бутылочку насыпит сухой песок.

3.Кто вперед сделает из песка большую горку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Краткосрочный проект "Живая и неживая природа" подготовительная группа

Краткосрочный проект "Живая и неживая природа"  подготовительная группа...

Экологический проект «В гостях у ЭкоСовы: лаборатория неживой природы» (средняя группа)

Данный экологический проект рассчитан на год и включает несколько подпроектов. Статья содержит паспорт проекта,  а также перспективное планирование деятельности с детьми по развитию экологической...

Конспект занятия по познавательному развитию «Живая и неживая природа» (средняя группа)

Цель: формировать у детей представление об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.Задачи:-познакомить детей с понятиями «живая природ...

Презентация "Живая и неживая природа" младшая группа

Цель: Пополнить знания детей о живой и неживой природе....

Проект "Лаборатория неживой природы" в группе младшего возраста.

Проект «Лаборатория неживой природы»«Воздух»в младшей группе   Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: 3 неделиУчастники: вос...