Взаимодействие с семьями воспитанников для развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка
материал

Суздальцева Анастасия Владимировна

Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен  и неполноценен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ДЛЯ ГПО

 по художественно-эстетическому развитию
дошкольников

на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников для развития
инициативы и творческих способностей каждого ребенка»

Выполнил: Суздальцева Анастасия Владимировна

 воспитатель МБДОУ «Детский сад

 комбинированного вида «Яблонька»

Мичуринск-Наукоград, 2023

Детский сад – первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.  От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Плодотворная совместная работа возможна только при установлении доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Анкетирование родителей в ДОУ  выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, и зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами.

Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен  и неполноценен.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания   вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.  

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Поэтому, для нашего детского сада традиционными стали  проводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка;  открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты (Мастер-класс «Волшебный мир творчества», мастер-класс «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», театрализованное представление «Сказка на новый лад», проектная деятельность и др.)

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами(педагогом оп. образования, педагогом-психологом,учителем-логопедом инструктором по физкультуре,  музыкальным руководителем).

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством,способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.

В день открытых дверей  в 2015 году проводился Мастер-класс  «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», где родители принимали активное участие, и также как для детей, процесс работы с интерактивной доской увлёк родителей.

В подготовке к выступлениям в фестивалях «Юные таланты», «Живая память поколений» родители оказывают посильную помощь: в пошиве костюмов и изготовлении декораций,  разучивают стихи, песни, роли для театральных постановок «Колобок», «Теремок», «Под грибом». Дети занимают призовые места.

Также, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников проводятся тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы», праздники, развлечения, занятия, в конкурсы.

Традиционными стали:

- организации выставок совместных поделок и рисунков родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка», «Покорми птиц зимой», «Пасха» и др.

- с участием родителей интегрированное мероприятие с родителями «Кукла из глубины веков», проведен мастер-класс для педагогов и родителей с детьми по изготовлению куклы-самокрутки.

- совместные проекты со специалистами ДОУ и родителями: проект «Карандаш»,  «Нас подружит баскетбол»,

- Фотовыставки: «На крепких папиных плечах», «Мама солнышко мое», «Моё семейное древо»

- Праздники развлечения: «Мгновения большой войны».  

- Родители оказывают посильную помощь в пошиве костюмов и изготовлении декораций для праздников.

Формы работы ДОУ в рамках художественно - эстетического воспитания

Праздники и развлечения.

Дни открытых дверей.

Обмен опытом семейного воспитания.

Беседы, семинары, консультации специалистов, участие в конференциях.

Изучение запроса родителей, степени удовлетворенности образовательными услугами.

Выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых (рисунки и поделки своими руками)

Участие родителей в праздниках, развлечениях, занятиях, в конкурсах.

Ярмарки, выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых.

Работа с родительским комитетом, общественными организациями.

Индивидуальная и коррекционная работа с детьми и родителями.

Участие родителей в создании развивающего пространства.

Коррекционно-развивающие практикумы с родителями(проводят специалисты).

Проведение мастер-классов.

Тематические недели.

Совместная театральная деятельность.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что данные формы работы представляют собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...

Сообщение из опыта работы «Основы сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников способствующие развитию личности и творческих способностей дошкольников»

Сообщение из опыта работы«Основы сотрудничества музыкального руководителя, с семьями воспитанников способствующие развитию личности и творческих способностей дошкольников»В соответствии с ...

Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...

«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...