Презентация "Развивающий диалог"
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет: В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Понятие: Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной(противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу. Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Ц ель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со- беседники , со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Задачи развивающего диалога – - р азвивать умение понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения); - вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности; - формировать умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами; - развивать умение следовать правилам ведения диалога.
Место развивающего диалога в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: Во время утреннего и вечернего круга Элементы развивающего диалога: - в режимных моментах - на занятиях - в проектной деятельности - в свободной деятельности - в игре
Признаки развивающего диалога - Проблемная ситуация - Дети активно включаются в диалог: задают вопросы; поддерживают беседу; им интересно мнение других; п роявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение; аргументируют своё мнение. - Использование новых слов - Появляются суждения
Структура развивающего диалога: - Проблемная ситуация - Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации - Обсуждение проблемы - Структурирование ответов детей - Анализ высказываний - Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы) - Проверка гипотезы и вывод
Для чего нужно вести развивающий диалог? - педагог совершенствует свой собственный опыт - педагог может напрямую поработать со своими собственными трудностями, что поможет ему одновременно изучить их и углубиться в понимании - педагог видит какие трудности возникают у детей - ребенок осознает собственные сложности и пытается понять их суть
Сопротивления педагога во время внедрения азвивающего диалога в свою практику: - нет времени - спонтанность - потеря статуса - слишком маленькие
Как сделать диалог развивающим? - п едагог с тавит проблему; - с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс; - не прерывает и не торопит детей; - не даёт готовых ответов; - использует противоречия; - аргументирует свой ответ; - старается не упустить ни одного ребёнка; - отвечает на вопросы детей; - должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно); - должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: - создание проблемных ситуаций; - постановка проблемных вопросов; - работа с правилами; - круги доверия (работа в парах, мини группах) Что должен учитывать педагог: - интересы и потребности детей; - опыт; - возраст; - индивидуальные особенности детей; - текущие события в группе
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: - з адаётся проблемный вопрос ( Как вы думаете? Как вы считаете?) - выдвигаются версии детей с обоснованием; - педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии - возвращаются к проблемному вопросу ( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.
Следующий этап - проблемные вопросы: Существуют вопросы следующего характера: - субъективный (Что вы думаете об этом?) - у точняющий (Верно ли?) - п очемучкин (Объясните, почему?) - оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?) - воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)
Проблемные вопросы могут быть открытые и закрытые: Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». - это способ вовлечь ребенка в разговор - это вопросы, ответить на которые можно развернуто, используя собственные знания и чувства. Не задавайте закрытых вопросов, которые предусматривают только односложный ответ.
Открытые вопросы: - почему? - как? - что? - зачем? - расскажи о ? - что думаешь о? Закрытые вопросы: - есть? был? - сделал? сделала? - будет? не будет?
Что дают открытые вопросы: - стимулируют творческие способности - расширяют горизонты мышления - требуют подключения интуитивных и аналитических способностей - заставляют людей задуматься о причинах и возможных последствиях Уточняющие вопросы - задайте уточняющий вопрос для выяснения непонятных моментов - задайте уточняющий вопрос для выяснения дополнительной информации
Диалог состоится если: - ребенок тоже задает открытые вопросы - объясняйте свои вопросы - задавайте краткие и конкретные вопросы - научитесь слышать
Следующий этап – работа с правилами Правила ведения диалога: - вопросы продумывайте заранее - не давайте готовых ответов - не говорите «Не правильно!» - показывайте детям, что все их идеи и гипотезы интересны - поддерживайте детскую инициативу - резюмируйте время от времени то, что было сказано, называя детей по именам - позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречивой ситуации - позволяйте детям обсудить, что произошло
Правила для детей: - СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО - ЛЮБЫЕ ИДЕИ ВАЖНЫ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ТАК СЧИТАЕШЬ - ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ - НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ - ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС
П оследний этап - круги доверия (утренний и вечерний круги) Круги доверия направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Предполагаемые результаты: - р азвитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности. - р азвитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. - р азвитие умения соблюдать установленные нормы и правила. - о знакомление с окружающим миром, развитие речи. - о беспечение эмоционального комфорта.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.
Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог....
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.
Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...
Конспект НОД "Истоки диалога"
Программное содержание: Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостояте...
Консультация для родителей на тему: "Диалог сверстников в дошкольном возрасте"
Общение со сверстниками...
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога
Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....